search
main
0

Инженеры во время войны

Почему это важно сейчас

Сегодня трудно переоценить влияние внешнего мира на соотношение в хрупкой дилемме: что важнее – теория или практика? Дискуссия ведется много лет, конца и края ей не видно. Наш скромный вклад в лице школьных педагогов заключается в том, чтобы объединить усилия теоретиков и практиков. Именно это мы реализуем в рамках программы нашей школы №1584. Мы проводим большое количество выездных практикумов, где ребята могут стать наблюдателями и даже участниками процесса. К примеру, особенно запоминающейся стала поездка в Музей Победы, где наши ученики стали участниками интер­активной выставки и поделились своими впечатлениями.

–Во время войны подвиги совершали не только солдаты, сражавшиеся на линии фронта, но и ученые, также бившиеся на благо страны в лабораториях, в самых тяжелых и жестких условиях, – рассказывает Лера Трубицына. – За четыре года советские ученые-инженеры, биологи, физики сумели создать множество разработок, приблизивших победный для нашего народа исход сражений. Одним из изобретений стал карбинольный клей, соединяющий поврежденные части техники за короткий промежуток времени.

Советский химик Иван Николаевич Назаров еще в 1936 году, работая над докторской диссертацией, обнаружил, что под действием едкого калия на винил­ацетиловый спирт получается твердая прозрачная масса. Затвердев, она имела очень низкий коэффициент преломления, что позволяло ее использовать для ремонта оптики. С начала войны применение клея расширилось – его чудесные свойства позволяли производить ремонт техники в полевых условиях, во время перерывов между боями, во фронтовых мастерских. Им склеивали корпуса аккумуляторов, приводили в порядок бензобаки, возвращали к службе поврежденные автомашины, танки и самолеты. Карбинольный клей Назарова стал чудесным раствором, помогавшим нашим вой­скам поражать врага. Им пользуются и по сей день.

Настя Маслова поделилась другим достижением советской инженерии:

– Был самолет Ил-2, который фашисты прозвали «черной смертью». 29 декабря 1940 года состоялся первый полет легендарного советского штурмовика Ил-2 под управлением летчика-испытателя Владимира Коккинаки. Эта машина стала самым массовым самолетом Второй мировой войны и, как полагают историки, внесла огромный вклад в победу над нацистами. Главной особенностью самолета являлся обтекаемый бронекорпус из высокопрочной броневой стали АБ-1.

Броневая сталь имела хорошую ударную вязкость, что позволяло изготавливать методом штамповки броневые детали, имевшие сложную поверхность двойной кривизны. Радиаторы сделали неподвижными и установили их рядом друг за другом в бронекорпусе за двигателем, охлаждающий воздух подходил по специальному каналу, расположенному на верхней части мотора. Для своего времени Ил-2 обладал весьма солидным вооружением, которое позволяло уничтожать практически все типы целей. По мнению экспертов, хотя самолет имел ряд недостатков, они нивелировались высокой надежностью, а также выучкой летного состава.

Василиса Войскова отметила еще одно из важнейших открытий медиков и инженеров:

– Это витаминный коктейль, который спас многих ленинградцев от авитаминоза, цинги и многих других серьезных болезней, чье возникновение стало возможным на фоне нехватки полезных и необходимых организму веществ. Также на войне был создан «партизанский котелок». Это генератор, являвшийся электрической цепью из разнородных проводников, контакты между которыми находились при разных температурах. При нагревании или охлаждении одной стороны проводника вырабатывался электрический ток. Для одной стороны проводника использовались цинк и сурьма, для другой – сплав меди и марганца. Разница между температурой воды и донышком котелка составляла 300 градусов, чего было достаточно для появления электрического тока в 0,5 ампера при 12 вольтах.

Ребята, помните, что сегодня подвигом может стать даже стремление к знаниям. А их обретение тем более! Сегодня есть все возможности для этого. Стремитесь к знаниям и почитайте память ваших предков!

Ольга ОВЧИННИКОВА, учитель физики школы №1584

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте