search
main
0

Инженерные классы. Подготовку технарей нужно начинать со школы

​В сентябре 2015 года под эгидой Департамента образования города Москвы стартовал проект «Инженерный класс в московской школе», имеющий главной целью подготовку компетентных специалистов, необходимых экономике города. Одним из участников проекта стала гимназия №1519.

Сотрудничаем с вузамиПрошедший с момента запуска проекта период был для гимназии весьма динамичным. Открыто два инженерных класса, 10-й и 11-й, ученики здесь получают расширенную подготовку по предметам технического цикла – физике, математике, информатике – и занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Гимназия также заключила договоры о сотрудничестве с МИЭМ НИУ ВШЭ и МГТУ имени Н.Э.Баумана. Партнерство с этими вузами обеспечивает школьникам широкий круг возможностей. Вот что рассказывает профессор Сергей Тумковский, заместитель директора по учебной работе Московского института электроники и математики им. А.Н.Тихонова:- Наше партнерство с гимназией №1519 длится уже несколько лет. За это время НИУ ВШЭ в лице МИЭМ имени А.Н.Тихонова при активном участии гимназии организовали и провели целый ряд мероприятий, направленных на повышение качества образования. Среди них конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», весенняя техническая школа «Опережая время», проекты «Посланники науки» и «Пригласи ученого». Гимназия приглашает студентов и преподавателей Высшей школы экономики на свои площадки для проведения мастер-классов и открытых лекций. Кроме этого, НИУ ВШЭ проводит собственную олимпиаду «Высшая проба» и Международную олимпиаду молодежи, результаты которых учитываются при поступлении в университет. НИУ ВШЭ привлекает школьников не только к проектной, но и к исследовательской деятельности. В рамках Межвузовской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов им. Е.В.Арменского проводится секция «Проекты школьников по физико-математическим и техническим направлениям». А надо бы еще раньше Школьники и их родители, видя постепенное возрождение престижности инженерной профессии, откликаются на этот сигнал. Уже к середине второго года развития городского проекта число учащихся инженерных классов в нашей гимназии удвоилось по сравнению с первым годом. Вероятно, еще через год-два начало предпрофессиональной подготовки сместится в сторону 5-8-х классов. Мы становимся свидетелями тренда на понижение возрастного барьера вхождения в область инженерии, зарубежный опыт показывает, что такой подход себя оправдывает. Гимназия №1519 старается сегодня вовлекать учеников средних и даже младших классов в сферу технического творчества. Наши пятиклассники успешно осваивают новый для них предмет «Робототехника». За короткий период дети смогли сконструировать ряд интересных роботизированных систем и продемонстрировать их возможности на фестивале межрайонного совета директоров школ районов Митино и Строгино «Наши общие возможности – наши общие результаты», а также на открытом конкурсе проектных и исследовательских работ «Радуга». Занятия по робототехнике проводятся и для начальных классов в рамках дополнительного образования. Что ты умеешь на самом деле? Важный тезис, разделяемый образовательным сообществом: пока человек не начнет делать что-либо своими руками, его инженерные познания иллюзорны. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность получила статус обязательного компонента подготовки школьников. Подход уже обрел свое емкое звучание: «От ученика знающего – к ученику умеющему».На мой взгляд, можно выделить три уровня проектно-исследовательской деятельности школьников.«Начальный». Речь идет о проектах, придуманных в домашних или школьных условиях. Курируют их в данном случае родители ребенка или учитель, и таким работам, как правило, не хватает важных ресурсов – «хромают» и производственная база, и научный потенциал руководителя. Однако при определенных условиях и здесь можно добиться существенных результатов. Например, в гимназии №1519 к работе над проектами привлекли родителей, обладающих инженерным опытом; учителя прошли соответствующие программы повышения квалификации. Кроме того, сейчас идет внедрение в практику современного учебного оборудования, предоставленного городом. «Базовый». Этот уровень предполагает выполнение проектов на площадках вуза под руководством его специалистов. В этих условиях школьнику доступны и разнообразное оборудование, и научный опыт руководителя. «Высший». Прорывным шагом стало бы выполнение востребованных предприятиями проектов вместе с будущими работодателями на производственных площадках, представляющих наукоемкие и инновационные отрасли. Такой подход дал бы максимальную степень погружения будущих инженеров в профессию. IT – без них никуда!Современные самолет, ракета и многие другие образцы техники – это во многом IT-изделия, существенной их частью являются программно-аппаратные комплексы. Что уж говорить о «чистых» IT-сервисах, полностью состоящих из собственно программ. И тут всплывает еще одна проблема – острая нехватка не только инженеров в классическом понимании этого слова, но и высококлассных программистов. Так что проектно-исследовательскую деятельность уместно обогатить IT-проектами и создавать условия для получения школьниками практики программирования, участия в реальных проектах автоматизации процессов на предприятиях. Со стороны учащихся инженерных классов гимназии №1519 существует спрос на стажировки по таким направлениям, как сборка и настройка 3D-принтеров и иного оборудования с ЧПУ, локальные компьютерные сети, web-программирование, создание мобильных приложений на платформах Android и Windows. Вероятно, мы увидим еще один тренд – увеличение доли учащихся инженерных классов, сориентированных на работу в IT-сфере и выбирающих для поступления соответствующие вузы и кафедры. Александр УМАНСКИЙ, куратор инженерных классов гимназии №1519Наши талантыСерое небо беду предвещает,Лучик последний уж в облаке скрылся.Луч же надежды сомненьем покрылся,Смерть мимо домиков мелких мелькает.Нет, ты не сможешь народ наш сломить!Злой рок победить мы посмеем!Белый орел вновь схватился со змеем,Смерть мы поборем и будем мы жить!…Победу мы достойно одержали,Низвергнув смерть в пучину огненного ада,Избавив мир от боли и печали.Пройдут года, и смерть вернется,Продолжит забирать людей…Но мой народ так просто не сдается!Григорий ВЕРБИЦКИЙ, ученик 7-го класса

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте