С 1 сентября 2012 года в Москве стали создавать новые образовательные комплексы. Основная задача при этом, чтобы каждая семья рядом со своим домом могла получать качественные образовательные услуги для всех своих детей независимо от возраста, чтобы семья имела дело с одним учреждением. То есть если в семье есть и дошкольники, и школьники, то это должна быть школа с дошкольным отделением, где семья может и воспитывать ребенка-дошкольника, и обучать детей школьного возраста.
Если у одного ребенка склонности к математике, а у другого – к литературе, то в большом образовательном комплексе может быть и математический, и гуманитарный профиль, а может и технологический, когда у ребенка изумительные практический интеллект и, что называется, золотые руки. То есть задача, в общем-то, очень понятная – вблизи проживания каждой московской семьи должен быть мощный образовательный комплекс, в котором для всех своих детей она имеет возможность получить все разнообразие тех образовательных услуг, которые нужны этой семье независимо от возраста ее детей. Это задача ради родителей, но есть еще одна задача – предоставить гораздо большие возможности для профессионального развития и профессиональной реализации учителям. Не секрет, что в маленькой однокомплектной школе, скажем, учитель физики имеет мало часов (12-14, что намного меньше ставки), в этих условиях учитель вынужден брать совершенно другие, непрофильные уроки или бегать по двум школам, чтобы набрать себе нормальную нагрузку. В большом образовательном комплексе, как правило, достаточное количество часов есть не только для одного учителя, а для двух-трех, в результате образуется своеобразное сообщество педагогов, которые взаимодействуют друг с другом, помогают друг другу, может быть, в чем-то даже конкурируют, имея гораздо более широкие возможности для профессиональной реализации и профессионального развития. Психологи, учителя иностранного языка нужны не только в общеобразовательной школе, но и в дошкольном образовательном учреждении, поэтому формирование таких мощных комплексов, предоставляющих возможности для удовлетворения всех образовательных потребностей и детям, и педагогам, соединяет эти возможности, а значит, при этом всегда возникает большая новая возможность.Схема создания комплекса непроста. По закону решение принимает учредитель, это ясно и понятно. Но мы не инициируем решения, мы их скорее не принимаем, а только оформляем. Решение может исходить в первую очередь от коллективов образовательных учреждений. Ни одно объединение не может происходить без решения администрации школы и управляющего совета. Понятно, что окружные управления образования имеют полное право показывать коллективам, родителям, администрации преимущества того, когда маленькие школы объединяются в комплексы, рассказывать, выстраивать различные модели и программы развития, показывать, в чем плюсы такого объединения, а в чем риски, естественно, вырабатывать механизмы преодоления этих рисков. Поэтому в данном случае это должна быть очень тонкая, неспешная работа, заканчивающаяся решением администрации и управляющего совета. Все решения, которые оформлены приказами Департамента образования, основаны на таких решениях администрации и управляющего совета школы и детского сада. Понятно, наверное, что в коллективе могут оставаться какие-то педагоги, которым не очень нравится решение их администрации, родители, которые не согласны с решением управляющего совета, но что касается родителей, то у них есть право выбирать управляющие советы и принимать решения тех людей, которых они выбрали. Начальная школа благодаря объединению в комплекс не отдаляется от семьи, мы стараемся как можно больше сформировать комплексов по микрорайонному принципу. Можно ругать московские дороги, но вся Москва разбита этими радиальными, районными и окружными дорогами на маленькие микрорайоны. Самая главная задача, которую мы поставили перед округами и будем очень жестко проверять, – при объединении школ и ДОУ формировать комплексы внутри микрорайона, чтобы детям не приходилось переходить какие-то большие дороги. Но при этом есть интересный опыт не сегодняшнего дня – знаменитый комплекс №548 народного учителя РФ Ефима Рачевского был сформирован, к сожалению, далеко не по географическому принципу, школы, составляющие этот комплекс, находятся в километрах друг от друга, что лично мне кажется не очень правильным, но это делали лет 15-20 назад, так сложилось, и комплекс работает великолепно. То есть, наверное, все-таки главное – педагогический коллектив, который образуется в любом образовательном учреждении, в том числе и в таком образовательном комплексе. Сегодня многих пугает слух, что при объединении произойдет сокращение учителей. Во-первых, нельзя как задачу ставить избавление от каких-то педагогов. Если люди успешно работали в тех коллективах, которые объединяются, наверняка они будут успешно работать, будут востребованы и в новом объединенном коллективе. При всем том, что у нас сегодня в московских школах нет вакансий, хорошими учителями не разбрасывается ни один хороший руководитель. Поэтому все те люди, которые успешно работали, были уважаемыми в своих коллективах, учениками и родителями, конечно, обязательно должны найти свое место и в новых коллективах. Вернее, их должны найти и предоставить работу, тем более что в новых комплексах такой работы становится, как правило, больше, чем было в их прежних школах.
Комментарии