В Общественной палате РФ состоялось обсуждение проблем преподавания в школе русского языка и литературы. Мнение о том, нужен или не нужен единый школьный учебник, высказала и депутат Ирина Яровая.
В соответствии с Конституцией РФ каждому ребенку государство гарантировало и взяло на себя обязательства получения им бесплатного общего образования, независимо от того, в каком городе проживает ребенок, в какой школе он учится, каково социальное положение его семьи. Но на практике получается, что разным детям, сверстникам одного поколения, предлагают различные учебники как главный источник для самостоятельной работы. В этой связи понятно, что кому-то из детей повезет, а кому-то – нет, кому-то попадет хороший учебник, а кому-то – похуже. Тем не менее ЕГЭ предъявляет единые стандарты к оценке итогового образования и не учитывает вариативности, в том числе учебников. Поэтому независимо от того, где, в какой школе, по какому учебнику учился ребенок, тесты, на которые он будет отвечать, показывая знания по итогам образования, будут одинаковыми. На мой взгляд, по факту огромное количество учебников, которое сегодня существует, не решает проблему качества образования, равенства и доступности образования всех детей. Фактически оно нарушает и конституционный принцип, поскольку содержит в себе дискриминационное начало. Очень часто в регионах бывает, что не сам педагог, не сама семья и не сам ребенок выбирают учебник. Когда речь идет о вариативности и представлены все 35-50 учебников по разным линейкам образования в зависимости от класса, в котором учится ребенок, возникает вопрос: кто оценивал все эти учебники, кто определял, какой ребенок достоин какого учебника.Если говорить о «Русском языке», «Русской литературе» и «Истории Отечества», то, наверное, эти дисциплины необходимо выделить в особый ряд, который определяет не просто социализацию ребенка, а его самоидентификацию как неотъемлемой части общества и народа. Поэтому когда мы совершенно справедливо заботимся о защите русскоязычного населения в других странах и русского языка, на мой взгляд, у нас самих очень остра проблема защиты русского языка в собственной стране, потому что результаты ЕГЭ с очевидностью показывают серьезную, реально существующую проблему. Я думаю, попытки решать эту проблему урывками нельзя, об этом педагоги совершенно справедливо говорят и на площадке нашей патриотической платформы. Невозможно оценивать знания языка ребенка только на основании КИМов. Если ребенок не разговаривает с учителем, то по итогам аттестации мы не можем понять, насколько он овладел даже речевым навыком, не говоря о красоте, образности и грамотности речи. Поэтому нужно подойти к рассмотрению этой проблемы системно, не пытаться решить только отдельно проблему учебников или проблему КИМов, оценки качества работы самого педагога. Если мы будем и дальше штопать это лоскутное одеяло, оно так и останется лоскутным.Несомненно, для образования, для системы воспитания ребенка, для построения коммуникаций в обществе, для сопричастности к истории своей страны, понимания традиций, культуры и способности быть самим носителем этой культуры надо не только воспроизводить, но и продолжать эти традиции. Знания языка, литературы и истории Отечества ключевые, независимо от того, какую компетенцию, как сейчас принято говорить, будет выбирать семья, ребенок, школа. Эти три дисциплины должны быть базовыми для всех детей, общими для всех детей с точки зрения объема знаний, которые дают ребенку, понимая, что все остальное будет применимо и успешно использовано только в том случае, если будет сформирована личность ребенка. На формирование личности ребенка влияют именно эти дисциплины. Поэтому, когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании, то должны сами для себя определить, что такое ключ к решению этой проблемы. Наверное, все-таки это не просто качество образования по этим дисциплинам, но и общие базовые знания для всех детей, независимо от того, кто и где учится. Сегодня же не то что переехать из одного региона в другой для ребенка будет серьезным испытанием, но даже перейти из одной школы в другую. Возникает естественный вопрос: а как же тогда обеспечивать единство образовательного и культурного пространства, как будет государство гарантировать право ребенка на это? Почему ребенок должен быть привязан к выбору того или иного учебника, осуществленному кем-то? Может быть, нам есть смысл сделать честный вывод в пользу того, что система отбора учебников сегодня в большей степени носит исключительно коммерческий характер. Какое это имеет отношение к обязательствам государства перед ребенком? Никакого. Не берусь судить в полной степени о качестве учебников, но даже в тех учебниках, которые мы смогли посмотреть, эксперты находят ошибки в тексте, а ведь эти учебники предлагают детям. Если в учебнике русского языка совершенно удивительным образом оказывается карта России, в которой почему-то нет Сахалина, Курильских островов, Калининграда, то у меня тоже в связи с этим возникает вопрос: кто, по какому принципу вообще формирует знания, а не только знания и отношение ребенка к своей стране?Сегодня для нас, как для государства, вопрос знания языка, литературы и истории Отечества – это и вопрос безопасности, потому что это обеспечивает преемственность, чувство не только сопричастности, но и ответственности за свою страну. Если человек трудолюбив, сострадателен, добр, отзывчив, он способен, будучи высококонкурентным, рационально мыслящим и успешно профессиональным, быть созидателем. Во всех других случаях он становится разрушителем, потребителем и уничтожает возможности для других людей к самореализации. Только педагог, ценность которого вообще невозможно оценить, для ребенка носитель того ценностного выбора, который тому предстоит сделать. Учебник – это то, что ребенок изучает еще самостоятельно, то, с чем он приходит домой, то, с чем он работает, поэтому у детей должен быть одинаковый учебник. Все остальное – дополнительная литература, дополнительные учебные книги – всегда было в системе образования. Мы до сих пор помним все стихотворения, которые учили в школе, и можем помочь своему ребенку сделать любой разбор предложений, написать сочинение и диктант. Но смогут ли сегодня это сделать современные выпускники для своих детей? Поэтому мы подготовили закон, в рамках которого предлагаем установить обязательность общих базовых учебников для детей по дисциплинам «Русский язык», «Русская литература», «История Отечества». При этом, конечно, должны сохраниться учебники для деток, у которых есть проблемы со здоровьем, это всегда, во все времена была отдельная история.
Комментарии