search
main
0

Ирина ТАРАДАНОВА, заместитель директора Департамента общего образования Минобрнауки РФ: Всероссийская олимпиада школьников формирует интеллектуальную элиту страны

Всероссийская олимпиада школьников – яркое, заметное событие не только в жизни школы, но и в целом системы образования. Более чем за сорокалетний срок своего существования она помогла выявить тысячи одаренных ребят из различных регионов России, зачастую определив их профессиональную и научную судьбу. Примечательно, что с каждым годом олимпиада развивается и совершенствуется, все больше наших ребят становятся призерами и победителями международных предметных соревнований. О том, какие задачи стоят перед Всероссийской олимпиадой школьников сегодня, какие проблемы еще предстоит решить, наш разговор с заместителем директора Департамента общего образования Минобрнауки РФ Ириной ТАРАДАНОВОЙ.

– Ирина Ивановна, как известно, все начинается со школы. Скажите, в олимпиаде могут принимать участие все школьники или только отобранные дети?- Начиная с пятого класса в школьном этапе всероссийской олимпиады могут участвовать все желающие ребята, никаких ограничений ни по количеству олимпиад, ни по числу участников нет. А вот на следующий, муниципальный этап проходят только учащиеся 7-11-х классов. Надо сказать, что наша олимпиада по численности сопоставима лишь с президентскими спортивными состязаниями школьников. И там, и у нас на всех этапах принимают участие около семи миллионов школьников. Так что главная особенность Всероссийской олимпиады школьников – это массовость. Мы, как золото, по крупинкам просеиваем ребят, выявляя самых талантливых. Хотела бы также подчеркнуть, что олимпиада – живой организм, который активно развивается. Жизнь, практика проведения олимпиад подсказывают нам, что именно необходимо доработать, скорректировать. У нас совершенствуется нормативная база, периодически обновляются приказы, которые определяют порядок проведения олимпиады. Например, в настоящее время олимпиада проходит по 21 учебному предмету. А ведь начиналось все с нескольких предметов – математики, физики, химии…Всероссийская олимпиада, как вы знаете, проходит в четыре этапа. Старт интеллектуальному марафону, который длится весь учебный год, дает школа. Именно школьный этап создает возможность уже с пятого класса разглядеть юных вундеркиндов. На мой взгляд, самая важная роль во всероссийской олимпиаде принадлежит школьному этапу. Чудес не бывает: вряд ли плохо успевающий, к примеру, по физике ученик станет победителем олимпиады по физике. К олимпиаде ребята, конечно, готовятся. Обычно они готовятся со своими школьными учителями. Каждая школа выбирает свой путь работы с одаренными детьми: кто-то вовлекает их в систему дополнительного образования, кто-то использует ресурсы самой школы, кто-то активно взаимодействует с вузами. Сельские школы сегодня активно используют дистанционные программы образования. Образовательные учреждения используют потенциал и возможности муниципальной методической службы, а также и регионального учреждения повышения квалификации работников образования. Вообще в различных регионах складываются весьма разнообразный опыт работы с одаренными детьми и формы их поощрения. К примеру, в Омской области и ряде других регионов существует научное общество «Поиск». А в Кемеровской области мы вообще столкнулись с уникальным случаем – там решением губернатора бабушкам и дедушкам вручают по 100 тысяч рублей как поощрение за подготовку внуков к всероссийской олимпиаде. Таким образом, выстраивается интересная система по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей. Средства на такую работу должны закладываться в соответствующих бюджетах. – А как вы относитесь к вузовским олимпиадам? Считаете ли вы их альтернативой Всероссийской олимпиаде школьников?- С 2007 года появились так называемые вузовские олимпиады. Вернее, они существовали и раньше, но нормативное их закрепление произошло в 2007 году. В основном их учредителями и организаторами являются высшие учебные заведения, хотя по положению в их число может входить более широкой круг учреждений, включая и органы исполнительной власти. Главная цель этих олимпиад – расширить возможности для выявления одаренных детей. Да, всероссийская олимпиада включает 21 учебный предмет. Однако она не охватывает всех сфер человеческого знания. К примеру, у ребенка может быть интерес к математическому моделированию, живописи, архитектуре. Всероссийская олимпиада проводится в рамках школьных стандартов, а вот вузовские олимпиады выходят за границы школьного учебника. Таким образом, эти олимпиады дополняют друг друга. – Как и где необходимо готовить педагогов, работающих с талантливыми детьми? – Думаю, что начинать работу надо в педагогических вузах, проводить для будущих учителей спецкурсы, встречи с педагогами, имеющими опыт работы с одаренными детьми. Далее необходимо подключать систему повышения квалификации педагогических кадров, создавать стажировочные площадки на базе тех школ, в которых накоплен положительный опыт работы с одаренными детьми. Также очень важно расширять и укреплять связи школ и работающих в них талантливых педагогов-наставников с вузами, учеными и творческими людьми. Важно также использовать систему информационного обеспечения и поддержки олимпиады на портале, где размещаются нормативные документы, методические рекомендации, олимпиадные задания прошлых лет по всем предметам разного уровня – от школьных до международных. И конечно же, огромную роль играет трансляция опыта педагогов, работающих с одаренными детьми, на российское образовательное пространство, интернет-блоги, всероссийские форумы, конференции, выпуск специальной литературы. – Расскажите, как идет подготовка ребят к международным олимпиадам. Традиционно россияне привозят «золото» по физике, математике и информатике, почему нет таких высоких результатов по другим предметам? – Международные олимпиады школьников по общеобразовательным предметам завершают соревновательный процесс всероссийской олимпиады. Ежегодно сборные команды России участвуют в восьми международных олимпиадах. Эти команды формируются из числа победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников и с учетом результатов, показанных на специально проводимых дважды в год учебно-тренировочных сборах. Общая их продолжительность по каждому предмету от 25 до 30 дней. На сборах ребята выполняют очень сложные теоретические и практические задания, которые для них специально разрабатывают преподаватели ведущих вузов, педагоги-практики, работающие с одаренными детьми, аспиранты, сами бывшие когда-то призерами и победителями международных олимпиад. Руководители сборов – преподаватели МГУ имени Ломоносова (химия, география), Московского физико-технического института (математика, физика, естественно-научная олимпиада юниоров), Санкт-Петербургского государственного университета (астрономия), Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (информатика), Московского государственного областного университета (биология). Все они имели большой опыт работы по подготовке сборных команд РФ к участию в международных олимпиадах. Сборные команды России по большинству общеобразовательных предметов всегда получают высокие награды – золотые, серебряные или бронзовые, мы можем гордиться достижениями детей не только по математике, физике, информатике, но и по химии, и наших школьников – юниоров. Настоящий подарок преподнесли в этом году российские школьники – участники Международной олимпиады по географии. Все члены сборной команды завоевали только золотые медали. Хочу отметить, что такие предметы, как математика, астрономия, химия, физика, насчитывают давнюю историю участия в международных олимпиадах, имеют большой опыт в принципах отбора детей в системе их подготовки. Информатика, биология, география – более «молодые» предметы – участники международных олимпиад, но и у них уже сформировались свои правила и традиции. Результаты, показанные на предметных олимпиадах международного формата, очень важны, так как говорят об общем уровне развития образования в стране, готовности государства создавать и воспроизводить новые технологии. – Считаете ли вы зачисление по результатам олимпиад наиболее эффективным способом отбора ребят в сильные вузы? – Олимпиада только один из инструментов отбора детей в вузы, но не главный. Основным был и остается единый государственный экзамен. Кстати, победители и призеры заключительного этапа олимпиады по русскому языку и математике также сдают его наравне с другими школьниками. Лидерами по приему победителей и призеров заключительного этапа олимпиады из года в год являются семь российских вузов: МГУ имени Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», МГТУ имени Баумана, МГИМО, Московский физико-технический институт (государственный университет), Санкт-Петербургский государственный университет, Новосибирский государственный университет. Наша олимпиада создает серьезный жизненный старт для талантливых ребят. И еще, это особые дети, они приучены к интенсивной научной работе, впоследствии они становятся успешными студентами и аспирантами, возможно, именно они составляют нашу научную элиту.- Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы, связанные с проведением уровней Всероссийской олимпиады школьников? – Олимпиада является многопредметной и потому проводится в очень жесткие сроки. У ребят есть право участвовать одновременно в нескольких предметных олимпиадах, однако они не всегда могут его реализовать из-за совпадения сроков проведения олимпиады по разным предметам на муниципальном уровне, на заключительном этапе олимпиады школьники порой просто не успевают переехать из одного места проведения олимпиады в другое. Другая проблема, которая очень волнует и детей, и родителей, заключается в том, что в некоторых регионах России школьный, муниципальный и региональный этапы проводятся не по всем общеобразовательным предметам, включенным в перечень, утвержденный приказом Минобрнауки России. И если такое случается, то у ребенка вообще нет никакого шанса попасть на заключительный этап олимпиады по тому предмету, в котором он хотел бы проверить свои силы; бывает так, что регион не может найти денег на поездку детей на заключительный этап олимпиады. Тогда приходится вмешиваться Министерству образования и науки. Благо сейчас таких случаев не так много, если нет средств в бюджете, регионы пытаются самостоятельно найти спонсоров, понимая, что необходимо дать ребятам шанс на победу. И разумеется, всегда есть недовольные результатами олимпиад. Эта проблема будет существовать всегда, причем зачастую больше возмущаются родители, чем их дети. Хочу отметить, что региональный и заключительный этапы олимпиады проводятся по единым заданиям, к которым центральные предметно-методические комиссии олимпиады готовят комплект методических материалов, включающий критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий, разбора олимпиадных заданий с участниками олимпиады, алгоритм рассмотрения апелляций участников. Кроме того, специально для организаторов всех этапов олимпиады готовятся требования к проведению каждого этапа олимпиады. – Ирина Ивановна, отслеживается ли дальнейшая судьба призеров и победителей олимпиад, ведь эти ребята – национальное богатство страны? – Как правило, в каждом учебном заведении есть своя летопись, доска почета, где указаны выпускники, добившиеся серьезных успехов в жизни и учебе, в том числе и победители олимпиад. На федеральном уровне мы планируем сделать это, когда будет создан информационный интегрированный портал для работы с одаренными детьми, одним из элементов которого станет база данных победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте