По мнению Исаака Калины, встреча в Департаменте нужна была прежде всего для того, чтобы сверить, понятны ли сегодня те правила, по которым мы живем, достаточно ли адекватно они реализуются во всех десяти округах Москвы, нет ли каких-то больших проблем с реализацией тех задач, которые постановлением Правительства Москвы №86-ПП были поставлены перед школами, участвующими в проекте, и, самое главное, чтобы услышать от директоров школ те предложения, которые, как считают директора, могли бы повысить и эффективность реализации в целом самого проекта, и эффективность деятельности тех учреждений, которые они возглавляют. Эта встреча, как и многие другие подобные встречи, относилась к категории рабочих, так как предполагала не только соотнесение, но и выработку единых позиций по тем или иным вопросам, которые возникают в ходе реализации пилотного проекта. Встреча та была нужна еще и потому, что от 259 директоров школ-пилотов во многом сегодня зависит то, насколько безболезненно, эффективно пройдет реализация новых задач в тех образовательных учреждениях, которые вступили в этот проект с 1 октября. Эта встреча нужна была педвузам столицы. Надо сказать, что участие в пилотном проекте, предполагающем снятие очень многих препон в деятельности образовательных учреждений, предъявляет к педагогам и управленцам очень много самых разнообразных требований и знаний, не случайно нынче директора пилотов, особенно пилотов первой волны, поступили на учебу в вузы, но, к сожалению, пока не в педагогические. Это должно подтолкнуть высшие педагогические учебные заведения не только к коррективам в подготовке выпускников, которые придут в систему образования, но и к изменению системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. Сегодня настал момент, когда эти вузы должны быть архиважны школам. Именно поэтому три столичных педвуза системы Департамента образования – МГПИ, МГПУ и МГППУ – сегодня вводят много самых разнообразных новшеств в свою работу. У каждого из них своя специфика, свои программы, цели и задачи, но пилотный проект и новая модернизационная политика Правительства Москвы, Департамента образования, подкрепленные немалым бюджетным финансированием, выступают неким объединительным началом для педвузов столицы.
Как известно, с 1 апреля, 1 июля и 1 октября часть московских школ вступили в пилотный проект, предусматривающий существенную модернизацию общего образования. Сегодня уже можно подводить итоги работы двух первых волн пилотного проекта. Этому была посвящена встреча министра образования Москвы Исаака Калины с директорами 259 школ, начальниками окружных управлений образования, руководителями централизованных бухгалтерий, которая состоялась в актовом зале Департамента образования. – Прежде всего хочу сказать спасибо директорам тех 125 школ, которые первыми 1 апреля 2011 года вступили в пилотный проект и которые сейчас в еженедельном режиме ведут семинары, «круглые столы», проводят огромную работу по оказанию помощи тем учреждениям, которые стартовали в пилоте позже или только еще собираются стартовать. Эта работа имеет огромное значение для города, при этом хочу сказать, что уверен: эта работа нужна и самим первопилотным школам, так как многие вещи при этом уточняются. Мы, учителя, знаем: когда объясняешь что-то другим, и сам понимаешь суть лучше. Поэтому и у этих школ есть хорошая возможность все понять до конца, разъясняя многие проблемы другим участникам пилота. Я могу сказать, что жизнь и деятельность директоров школ в недалеком будущем изменятся кардинально. Очень хорошо понимаю, что не только бояться, но даже почитать Департамент образования директорам школ теперь не за что. Раньше департамент мог дать деньги, а мог и не дать их, мог подписать индивидуальное штатное расписание, а мог и не подписать его, утвердить какой-то индивидуальный учебный план или не утвердить его. Сегодня директора ничего не могут выпросить у Департамента образования, а значит, к Департаменту образования у директоров школ должно быть совершенно иное отношение – не отношение подчиненности, а нормальное партнерское отношение. Они должны понимать и чувствовать, что мы вместе вырабатываем правила игры, по которым более эффективно могут существовать образовательные учреждения. Точно так же сегодня должны выстраиваться отношения школ с округами. Окружные управления образования – не распределители ресурсов. Все вроде бы хорошо – директора теперь получили свободу, стали независимыми и от департамента, и от окружных управлений, но есть для них впереди и некоторые печали. Сегодня педагогические коллективы школ изменят отношение к своим руководителям. Когда те многие годы ходили в департамент, выпрашивали там ресурсы и приносили их в свое «школьное гнездо», коллективы смотрели на директоров как на добытчиков и относились к ним с соответствующим почитанием, относились, как и положено относиться к тому, кто принес деньги. Сегодня педагогические коллективы еще не поняли, но обязательно поймут главную вещь: так как директор ничего не может нынче выпросить у Департамента образования, то добытчик школьных ресурсов теперь не директор, а сам коллектив, качество труда которого обеспечивает количество учеников, а значит, и ресурсы. Поэтому смотреть на директора как на единственного добытчика, которому все можно простить за то, что он молодец (договорился и принес деньги!), коллектив больше не будет. Коллектив будет ценить директора не как добытчика, а как организатора труда коллектива по совместной добыче этого ресурса. Как говорится, ощутите разницу! Психологически директора к этому должны быть готовы уже сейчас. Коллективы начнут задавать им вопросы, которые будут ориентированы не на то, чтобы выказать директору подобострастие и почтение, а на то, чтобы вместе с директором выработать наиболее эффективные механизмы деятельности. Сегодня школы получают солидные деньги в рамках пилотного проекта. Недавно принято решение о присуждении грантов мэра, было выделено дополнительно 650 миллионов рублей: 10 школ получили по 15 миллионов, 25 – по 10 и 50 – по 5 миллионов рублей. Экспертный совет посчитал количество выпускников, которые сумели по трем любым ЕГЭ набрать 220 и более баллов. Каждый такой ученик приносил школе очко. Мы не считали количество стобалльников, мы не считали средний балл, мы посчитали, какому количеству детей его родное образовательное учреждение обеспечило возможность выбора дальнейшей учебы почти в любом вузе города, так как 220 балов – это гарантированное поступление в подавляющее количество вузов Москвы (за исключением буквально нескольких специальностей в нескольких высших учебных заведениях, где проходной балл выше). Дальше мы посчитали тех выпускников, которые на городской предметной олимпиаде или на городском этапе Всероссийской олимпиады стали призерами, – они тоже приносили школе очко. Если выпускники стали победителями городской олимпиады или городского этапа Всероссийской олимпиады, то школа получала три очка. Призеры Всероссийской олимпиады приносили пять очков, победители – десять очков. В результате удалось получить рейтинг школ Москвы. Никакого субъективизма при этом не было, работало формульное распределение. Каждая школа добилась включения в рейтинг по-своему, так как работают они все по-разному. Есть школы на две тысячи учеников, которые обеспечивают великолепные результаты для огромного количества выпускников. Например, Центр образования №548 – большое образовательное учреждение, туда приходят несколько сотен учащихся старших классов. Если такая школа может обеспечивать высокие результаты, то она и должна обеспечивать их как можно большему количеству учеников. У школы-интерната «Интеллектуал», напротив, учеников мало, но они все выигрывают на Всероссийской олимпиаде. То есть у каждой школы есть выбор того, как работать, какие цели и задачи ставить. Школа должна определить, как она будет предоставлять каждому ребенку возможность профильного обучения. Или это будет углубленное обучение тех самых детей, которые давно решили, например, что хотят быть математиками, и школа выиграет хотя бы городскую олимпиаду по математике. Или это будет школа, которая должна честно дать своим ученикам многопрофильный выбор, если еще не поняла, чем дорога жителям Москвы – химией, физикой, математикой или чем-то другим. В этом случае ребенку предоставят весь спектр выбора, он придет в десятый класс и выберет себе обучение по тому или иному профилю. Но если школа не дает ни качества обучения, ни выбора, то у нее нет шансов на получение гранта. Присуждение гранта – не валовый подход, а подход к возможности выбора, причем не для директора школы (не он хозяин школы), а для москвичей. Москвичи же хотят, чтобы на старшей ступени у ребенка была возможность выбора профильного обучения или в многопрофильной школе (как у Рачевского в 548-й), или в узкоспециализированной школе (как «Интеллектуал» или химический лицей №1303). Экспертный совет такой подход к оценке деятельности школ одобрил. Сверх 85 школьных грантов также присуждены еще 50 грантов по два миллиона за результаты воспитательной работы, социокультурных проектов и работы с особыми детьми. 15 грантов получили колледжи, которые успешно работают с теми детьми, с которыми школы не всегда хотят или могут работать, например, грант получил 26-й строительный колледж, который собрал у себя самых сложных ребят и успешно готовит их к работе. 5 грантов получили коррекционные учреждения, которые работают с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. 9 грантов отданы детским садам, 15 – учреждениям дополнительного образования. Тут надо ответить на вопрос: благодаря чему школы получают дополнительное финансирование, становятся лауреатами грантов мэра? Прежде всего благодаря интенсивной и качественной работе педагогических коллективов. Главным, ведущим ресурсом, способствующим достижениям школ, стали учителя. Но директора очень часто заботятся о том, как создать материально-техническую базу, провести ремонт, а не о том, чтобы поддержать учителей, в том числе и материально, потратить полученные средства на выплаты им. А мы так долго добивались того, чтобы в постановлении правительства о грантах появились слова «в том числе на выплаты». Думаю, если есть малейшая возможность поддержать тот главный ресурс, благодаря которому, например, школа стала лауреатом гранта мэра, директор должен это сделать. Купить оборудование у директора будет еще тысяча возможностей, а вот другой возможности сделать так, чтобы люди почувствовали: они этот грант заработали, у него может и не будет. Поэтому директор должен стремиться выплатить учителям деньги в виде стимулирующих доплат, педагоги должны понять, как связаны их качественная работа и улучшение собственного материального положения. Директор должен поддержать тех людей, которые вносят наибольший вклад в развитие учреждения. Нужно вспомнить слова Форда: «Если у меня отберут все станки, но оставят рабочих, то у меня через год будет такое же предприятие. Если у меня отберут рабочих, но оставят станки, у меня такого же предприятия не будет». Мы видим, какой объем поставок оборудования в этом году пошел в школы. Я приехал в одну школу, а мне говорят: «Нужны стеллажи, чтобы сложить оборудование!» Пять лет школы Москвы не получали компьютеры, в этом году они получили столько, что на первое время им этого оборудования хватит. Качество делают люди, а не оборудование. Да, оборудование нужно, оборудование школы будут постепенно получать, судя по тому что уже нужны стеллажи, оно уже поступает в значительном количестве. Не надо складировать средства на счете. Инфляция – всемирный процесс, который затрагивает не только нашу страну, но и расчетный счет школы. Проценты на этот счет не поступают, каждый месяц эти деньги хоть на один процент, но убывают. Ради чего школы будут держать неизрасходованные в 2011 году деньги на этом счете с переходом на 2012-й, непонятно, ведь 1 января 2012 поступят новые средства и школа будет жить на новом финансировании. Зачем прятать эти «заначки» от коллектива, мне тоже непонятно. Конечно, деньги, оставшиеся от 2011 года, и в 2012 году можно хранить на счете, но, уверен, не нужно. Более того, уверен, что это будет управленческой ошибкой директора, если он не воспользуется возможностью выплатить эти деньги коллективу школы. Я призываю директоров: вложитесь сегодня в лучших педагогов, дайте им возможность почувствовать себя соучастниками достижения высоких результатов! Обещаю, если деньги, которые получают школы, будут использованы только на приобретение оборудования, точно поеду в эти школы и спрошу у коллективов: «Почему вы, уважаемые коллеги, отказались от премий, хотя могли их получить?» Это все равно что сказать учителям: «Давайте сбросимся с зарплаты по пять тысяч рублей и купим стеллажи!» Никто ведь из директоров за этим не обратится к коллективу, но, получив деньги, которые можно очень значимо потратить на оплату труда, некоторые из них начинают сразу рассуждать так: «Людям не дадим, купим то-то и то-то!» Я еще раз прошу: возможности тех, кто работает качественно и эффективно, нужно использовать, что называется, на всю катушку. Иначе не только директора долго не продержатся, но и их учреждения долго не продержатся как качественные учреждения. Когда принимали 22 марта 2011 года постановление Правительства Москвы №86-ПП, срок его действия был до 1 июля 2012 года, сам пилотный проект был так назван и запущен для отработки механизма финансирования образовательных учреждений, для повышения эффективности их деятельности. План был тогда такой: в первом квартале 2011 года в пилотный проект войдут 125 школ, во втором квартале следующие 125, в третьем еще 125 и так далее. Мы рассчитывали, что выйдем с пятью-шестью сотнями школ на окончание пилотного проекта и за это время разработаем документацию для перехода всех школ в штатный режим после анализа всех ошибок, недочетов, которые проявились в реализации пилотного проекта. Сегодня ситуация такова, что в пилотном проекте у нас участвуют 983 школы, или 65 процентов школ Москвы. При этом ни мы, ни контролирующие органы не дают каких-либо сущностных замечаний по документации 86-ПП, не говорят, что она сделана неправильно и ее надо поменять. Возникают определенные проблемы при реализации пилотного проекта, но они такие рабочие проблемы, которые снимаются в ходе работы. Может быть, теперь нет смысла тянуть с переходом в штатный режим по этим правилам еще 6 месяцев? Нам нужно серьезно подумать и посмотреть: если правила 86-ПП нуждаются в какой-то существенной коррекции, то необходимо работать над предложениями на этот счет, если мы считаем, что эти правила не нуждаются в какой-то существенной коррекции, что по ним можно жить и работать, то тогда все зависит от того, заявят ли оставшиеся 500 школ о своем желании участвовать в этом проекте. Тогда нам придется просить Правительство Москвы заслушать итоги реализации пилотного проекта, мнения директоров школ, управляющих советов, наблюдательного совета, профсоюзной организации, комиссии по подведению итогов реализации пилотного проекта и на основе этих результатов просить о переводе в штатный режим всех образовательных учреждений столицы. Я не вижу смысла пилотировать, когда 1000 школ уже работают в этом режиме, деньги на это заложены в бюджете города, но это все нужно обсудить прежде всего на стажировочных площадках. По большому счету все зависит только от того, насколько мы готовы работать в таком режиме – режиме ответственной свободы. Я не считаю, что есть проблемы финансовые, это все рабочие моменты, которые можно решить. Главная проблема даже не психологическая. Это проблема мировоззрения директоров, коллективов. Я не просто понимаю, я соглашаюсь с тем, что жить в командно-распределительной системе немного легче: дали денег – живешь, не дали – не живешь. Но может быть, все же лучше выбрать свободу? Решать эту проблему каждому директору нужно в своем коллективе.
Комментарии