Глядя на Ирину Васильеву, думаешь: ничего интереснее, чем то, что она делает, быть не может. Ей открывают свои души подвижники, учителя, философы, чудаки, крестьяне, убийцы. И она любит их всех, иначе не может. Кажется, что она живет их отраженным светом, считая своим долгом запечатлеть их судьбы, чувства и мысли. Терзаясь чувством вины, что героев слишком много и она может не успеть кому-то помочь, кого-то спасти. «Для документалиста в тебе мало порочности», – сказал ей как-то именитый коллега. Конечно, она идеалистка и хотела бы снять фильм о том, что ненавидит, но это не ее путь. И не важно, что за работу ей практически не платят, к счастью, муж Александр Радов – главный единомышленник и генпродюсер студии документального кино «Фишка-фильм». Важнее, чтобы заметили профессионалы, а ленты Васильевой имеют десятки наград, в том числе Гильдии киноведов СК России, Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана», Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер», фестиваля российского документального кино в Нью-Йорке, но еще более важно, чтобы фильмы дошли до зрителей. В этом ей повезло – так, аудитория телеканала «Культура» недавно увидела последнюю трилогию из цикла Ирины Васильевой «Ищу учителя» (см. www.ug.ru/insight/431). Мы не могли не встретиться с автором этого острого киноразмышления о судьбе отечественной школы, ее самых ярких учителей, о выборе пути России.
– Ирина, расскажите про кухню документального кино. Вы отталкиваетесь от какого-то персонажа, ситуации? Пишете ли вы сценарий? И возможно ли в вашем жанре снимать по сценарию, ведь это жизнь, а она непредсказуема?
– Так все-таки, возвращаясь к сценарию, значит, его нет?
– А правда, что в документальном кино бывают постановочные кадры?
– Ирина, конечно, главный мой вопрос к вам: собираетесь ли вы продолжать свой цикл «Ищу учителя»? Ведь ярких педагогов в нашей стране, слава богу, хватает, мы вам можем подсказать еще много имен…
– Может быть, это вообще общая тенденция начала XXI века – конец автора во всех сферах? Или вы думаете, что власть уничтожает хорошее образование сознательно?
– Всегда интересно, что осталось за кадром. Непонятно, например, почему Павел Шмаков все же ушел из созданной им школы уже второй раз, хотя его поддерживают президент республики и мэр Казани?
– Но вы не замечали, что параллельно с депрессией в обществе чувствуется и другое – желание молодых людей, воспитанных как раз в свободные времена, как-то поменять жизнь? И интересно, что некоторые из них, состоявшись в карьере, хотят ее бросить и пойти в школу…
Комментарии