search
main
0

Инженеры оружия

– Не узнаю тебя, Олег, без бескозырки! – Не забыл, Володька, чем заканчивается «Пиковая дама» в «Мариинке», если это третье подряд поощрение?

– Влад, а ты помнишь наш последний компот?..

Как будто и не было полвека за «кормой» у выпускников 1955-го Высшего военно-морского училища инженеров оружия. Волнующая встреча однокашников, волна эмоциональных воспоминаний – своеобразная машина времени, помогла им мысленно перенестись в пору военно-морской молодости.

Жаль, на поверке в Москве, второй после 1980-го в Ленинграде, не досчитались больше половины курса. Многие были не в состоянии приехать. Ведь перевалило за семьдесят. А кто-то «потерялся» на просторах нашей необъятной страны. Выпускники попросили поздравить со знаменательным юбилеем всех, кто не прибыл на встречу. Выполняем их просьбу и присоединяемся к поздравлениям!

В Москве, в одной из красивейших построек – здании Северного речного вокзала они встретились не случайно. Привокзальная площадь уже встречала их, когда 55 лет назад, в 1950-м, училище для военного парада в Москве выставило морской полк. Площадь тогда превратилась в плац, на котором их «коробки» гоняли строевым шагом по шесть часов в день. Спали в камере хранения на трехъярусных койках, потом переселились на дебаркадеры, пришвартованные к причалу.

Расквартированный на Северном вокзале батальон на грузовых «фордах» возили в центр на общие тренировки. «От площади Маяковского мы шли парадным строем по улице Горького, с «винторезами», в белых перчатках, до самой Красной площади, – вспоминает Владимир Викс. – Толпа людей сопровождала нас так плотно, что крайним в строю было невозможно сделать отмашку рукой. Наш морской полк пел «Варяг». Со словами «Прощайте, товарищи, с Богом, ура!» мы свободной рукой поднимали вверх бескозырки и возвращали их на голову. Молодежь подпевала и ликовала вокруг, старики смахивали слезу. А мы шли с гордым видом, как никогда, осознавая свою причастность к истории страны».

Батальоном командовал Герой Советского Союза знаменитый катерник, в годы Великой Отечественной державший в страхе фашистов на Балтике, капитан 2 ранга Абрам Свердлов, который был в училище начальником инженерного факультета. В одном парадном строю по Красной площади вместе с ними шли однокурсники, которых зацепила война, – боцман торпедного катера из дивизиона Свердлова главный старшина Костя Иванов, минометчик старший сержант Иван Грибов, успевший повоевать и с немцами в Прибалтике, и с японцами на Дальнем Востоке, другие молодые фронтовики.

В те годы восстановленные в рекордные сроки, после разрушений войны народное хозяйство и экономика были ориентированы на укрепление оборонного могущества государства. В тот период развитию Военно-морского флота придавалось огромное значение. Стремительно строились новейшие надводные корабли, создавались атомные подводные лодки. «Перековка» флота коснулась выпускников Высшего военно-морского училища инженеров оружия и даже внесла коррективы в курсантскую биографию. В 1949-м они поступили в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, а оканчивали учебу уже в новом Высшем военно-морском училище инженеров оружия. Современному флоту тогда срочно понадобились высококлассные специалисты минно-торпедного и другого военно-морского оружия.

Необходимость в этих кадрах была доказана горьким опытом еще в первые годы Великой Отечественной войны. Без специального инженерного образования выпускники «обычных» военно-морских училищ, кадровые офицеры флота в противостоянии под водой столкнулись с хорошо подготовленным, технически оснащенным и малоизученным противником. В портах были обнаружены немецкие гидродинамические и акустические мины с разными частотными взрывателями. Не менее любопытный «сюрприз» ждал флотских специалистов в Кронштадте. Незадолго до окончания войны там села на мель и была захвачена немецкая подводная лодка. Вражеский командир был обязан взорвать субмарину вместе с секретным оружием и экипажем, но по каким-то причинам этого не случилось. На борту подлодки находились торпеды, оснащенные электродвигателями и головками самонаводения. Через некоторое время и у нас появилась «САЭТ-50» (самонаводящаяся, акустическая электроторпеда)…

Осваивать новую технику предстояло молодым. Руководство страны приняло решение создать училище по подготовке инженеров минно-торпедного оружия. Инженерный факультет Военно-морского училища имени Фрунзе переехал на Московский проспект, в здание, построенное для Совета депутатов трудящихся Ленинграда. В войну немцы находились в угрожающей близости от Дома советов, на Пулковских высотах. Чтобы спасти монументальное здание от вражеских снарядов, туда посадили немецких военнопленных. Курсанты потом оттирали с уцелевших стен надписи: «Здесь был Ганс» и размышляли о том, кому они обязаны своим новосельем.

Новое училище зашифровали под в/ч 99060. На ленточках курсантских бескозырок значилось без подробностей: «Военно-морские силы». Факультеты были под номерами. До третьего курса никто даже не знал о будущих специальностях, то есть о конкретном своем применении после окончания военного вуза. Учиться новым «закрытым» дисциплинам было нелегко. Особенно, вспоминают выпускники, по специальности №6, в рамках которой изучали науки, позволившие в дальнейшем заниматься разработкой различных систем ракетно-ядерного оружия. К обучению привлекались сильнейшие ученые, академики из Москвы, Ленинграда. Они вместе с профессорско-преподавательским составом помогали овладевать знаниями самых сложных физических основ конструкторских, эксплуатационных процессов той новейшей техники, которую самим же пришлось внедрять в Военно-морской флот.

После выпуска инженеры-лейтенанты, специалисты минно-торпедного вооружения разъехались по флотам, заводам, научно-исследовательским институтам, часть из них была откомандирована в Министерство среднего машиностроения. Полученные в годы учебы фундаментальные знания дали прочную основу для успешной деятельности в очень широкой области. И не только военной.

Владимиру Виксу, например, они пригодились при исследовании… Луны, когда в одном из научно-исследовательских институтов он, автор 17 изобретений, получивших соответствующие свидетельства, разработал прибор для исследования в миллиметровом диапазоне поглощения электромагнитных волн на поверхности спутника Земли. Леонид Сабисевич, получивший все ученые степени, и звания, какие только можно получить, всю жизнь занимался изучением физических полей кораблей, подводных лодок, летательных аппаратов. А когда после увольнения пришел работать в Институт физики Земли, понял, что ему не нужно ничему учиться. Сейчас он главный научный сотрудник, занимается «поведением» Эльбруса.

– Собираюсь на молодой вулкан в экспедицию! – доложил отставник однокурсникам.

Выпускники-первопроходцы в то время были на «ты» с техникой будущего. Порущенко с Соколовым по распоряжению командующего Военно-морским флотом оказались в экипаже первой строящейся атомной подводной лодки. Маяков принимал автоматику для 50-мегатонной бомбы, которую взорвали на Новой Земле. Батырев испытывал новейшие надводные корабли, в составе госприемки кораблей ВМФ первым ступал на борт авианосца «Адмирал Кузнецов», подводной лодки типа «Акула». Лесовский в среднем машиностроении занимался сборкой и хранением атомных бомб и головных частей термоядерных ракет. В первой сборочной бригаде ВМФ на Новой Земле Татаркин участвовал в подготовке и испытании первой дальноходной торпеды с атомной боеголовкой, испытании спецоружия при взрыве в атмосфере.

– До того, как у нас стали «клепать» атомное оружие, – рассказывал он, – мы собственными руками собирали и проверяли первые его образцы, непосредственно участвовали в боевых испытаниях всего ядерного оружейного комплекса. То, что мы готовили на земле совсем не то, что мы видели в воздухе. Желаю никому никогда не увидеть, как по раскаленному небу вьются огненные змеи.

В конце 1990-х Татаркин, как и многие его однокурсники, ветераны подразделений особого риска, был награжден орденом Мужества. На встречу пришли кавалеры этого ордена Викс, Галлеев, Кочеулов, Лесовский, Маяков, Минин, Синяев. Они удостоены высокой награды за работу по созданию ракетно-ядерного щита нашей Родины.

Инженеры оружия не забудут многократное эхо войны, которое долгое послевоенное время еще болталось в наших морях немецкими минами. Лучшие специалисты, инженеры-лейтенанты выходили на разминирование всегда один на один.

«Разделывали мы их «под орех», зная, что и морские «саперы» ошибаются только раз», – рассказал мне в детстве отец, выпускник Высшего военно-морского училища инженеров оружия 1956-го. Молодое здоровье не подкачало, когда за три года экспедиции на Северном полюсе он с группой минеров на льду и различных глубинах совершил более 2 тысяч «мирных» взрывов для изучения гидрографической службой ВМФ рельефа дна Арктического бассейна и создания навигационной гидроакустической системы.

– Так сложилось, что никто из выпуска не стал адмиралом, – заметил главный организатор встречи Владилен Лесовский. – Зато на наши плечи легло перевооружение наших Вооруженных сил. Мы участвовали в создании крепких современных армии и флота. Двигали вперед науку и были впереди планеты всей. Хочется верить, что оправдали надежды наших учителей.

Нынче даже далеко не каждый флотский офицер знает, что было такое – Высшее военно-морское училище инженеров оружия. В 1956-м флот решили сокращать. Последний выпуск этого военного вуза состоялся в 1962-м…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте