search
main
0

Инженеры учатся в восьмом. Любовь к технике нужно поддерживать

​Долгие годы считалось, что инженерное образование человек должен получать в вузе и забота о его качестве – удел профессоров и преподавателей соответствующих учебных заведений.

Новая техническая революция, которая состоялась в последние десятилетия, принципиальное обновление технологий, острая нехватка квалифицированных кадров и наставников, способных готовить инженеров завтрашних производств, заставляют задуматься в принципе: что такое инженерное мышление? Когда и как нужно начинать обучение ребят, способных в дальнейшем осваивать технологии высочайшей сложности и создавать на их основе новые производства? Склонность к инженерии, состоящая в том, что ребенок любит всякую технику, старается разобраться в ней и стремится доводить свои первые конструкторские идеи до конкретного воплощения, становится очевидной довольно рано. Но дорога от детских конструкторов до современного проектирования роботов лежит через освоение основ физики, математики, информатики и многих других наук. Наверное, с отдельными детьми начинать специальные занятия можно и с начальной школы, но работа над более или менее серьезными проектами, на наш взгляд, должна начинаться примерно с восьмого класса. Умение грамотно передать с помощью чертежей и цифр идею, возникшую в воображении, описать процесс изготовления конечного продукта требует и пространственного мышления, и владения компьютерными технологиями, и хотя бы элементарного представления о технических возможностях современного оборудования.С тех пор как в наших лабораториях появилась техника, которую без всяких преувеличений можно назвать техникой завтрашнего дня, молодые преподаватели загорелись идеей создать в лицее робототехнический центр. Случилось это сравнительно недавно – в 2011 году. Екатерина и Дмитрий Лузины увлекли сначала небольшую группу ребят, которые начали знакомиться с основами конструирования различных машин и механизмов, выбирать наиболее прочные и устойчивые, учились разбираться, с помощью каких алгоритмов можно управлять различными узлами таких машин, и пробовать на практике, как это получается. Выяснилось, что ко второму году занятий некоторые из них уже могут заниматься собственными проектами, грамотно описывая свои идеи. В феврале 2013 года в Москве проходил Всероссийский робототехнический фестиваль «РобоФест-2013», на котором команда ГФМЛ №30 оказалась среди призеров сразу в нескольких категориях и получила путевку на европейское первенство, которое проходило в Барселоне. Для нашей команды это стало первым выступлением на международном уровне.В 2013-2014 учебном году победы на всероссийском уровне стали приятным правилом, а в 2014-2015-м после упорных тренировок и разносторонней подготовки ребята уже несколько раз побывали на международных пьедесталах. И в феврале 2015 года команда ГФМЛ №30 завоевала ответственное право представлять Российскую Федерацию на мировом чемпионате FTC в городе Сент-Луис (США).Участие в соревнованиях самого высокого уровня – а я назвал здесь далеко не все – важно не только победами. Каждая поездка, встречи, знакомства, обмен информацией – все это расширяет наш кругозор, обогащает программы, открывает новые перспективы. Растут не только дети, огромный уникальный опыт приобретают их наставники. Учитель физики и руководитель центра робототехники Екатерина Лузина, например, попала в группу учителей, побывавших в Церне, где местные экскурсоводы рассказывали о таких направлениях в развитии науки, которые известны пока только узкому кругу ученых, о перспективах познания, от которых дух захватывает. Впечатления, полученные от таких поездок, вдохновляют весь коллектив лицея.Ребята, которые занимаются в центре робототехники, успешно выступают и на теоретических конференциях разного уровня. Команда, работающая над созданием беспилотного летательного аппарата нового типа, в мае стала лауреатом Международной научной конференции школьников «Сахаровские чтения». Помимо признания в академической среде разработка ребят показалась интересной и бизнес-акселераторам, которые предложили свою поддержку в будущем.В самом конце этого блестящего года, в июне, команда ГФМЛ №30 приняла участие во Всероссийской олимпиаде роботов, где заняла первое место в студенческой категории. Это позволило старшеклассникам принять участие в учебно-тренировочном сборе в августе в городе Иннополисе. И совсем недавно стало известно, что по результатам тренировок команда лицея заработала право представлять Россию на Всемирной олимпиаде, которая пройдет в ноябре 2015 года в городе Доха (Катар).Алексей ТРЕТЬЯКОВ, директор ГФМЛ №30, кандидат физико-математических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте