Министр образования Москвы Исаак Калина дал пресс-конференцию в информационном центре столичного правительства. Разговор, в котором приняли участие директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, директор школы №1394 Валерий Тихонов, председатель городского экспертно-консультативного совета родительской общественности Людмила Мясникова, шел о новых возможностях московского образования, итогах 2013-2014 учебного года и задачах на новый учебный год.
Некоторые итогиС 2013 года мы впервые по поручению мэра Москвы Сергея Собянина и по согласованию с ним перевели образовательные учреждения столицы на формирование государственного задания не на календарный финансовый год, а на учебный год – с 1 сентября по 31 августа. Для школ это крайне важно, потому что у них появляется возможность планировать все свои финансово затратные мероприятия, твердо зная весь бюджет на учебный год. На хороший уровень реализации вышел Курчатовский проект, который начинался более года назад, сегодня мы имеем уже 30 школ, оснащенных современным эффективным оборудованием. В этом году у нас появились органы государственно-общественного управления образованием на уровне межрайонных советов директоров школ.Детский сад примет новых ребятВсе юные жители Москвы возрастом старше 3 лет, которые хотели получить место в дошкольных отделениях, его получили, прием в дошкольные отделения практически завершен. Во многих районах нам удалось дать места в дошкольных отделениях детям в возрасте от 2,5 до 3 лет, предоставлены места детям-инвалидам, детям инвалидов, детям из многодетных семей жителей Москвы. 3 года назад в Москве в дошкольных отделениях было около 280000 юных жителей столицы, а сейчас у нас 420000. Чудес в этом мире не бывает. Место для дошкольника из воздуха не рождается. 140000 – это огромный рост, половина от того, что было. Строительство детских садов продолжается, большая его часть сегодня сосредоточена на территории Новой Москвы. По плану у нас в 2014 году возведение 36 зданий для дошкольников, думаю, к 1 января строители все свои планы выполнят.Первый раз в первый классУже в стандартном режиме работает электронная запись в первый класс, зарегистрированы чуть более 90000 кандидатов в первые классы, 99,5% подавших заявки уже приняты. В этом году около 70% учеников пришли в первый класс в своем микрорайоне. Из 30% многие люди зарегистрированы в одном микрорайоне, а реально живут в другом, поэтому из них тоже большинство пришли в школу в своем микрорайоне. В этом году у нас 23000 первоклассников перешли из дошкольного отделения в школьное в своей школе, что хорошо говорит и о дошкольном отделении, и о самой школе. В следующем рейтинге, в 2015 году, мы заменим показатель количества дошкольников на более качественный показатель – количество первоклассников, принятых переводом из дошкольного отделения. Это прекрасная характеристика качественного взаимодействия между дошкольным и школьным отделениями.Вообще, не человек должен бегать по городу за качественным образованием, качественное образование должно прийти к месту жительства человека. Для этого и возникают большие многопрофильные школы, где можно обеспечить качественное образование по всему спектру предметов. Школа должна предоставить семье возможность выбора. Для этого все и делается.Многопрофильный комплекс – комплекс больших возможностейВ столице завершается создание многопрофильных образовательных комплексов – больших школ с солидными возможностями. В Северо-Западном округе и Зеленограде, которые первыми завершили эти мероприятия, сегодня наступает эпоха перехода к стабильности. Если говорить о цифрах, то в этом году мы начнем учебный год с 800 школами. По работе школ-комплексов у нас есть очень интересная статистика. Мы приглашали директоров школ, у которых в 9-м классе на ОГЭ была большая доля ребят, не прошедших итоговую аттестацию. Это плохо, но это не трагедия, так как 9-й класс – не 11-й. Мы решили тем не менее с каждой школой разобраться, может быть, чем-то помочь, что-то в школе изменить, чтобы не было таких провалов. Я пригласил вместе с директорами школ всех начальников округов. Глядя в зал, очень удивился, что нет одного начальника округа. По привычке попросил разобраться, почему начальника округа нет, мне сказали, что его школ нет в этом списке. Это был Северо-Западный округ, который первым в Москве еще в 2012 году практически завершил реорганизационные процессы. Это, как мне кажется, некий показатель. Вообще, считается, что какие-либо организационно-структурные преобразования в системе образования дают результат где-то через 8-12 лет, надеюсь, что мы с вами обнаружим их раньше.В столице нет страстей по ЕГЭНедавно вице-премьер Правительства России Ольга Голодец провела селектор на тему ЕГЭ со всеми субъектами РФ. Я очень рад, что предметом обсуждения были не баллы, которые получили выпускники, а сама процедура проведения ЕГЭ в 2014 году. Воспитательный, мотивирующий эффект ЕГЭ 2014 года гораздо важнее любых учебных результатов. Результаты были всегда, но такого мощнейшего, формирующего ответственную позицию фактора раньше не было.Москва на протяжении последних 3 лет настойчиво и аккуратно старается не только узнать, но и показать всем реальную ситуацию в каждом образовательном учреждении. Все это началось с лишения аккредитации одной из московских школ. Это явление было уникальным для всей России. Когда оказалось, что там крайне низкие результаты всех диагностик, то мы не стали замалчивать эту историю. Ее обсуждали у мэра Москвы, с тогдашним заместителем мэра Ольгой Голодец, активно в обсуждение включалась профессиональная общественность, директорский корпус лучших школ. Все это было очень тщательно обсуждено, и принято решение о лишении аккредитации. Этот случай запустил серьезный механизм прекращения имитации качества. Система образования – очень инерционна, это хорошо и сложно, ведь моментально изменения не происходят. Дети учатся 11 лет, и невозможно в последний год что-то изменить, для этого требуется серьезный период. Московское образование к самому жесткому формату проведения ЕГЭ, который теперь по всей стране прошел, было готово. Несмотря на то что пока окончательных итогов ЕГЭ по стране нет, можно уже сказать точно об одной тенденции. Мы взяли себе три точки отсечения баллов ЕГЭ: 190, 220 и 250 по трем предметам. 190 – это округление 63, умноженных на 3. 63 взято потому, что Минобрнауки РФ когда-то установило порог эффективности московских и санкт-петербургских вузов в 63 балла по каждому предмету. Если вуз принимает абитуриентов с баллами меньше 63, то он считается неэффективным. Следующая точка отсечения – 220 баллов, которую мы использовали при присуждении медалей, это 73, умноженное на 3. 73 балла по всем предметам во времена, когда еще была шкала перевода баллов ЕГЭ в оценки по пятибалльной системе, были твердым «5», которое начиналось с 71 балла. 220 баллов – это, можно считать, был отличник по трем предметам, которые он сдал. Третий барьер – 250 баллов дают возможность поступления в вузы на самые топовые специальности. Несмотря на то что выпускники Москвы составляют примерно 7,6% от всех выпускников в России, в когорте высокобалльников, тех, кто набрал 190, москвичей точно будет не меньше 11%. Тех, кто набирает 220, будет не менее 14%, а тех, кто набирает 250, будет не менее 18%. Цифры будут плавать чуть-чуть, но в основном порог такой. Так как конкурс поступления в вузы идет на уровне 190, 220, 250, очевидно, что московские выпускники в этом году имеют хорошее преимущество перед выпускниками других городов. Несмотря на то что количество высокобалльников в прошлом году было больше, чем в этом, доля в этом году больше, потому что во всех субъектах Федерации их стало меньше, так как пропали высокие баллы, полученные путем заучивания ответов за двое суток до экзамена. К счастью, в Москве это снижение намного меньше, чем в других субъектах РФ. Это хорошо для всех добросовестных учеников. Наконец-то нет шанса обойти добросовестного ученика недобросовестному, который за двое суток до ЕГЭ узнал точные варианты, заучил их наизусть, радостно обнаружил, что у него вариант совпадает, заполнил ответы и побежал в вуз с высокими баллами. В этом году такой возможности не было ни у одного бездельника. Я рад, что среди московских выпускников добросовестных, получивших высокие баллы оказалось больше, чем в среднем по России.Москва предложила проверить эффективность школМы живем в очень тесном взаимодействии с Рособрнадзором. Я очень рад, что в этом году под руководством Министерства образования и науки РФ и Рособрнадзора по всей стране получился такой ЕГЭ, благодаря чему добросовестные московские школьники явно выиграли. Мы обратились в Рособрнадзор с просьбой разрешить Москве, как и еще нескольким субъектам РФ, создать центр круглогодичного мониторинга качества образования под эгидой Рособрнадзора. Это позволит не только раз в году во время ЕГЭ узнать настоящий уровень знаний, но и в течение всего года. К этому мы готовы, потому что все годы прекрасно работает Московский центр качества образования, жестко проходят предметные олимпиады. Уверен, что московские школы, школьники и учителя, все более спокойно относятся к тому, что объективность – очень важная вещь по жизни.Рейтинги и гранты – оценка успеховМосковский рейтинг школ уже стал традиционным, по пока не ставшему привычным общероссийскому рейтингу школ московские школы имеют очень высокие позиции.Сохраняется грантовая поддержка школ, которые победят в 2014 году в рейтинге московских школ. 400 школ – это объявленные места школ в рейтинге, у всех остальных 401-е место. По рейтингу учебных результатов награждают грантами мэра всего 170 школ, то есть 20% всех школ Москвы (20 – первой степени, 50 – второй, 100 – третьей степени). Кроме того, 50 образовательных учреждений награждают грантом по 2 млн за создание социокультурной среды, при этом в первую очередь учитываем работу с инвалидами, со сложными детьми, то есть ту работу, которая не может в одночасье вывести школу в топ рейтинга, но которая крайне важна и нужна. Суммы очень значительные. Когда с коллегами из других субъектов обсуждаю и говорю, какие гранты получают школы Москвы, то их отношение ко мне, по-моему, портится.Звания и медали – лучшимВ Москве по инициативе мэра появилась новая награда, о которой он объявил на педагогическом совете в августе 2013 года: были подготовлены все необходимые документы, проведены согласования, сегодня в столице введен новый почетный знак «Заслуженный учитель города Москвы». Мы надеемся, что уже на педсовете 2014 года удастся наградить первых учителей, удостоенных этого звания.Правительство Москвы и мэр Москвы в тот момент, когда из Федерального закона исчезло понятие о золотых и серебряных медалях выпускникам школ, приняли решение о введении московской медали за особые успехи в обучении, награждение выпускников 2014 года этой медалью уже состоялось.Эффективная работа по эффективному плануВ этом году очень большая группа московских школ работала над внедрением эффективного учебного плана. При эффективном учебном плане слишком просто было бы говорить о том, что школы сумели перейти на пятидневку и не учиться по субботам. Это немного не так, дети теперь имеют возможность именно учиться, используя культурное пространство города, а не отсиживаться в субботу на недостаточно полезных уроках, в этом году они имели возможность посещать такие мероприятия, как «Университетские субботы», «Профессиональная среда», «Урок в Москве» и олимпиада «Музеи и парки, усадьбы Москвы», участвовать в Московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений». Московские школы активно осваивают город как образовательное пространство. Это было бы невозможно без введения эффективного учебного плана.Предуниверсарии для тех, кто хочет учиться в вузеЭтот учебный год стал первым годом создания и работы в Москве так называемых предуниверсариев, то есть школ старшей ступени при университетах. Практика себя положительно зарекомендовала и будет расширяться. Никто никаких привилегий при поступлении в вуз никому не дает: выпускники предуниверсариев должны наравне со всеми сдать вступительные экзамены, то есть ЕГЭ.При поступлении в предуниверсарий университет имеет право провести диагностику, собеседование, контрольные работы, чтобы понять, стоит ли человеку тратить следующие два года на обучение именно по этому профилю, или лучше подсказать, что человек зря потратит два года, то есть что это не его, нужно, чтобы он выбрал другое. Ничего, кроме школьной программы за 9 классов, университет не проверяет, но это право всех школ при наборе во все профильные классы. Я всегда был и остаюсь категорическим противником диагностик при поступлении в первый класс, потому что, поступая в первый класс, человек ничего никому не должен. В 9-м же классе он уже отучился и должен продемонстрировать результат своего учебного труда, чтобы все вместе – учителя, он и семья – могли понять, в каком направлении ему дальше двигаться. К тому же не забудем, что город финансирует предуниверсарии. Вузы тоже вкладываются, но город на предуниверсарии выделяет субсидию. Есть целый пакет критериев, по которому департамент взаимодействует с этими вузами, контролирует эту работу, вузы отчитываются на специальной комиссии о ее результатах. В этом году мы расширим количество тех вузов, в которых будут предуниверсарии, сейчас идут переговоры с вузами, думаю, что еще пяти вузам мы дадим согласие на открытие профильных классов в октябре-ноябре. Желающих вузов много, но мы не очень торопимся давать согласие, потому что очень не хотели бы дезориентировать московских старшеклассников. Если уж предуниверсарий открывался, то открывался при ведущих вузах страны. Ведущие вузы страны недостатка в абитуриентах не испытывают, те же вузы, которые испытывают недостаток и готовы открыть предуниверсарий, нам не интересны. Поэтому мы очень благодарны ВШЭ – вуз первым очень активно вошел в этот процесс, сегодня, кроме предуниверсария, есть распределенный лицей при ВШЭ – классы в некоторых школах взяты под патронат этого вуза, его преподаватели проводят занятия, помогают учителям. Нам очень важно не ошибиться в выборе вуза, которому мы даем согласие. Недавно строительный университет твердо сказал, что в 2015 году они откроют предуниверсарий. Это национальный исследовательский университет, очень востребованный.Выбор директора – дело серьезное и ответственноеВ этом году нами апробирована и работает новая система назначения руководителей государственных школ. Департамент, имея полное право, как учредитель, самостоятельно решать вопросы о назначении, тем не менее обратился к профессиональному сообществу. Сегодня кандидаты в директора школ, кроме того что они проходят положенную по закону государственную аттестацию, еще выходят на защиту своих программ, проектов, собеседование, проходят через очень авторитетный Совет по подготовке решений о назначении директоров. Для кандидатов в директора, прошедших успешное собеседование на совете, мы не принимаем самостоятельное решение о назначении – несколько кандидатур направляем в управляющий совет школ, которые успешно зарекомендовали себя как результативные. Каждый управляющий совет школы выбирает из трех кандидатур того человека, которого они нам предлагают назначить директором, мы оформляем это приказом по департаменту. Работа совета оказалась эффективной, я благодарен ему. Думаю, что вновь назначенные директора школ – замечательные профессионалы с большим будущим.Мечта – разговор о сущностиУ меня есть простая мечта – очень хочу, чтобы, обсуждая образование, мы перестали обсуждать: сколько времени учимся, где учимся – в лицее, гимназии, школе. Мечтаю, чтобы общество обсуждало всего два вопроса – чему учимся и для чего учимся. То, что эти два вопроса стали пока предшествующими всем остальным, нас всех дезориентирует и уводит от сущности. Нам всем не хватает времени, поэтому мы часто обсуждаем явления, а не сущности. Я уверен, что в образовании именно сущность отвечает на два вопроса: чему учимся и для чего учимся, все остальное – это явление. У меня мечта, чтобы в следующий раз, когда я приду на пресс-конференцию, мы с журналистами смогли обсуждать образовательные сущности.
Комментарии