Ирину Архипову называют символом русской оперы. Дебютировала она в 1954 году в Свердловске. А через два года вышла на сцену Большого театра. Она единственная певица, награжденная тремя орденами Ленина. Мало кто знает, что у Архиповой архитектурное образование, что по ее проекту построен Финансовый институт на проспекте Мира в Москве. Что по решению Института теоретической астрономии РАН именем Ирины Архиповой названа малая планета… Уйдя со сцены, Ирина Константиновна возглавила Международный союз музыкальных деятелей, работает с молодыми певцами. Фонд Ирины Архиповой вносит заметный вклад в отечественную культуру.
– Моя судьба удалась благодаря родителям и учителям. То, что у меня есть певческий дар, я прежде всего сама почувствовала. Очень часто природный дар гибнет из-за плохого педагога. Только хороший учитель может улучшить и развить способности. В этом смысле я могу сказать “спасибо” тем, кто мне помог, – это Надежда Малышева, педагог, пианистка, работавшая концертмейстером у Станиславского в его студии. Она была знакома с Шаляпиным. Привел ее в Московский архитектурный институт, где я тогда училась, академик Иван Жолтовский. Так что мне трудно сказать, почему я пою. Может быть, потому, что моей профессией занимались архитекторы… В детстве я училась в музыкальной школе по классу фортепиано. У мамы был голос; иногда она пела для знакомых и друзей. Конечно, это повлияло на мое увлечение музыкой. Я знала, что и у дедушки моего очень красивый голос, но услышала, как он поет, гораздо позже, когда уже училась в Архитектурном институте во время войны. Война еще не закончилась. Я поехала проведать стариков в деревню, из которой только что ушли немцы. Отправилась туда летом, отвезла старикам муки. Именно тогда и услышала деда. Он пел в церкви на клиросе. Пел изумительно красиво, хотя никакого музыкального образования у него не было…
– Как вы относитесь к преподаванию музыки в школе по системе Кабалевского, которая делит ее на “три кита”: песня, танец, ритм. Не так давно она была обязательна для всех.
– Немного скептически, но это лучше, чем ничего. Главное, чтобы пение все-таки было. И кружки самодеятельности тоже нужны, в них выявляются таланты. Мне кажется, в нашей школе не хватает уроков пения, а оно очень дисциплинирует и образовывает детей. Разумеется, при надлежащем преподавании и уровне репертуара. Если воспитывать на эстрадных песнях, то лучше уж вовсе уроков не проводить. Я перестала смотреть телевизор, потому что даже по телеканалу “Культура” идут, как я считаю, очень посредственные передачи… Мне будет горько, если школа останется без уроков пения. Хочется, чтобы дети как можно больше приобщались к нему, к музыкальной грамоте. Россия всегда славилась хоровым пением, но оно было связано с религией. Люди пели молитвы в церкви. Сейчас этого нет… Вместе с религией ушла и любовь к хоровому пению. А та музыка, которую сейчас слышишь по телевидению, не свойственна ни русским людям, ни тем более православию.
– Если можно, расскажите о ваших любимых учениках…
– Это взрослые певцы. Ведь певец не может профессионально с детства петь, когда развивается голос. Это вредно. Прежде следует учиться музыке. Ученики мои очень разные. Есть и хорошие, и те, кто уже работает в театрах, и слабые. Я горжусь своим аспирантом Аскаром Абдразаковым. Это замечательный бас. У него много побед – пять конкурсов и в четырех – первые премии. Пел в самых замечательных театрах мира: в Ла Скала, Метрополитен. Советую непременно его послушать. Другая ученица, Юлия Замятина, закончила Петербургскую консерваторию, а сейчас учится у меня в аспирантуре и поет в Большом театре. Пока мало, но голос у нее красивый. Елена Манистина получила недавно первую премию на конкурсе Бюль-Бюля в Баку. Она очень талантлива, поет в Большом и Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Есть и другие очень способные ученики.
– Вас послушаешь, и сразу становится ясно, что в России все-таки очень много красивых голосов…
– Это действительно так. Правда, хорошим певцам не всегда удается правильно поставить и использовать свой голос. Да и театры часто неверно “эксплуатируют” певцов, заставляя петь неподходящие партии.
– В каких театрах вам самой очень нравилось выступать?
– Пожалуй, назову итальянские театры и наш Большой. Петь там очень интересно, хотя организовано все не так уж безупречно.О ситуации, которая сейчас сложилась в Большом театре, не хочу говорить. Я не согласна ни с дирекцией, ни с Министерством культуры в вопросах их политики по отношению к Большому театру, но рассуждать об их ошибках у меня нет права… Очень хорошо и спокойно работается в английском театре “Ковент-Гарден”. Замечательные воспоминания остались у меня от аргентинского театра “Колон”. А сейчас, думая о проведении вокального фестиваля в Челябинске, вспоминаю прекрасный челябинский театр – красиво построенный, с хорошей акустикой. Там неплохой оркестр и труппа, которой не хватает только первоклассных певцов-солистов. Но там можно делать замечательные спектакли. Наш фонд проводил в этом театре оперный фестиваль. В этом году там пройдет большой фестиваль русской оперы.
– Возможно ли превращение фонда Ирины Архиповой в школу?
– В какой-то степени это уже происходит. Совместно с городом Сургутом мы организовали в Суздале выездные мастер-классы для детей разных музыкальных специальностей, устраивали спектакли. А в Москве пока что школу построили не для меня, а для Галины Вишневской. Наверное, так всегда бывает: артисту надо куда-нибудь уехать, чтобы его здесь оценили.
– Кстати, об опере для детей. Ведь сейчас, наверное, трудно найти музыкальный детский спектакль хорошего уровня, приближенный к классической опере. В Москве такие спектакли можно сосчитать по пальцам. Детский Музыкальный театр имени Наталии Сац, к сожалению, сейчас не вносит свою лепту в развитие детской оперы…
– У нее, мне кажется, немножко другие задачи. Если приобщать детей к большой классической опере, то, наверное, лучше идти в настоящий взрослый оперный театр.
– А что вам самой в минуту отдыха нравится слушать?
– У меня нет отдыха.
– Но если все-таки выпадает свободная минутка…
– Беру книгу и читаю, если не могу ничего делать. Давайте расскажу вам свой график, а вы попробуете отыскать в нем свободное время. Этот год у меня юбилейный. В первой его половине у меня были сольные концерты в Твери и других городах. Я проводила цикл своих гостиных, они были посвящены Лермонтову, Пушкину, Тютчеву, Шаляпину, Скрябину, Неждановой, Рахманинову. Первого апреля, в день моего дебюта в Большом, я должна была петь в “Пиковой даме” Чайковского, но очень устала от предыдущих мероприятий и, к сожалению, заболела. Уже в мае я участвовала в Собиновском фестивале в Саратове и там все-таки спела Графиню в “Пиковой даме”. Потом я представляла в Москве лауреатов вокального конкурса, прошедшего в Казани (они пели в Большом театре), и поехала вместе с ними в город Осташков на Селигере. Там мы уже тринадцать лет проводим музыкальные фестивали. Они носят мое имя. Мне даже присвоили звание почетного гражданина Осташкова. В этом городе открыта школа искусств, которая носит мое имя… Потом я была в Суздале, по возвращении в столицу пела на открытии зала собраний в Храме Христа Спасителя. А на следующий день утром в мэрии Москвы мне вручали премию “За выдающийся вклад в художественную культуру Москвы и России”, после чего я сразу же вылетела в Кишинев, на фестиваль “Мария Биешу приглашает”. Там меня наградили орденом Республики Молдова. Вручал сам президент. Далее был конкурс Бюль-Бюля в Баку. И вот, наконец, я в Москве и продолжаю работать!
…Когда я уходила, в приемной Союза музыкальных деятелей готовились к прослушиванию молодые певицы.
Полина СЕМЕНОВА
Комментарии