search
main
0

Ирина ВИНЕР: Для чемпиона главное – победа над самим собой

Наивным людям кажется, что в спорте самое главное – спортсмен, который в трудной борьбе добывает “золото”. Дескать, талант, и ничего тут не поделаешь. На самом деле самое главное – тренер, который сумел вовремя заметить, поддержать, вдохновить, настроить на победу.
Главный тренер российской сборной по художественной гимнастике Ирина Александровна Винер с последних Олимпийских игр ХХ века привезла домой команду, в которой у каждой была медаль. Кто-то скажет – случай, везение. А кто-то будет абсолютно прав, заметив – таких случаев не бывает. Такими бывают только закономерности.
Несколько лет назад в киноконцертном зале “Гавана” давал концерт знаменитый ансамбль “Доктор Ватсон”. В перерыве между песнями к сцене легко побежала красивая молодая женщина с огромными букетами роз. Когда она, вручив цветы, повернулась к залу, я не поверила: чтобы знаменитая тренер российской сборной вот так просто-запросто пошла на концерт да еще восторженно дарила цветы?! А Ирина Александровна, весело глядя в мое удивленное лицо, сказала: “Люблю их песни и ничего не могу с собой поделать. Когда минутка свободная случается, бегу на концерты!” Мы разговорились, и выяснилось, что Ирина Винер с тех пор как приехала в Москву из Узбекистана (о как давно это было!), с бесконечным удовольствием ходит в Большой театр, в консерваторию. Но нечасто – все-таки у нее на руках множество “дочек” и каждой нужно уделять очень много внимания.
“Дочки” – нынешние и будущие чемпионки мира, Олимпийских игр, призеры самых престижных соревнований. Таких, как наши, нет гимнасток в мире. Наверное, потому, что у них такой тренер, которой нет равных в мире, – Ирина Александровна Винер.
Признаюсь, до определенного момента я и не подозревала о существовании Ирины Александровны, до того самого момента, когда мне предложили взять интервью у знаменитой гимнастки-чемпиона Амины Зариповой. Мне тогда понравилось, что Амина попросила: “А можно мы будем давать интервью вместе с Ириной Винер? Это мой тренер, моя мама, человек, которому в художественной гимнастике я обязана всем”. Так состоялось наше знакомство с Винер, так я впервые узнала, что одна из самых первых учениц тренера была тоже Зарипова, только Венера – пятикратная чемпионка мира по художественной гимнастике, что с тех пор не было у Винер ни одного “безмедального” года, а не то что соревнования. А еще я узнала, что художественная гимнастика как вид спорта возникла, в сущности, в тот момент, когда великая Айседора Дункан сняла пуанты и стала танцевать на полупальцах. Это и дало возможность придумать единственный в мире чисто российский олимпийский вид спорта – художественную гимнастику. Сейчас как раз в мире идет спор: исключать или не исключать из олимпийских видов спорта фигурное катание, синхронное плавание и художественную гимнастику. Может быть, потому, что (принимая во внимание недавние скандалы в Солт-Лейк-Сити) некоторым очень не нравится лидерство русских именно во всех этих видах спорта. Слишком талантливы эти юные российские спортсмены.

– Ирина Александровна, а как вы отбираете девочек, которых потом столь успешно тренируете? Или это ваш секрет?
– Есть, конечно, “звезды”, которых видно сразу, понятно, что эта девочка – явление. Но предсказать заранее все очень сложно, потому что в 6-7 лет все девочки красивы, стройны, изящны. Дело в том, насколько они потом захотят и смогут заниматься так, как мне будет надо. Правда, девочки говорят, что у меня получается раскрывать то, что еще не раскрыто, но изначально я все же доверяю своей интуиции.
– Что для вас главное в момент первой встречи с будущими ученицами?
– Первое – выразительность. Конечно, потом мастерство отрабатывается и вырабатывается, но должна быть еще и природная выразительность, например такая, как у Алины Кабаевой. Она – солнечный ребенок, у нее всегда на лице улыбка.
– Улыбка для гимнастки важна?
– А как же? От умения ребенка улыбаться зависит все – и пластика, и рисунок номера, и музыка, под которую этот номер будет исполняться. Улыбка – это, как правило, проявление характера. Ко мне иногда приходят девчушки, которые вообще не знают, что такое улыбка. Помню, одну приходилось по два часа у зеркала учить улыбаться, объясняя, что надо растягивать рот до ушей. А другая на просьбу “показать зубки” откликалась, а улыбаться не могла. Но улыбка – это не механическое действо, это то, что идет от души, то, что нужно для успеха в гимнастике.
– Вы так много внимания уделяете улыбке, что невольно возникает вопрос: и это все, что нужно?
– Нет, конечно, еще должны быть гибкость, растяжка. Иными словами, все то, что требуется балеринам, а еще виртуозное владение предметами – лентой, обручем, мячом.
– Художественная гимнастика в самом деле похожа на балет. То, что балерина Айседора Дункан изначально дала импульс для ее возникновения, в какой-то мере и позволяет говорить, что художественная гимнастика далековато отходит от спорта. Может быть, поэтому и идут споры о том, что это – спорт или искусство?
– Знаете, художественная гимнастика – это слияние спорта и искусства, сочетание удивительной пластики, изящества с интереснейшими спортивными трюками. Я понимаю, почему идут споры. Дело в том, что в последние 4 года была достаточно скучная программа соревнований, но теперь, когда вхожу сама в технический комитет, стараюсь, чтобы программа была дополнена спортивными элементами, трюками, иными словами, стала более спортивной.
– Но я думаю, от достижений хореографических вы все-таки отказываться не станете?
– Но ведь вы знаете, что российская гимнастическая школа очень сильна как раз за счет русской хореографии. Поэтому другие школы стараются пойти вперед за счет спортивных элементов, трюков. Пять лет назад я пригласила на работу с моими девочками тренера из Болгарии (как известно, болгарские спортсменки – наши основные конкурентки). Так вот она предложила очень много интересных элементов игры с предметами.
– Вы не боитесь приглашать кого-то в свою школу, не опасаетесь, что ваши секреты перестанут быть секретами для всего мира?
– Нет, не боюсь. Для того чтобы секреты перестали быть секретами для всего мира, необязательно приглашать кого-то в свою школу. Я была четыре года национальным тренером по художественной гимнастике в сборной Великобритании, работала национальным тренером в Барселоне и радовалась, когда мои английские и испанские ученицы поднимались на высокие пьедесталы. Я заметила удивительную особенность молодых команд. Там, где гимнастика только-только начинает развиваться, тренеры могут предложить такие неординарные решения, которых до сих пор не было. Это помогает и этой молодой команде, и художественной гимнастике вообще. А вы про секреты. Главное не секреты, главное – достижения спортсменов.
– Какое достижение для вас самое высокое?
– Моменты, когда говорят, что спорт мой переходит в искусство, когда я буквально вижу своих учениц на равных на сцене… с великими балеринами. Такого не может произойти, возможно, в реальности, но в мечтах я это вижу. Самым большим достижением для меня было то, что после прошлой Олимпиады все девочки, входившие в мою команду, вернулись домой с медалями.
– Вас не огорчило, что Алина Кабаева получила всего лишь бронзу?
– На Олимпийских играх Алина исполняла композицию под музыку Бизе – под марш тореадора. Я говорила ей: “Алина, тореадор получил удар от быка в бок, потому что на одну секунду расслабился. У этой музыки колоссальный энергетический заряд борьбы. Рядом с тобой и коллеги, и соперники одновременно, потому что они и тренируются с тобой, и в то же время борются с тобой за победу. Думаю, каждый – за свою победу”. Но она расслабилась и стала бронзовой.
– Когда смотришь на тренеров, кажется, что это люди, фанатично преданные своему делу, что для них существуют только спорт, ученики, тренировки и соревнования, что для них имеют значение только победы. А что имеет значение для вас?
– Я вовсе не фанатична. Иначе у меня не было бы такого замечательного мужа, который как может помогает мне в художественной гимнастике, переживает за меня и моих девочек, не было бы таких замечательных сына и внука. Я очень хорошо понимаю, что такое семья для человека, занимающегося спортом. Мой папа – художник – приучал меня к спорту, моя бабушка – к искусству, мама – простой районный врач – учила жизненной мудрости, мудрости человеческих отношений. Поэтому я всегда стараюсь думать о своих девочках, о том, как сложится у них жизнь, понимаю их, когда они подрастают, когда у них возникают вполне взрослые интересы. Те мои ученицы, кто по тем или иным причинам (или по велению судьбы) закончил выступления, тренировки, хорошо устроили свою жизнь, имеют хорошие семьи, любимы и любят. Помните, был фильм “Доживем до понедельника”, и там мальчик написал: “Счастье – это когда тебя понимают”. Моя семья меня понимает и принимает. Так было всегда. Одно время, когда мы еще жили в Ташкенте, я забирала лучших девочек к себе домой, и они жили в моей семье, независимо от того, какими – богатыми или бедными – были их собственные семьи. Родители хотели их забрать, а они протестовали и оставались. Моя семья становилась их семьей. Я работаю с группой своих коллег-тренеров, одна я бы никогда не осилила такой объем работы, но я всегда говорю им: семья – главное, семья – это судьба.
– Неужели вы не устаете от круговорота тренировок, учениц, соревнований? Что делает вас сильной?
– Любовь к детям. Это лучшая и самая искренняя часть человечества. Взрослых можно обмануть, дети все понимают, чувствуют, они требуют искренности, они не позволяют хитрить, не выкладываться полностью. Любовь к детям предопределяет все мои успехи в жизни. Как только я стараюсь отодвинуться от детей на значительное расстояние после очередной победы учениц на каких-то соревнованиях, приходит ребенок, который мгновенно сокращает это расстояние. Я получаю удовольствие от работы с талантливыми детьми, которых мне подбрасывает судьба. Когда-то я вдруг решила, что больше не буду тренером: хватит, почему бы мне не стать консультантом? Но как только я приняла такое решение, судьба тут же мне прислала Алину Кабаеву, потом Юлю Барсукову. Могла я не работать с ними? Не могла. И Алина Кабаева сегодня – абсолютная чемпионка мира, а Юля Барсукова – олимпийская чемпионка.
– Вы когда-нибудь загадываете, что будет в будущем, что-то планируете?
– Нет, я живу сегодняшним днем, но для дня завтрашнего. Нельзя запланировать ни хорошее, ни плохое. Можно только всегда быть готовой к преодолению неприятностей. Жизнь полосата, в ней есть все, и к этому нужно быть готовой всегда, каждый момент. Я не меняюсь внутренне – я все такая же, какой была в молодости, даже книги и фильмы вызывают у меня те же впечатления и эмоции, как в молодости. Другое дело, что я стала спокойнее, выдержаннее – раньше могла безрассудно кидаться в спор с судьями, с коллегами, весьма эмоционально отстаивать свою правоту, защищать своих учениц. Сегодня я это делаю сдержаннее. Но и прежде, и сейчас спокойно воспринимаю критику и похвалу (в ложке меда утопить легче, чем в бочке дегтя), принимаю советы.
– А как принимаете решения?
– Так же, как и раньше, – опираясь на свою интуицию, опыт, чувства и представления. Работа тренера – работа творческая. Никто не может подсказать поэту, как написать стихотворение, а композитору – как написать музыку. Все рождается в процессе творческого поиска. Тренерская работа – тоже трудный творческий поиск.
– А вам эти трудности нужны? Вообще зачем он нужен, этот трудный спорт?
– Знаете, однажды я подумала о том же и поняла, что человеку, который выходит на беговую дорожку, на помост, на площадку, на самом деле нужно одолеть не соперника, а самого себя. Такова человеческая натура, что лучше гор для него могут быть только те горы, на которых никто не бывал. Пьедестал, на который поднимаются победители, – те же горы, и никогда человек не откажется от их покорения.

Виктория МОЛОДЦОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте