search
main
0

Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы: Открытость и прозрачность повышают результативность работы

В чем смысл изменений, которые происходят в столице? Какова конечная цель всех этих преобразований? Зачем они нужны? На эти и другие вопросы постоянно отвечает министр образования Исаак Калина.

се желающие могут воспользоваться открытыми ресурсами Департамента образования: по понедельникам идет открытая трансляция в Интернете совещаний по информационным технологиям в образовании, по вторникам – заседаний аттестационной комиссии, по средам – заседаний Кадровой комиссии, по четвергам – пресс-конференций и селекторного совещания руководителей системы образования. Все это люди смотрят не только в Москве и в России, но и за рубежом. В последние годы в системе образования Москвы есть существенное изменение – объективность оценок. Все результаты деятельности педагогов и образовательных учреждений, которые учитывают как результаты, не фальсифицированы. Все, что происходит в системе образования, в Департаменте образования, стало абсолютно доступно, прозрачно. Любое мероприятие, которое у нас проходит, транслируется в Интернете, и это видят все. Столичное образование – дело общее Когда мы говорим о системе образования, то связываем все происходящее с Департаментом образования, но все департаменты  Правительства Москвы работают на систему образования: и строители, и финансисты, и экономисты, и специалисты по информационным технологиям. На систему образования работает Департамент природопользования, который возглавляет Антон Кульбачевский, в вопросах экологического образования он точно делает для учеников Москвы больше, чем Департамент образования. Мы работаем вместе с Департаментом культуры. То есть сегодня нет департамента Правительства Москвы, который бы не работал на школы, на учеников Москвы.Информационные технологииПрозрачность  системы образования во многом достигается  и использованием новых информационных технологий. Мы реализуем вместе с Департаментом информационных технологий проект «Школа новых технологий». Это проект больше даже не наш, а именно ДИТа. Зачем нужен проект «Школа новых технологий», почему принять участие в нем так стремятся школы и педагоги? Мир наш сегодня таков, что наши дети, уже приходя в школу, своим основным способом познания мира выбирают компьютер, гаджеты. Учительская профессия сложна еще тем, что ровесниками нашим детям мы стать не можем, а вот современниками просто обязаны быть для тех детей, которые у нас учатся. Если мы не будем пользоваться теми способами познания мира, которыми пользуются наши дети, то им будет очень сложно с нами, какими бы мы профессионалами, знатоками математики, физики ни были. Мы все-таки должны стараться понимать и уважать способы общения с миром наших учеников. Поэтому нам так дорог проект «Школа новых технологий», который ДИТ реализует в нашей системе образования. Учитель нынче не одинок Конечно, сегодня сказывается и дальше будет сказываться то, что появляются серьезные кафедры учителей-предметников в одном образовательном учреждении. Как учитель с большим стажем, я знаю, что плохо, когда один учитель в школе варится в собственном соку, когда у него нет ни товарищей по предмету, ни конкурентов, а очень важно, чтобы человек сравнивал себя с другими учителями. Сегодня в школах появляются целые кафедры, в которые входят несколько учителей физики, несколько учителей химии. Вообще система образования – система очень инерционная, результаты ее деятельности не могут расти моментально, но со временем все, что мы делаем, будет сказываться. Предметная среда – то, что нужно современной школеСегодня я наблюдаю, как три-четыре великолепных кабинета физики у одного учреждения и каждый используют 11-12 часов в неделю. Нам надо ввести такое понятие, как «используемость», и очень жестко отслеживать, иначе мы просто зря тратим деньги. Сотрудничество с вузами повышает качество школьного образования.Второй год мы вместе с вузами организуем и проводим «Университетские субботы». Тысячи школьников по субботам посещают лаборатории университетов, слушают лекции, посещают семинары и мастер-классы. Все это влияет на школьное образование. Вообще система образования – система открытая, и на нее влияют все внешние сигналы. Творчество – основа развития детейРазвитие детей всецело зависит от учителя. У меня был прекрасный преподаватель по методике преподавания математики, который всегда говорил: «Не натаскивайте!», и это правильно. Как раньше не очень удачные учителя натаскивали учеников на экзаменационные билеты, так сегодня такие же учителя натаскивают  учеников на КИМы по ЕГЭ. При этом самые лучшие учителя ни на что не натаскивают и их дети сдают ЕГЭ лучше, чем у натаскивающих. Нынче в разных школах разные учителя, к сожалению, нет такой школы, в которой все учителя были бы прекрасными, точно так же, как нет такой школы, в которой все учителя были бы неудачными. В школах очень разные коллективы, но я рад, что сегодняшняя зарплата московского учителя стала достойной. Директора школ сумели, грамотно управляя ресурсами, вывести зарплату педагогов на достаточно приличный уровень, а самые дальновидные директора вкладывают солидные ресурсы в свои дошкольные структуры, потому что качество школьного образования начинается там – с трех лет, а не с одиннадцати. Это нынче позволяет нам всем, в первую очередь родительскому сообществу, администрации школ, предъявлять довольно серьезные требования к педагогам. Я уверен, что с каждым годом квалификация московского педагога будет продолжать расти.Внебюджетные доходыВо многих программах развития школ есть слова «внебюджетные доходы». Слово «зарабатывать» для школы – очень хорошее слово. Оно было скомпрометировано тем, что она зарабатывала на родителях. Сегодня школа де-факто зарабатывает государственные бюджетные деньги, потому что и новые законы, и переход на нормативное подушевое финансирование или личностно ориентированное финансирование изменяют содержание этого слова. Главное в том, что мы финансируем. Одно дело – мы финансируем статус школы (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов), который хотят получить все, независимо от результатов работы, другое дело – результаты работы. Когда мы оценили результаты работы школ с углубленным изучением предметов с теми баллами, которые их ученики получили по этим предметам на ЕГЭ, то стало понятно, что никакой углубленки там не было и в помине. Если мы финансируем ученика, который приходит в школу, то школа, естественно, заинтересована в том, чтобы ученики хотели тут учиться. Но чтобы ученики и их родители хотели приходить в эту школу, она должна значительно повысить качество образования, которое она дает детям. Тогда жители Москвы, приходя в такую школу, приносят туда не свои деньги, а деньги городского бюджета. Те школы, которые привлекают учеников качеством своей работы, спокойно получают достаточное количество средств из бюджета. Те школы, которые не привлекли учеников качеством своей работы, пытаются привлекать их, предпринимая не самые удачные, на мой взгляд, шаги, и еще больше усугубляют свою ситуацию. Ведь родители, которые понимают, что им предлагают платить за отсутствие качества, постепенно из этих школ перейдут в другие школы. Мы собираем факты по каждому такому случаю, если есть обращения на сайт департамента, принимаем меры.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте