search
main
0

Инженерные идеи и решения

Стрелка внутреннего компаса всегда показывает направление к цели

Школа №1324 с 2018 года реализует городской предпрофессиональный проект «Инженерный класс в московской школе». Сегодня ученики 10-11‑х инженерных классов имеют возможность получать знания и осваивать предпрофессиональные навыки в рамках основной образовательной программы не только на уроках математики, физики и информатики, но и на занятиях по программам новых элективных курсов, включенных в основное учебное время, – это программирование, робототехника, инженерная графика и инженерный практикум по физике.

На уроках робототехники учащиеся занимаются сборкой роботов WEX EDR и «ТехноЛаб», программированием микроконтроллеров на базе Arduino или с использованием программного обеспечения ROBOTC для VEX Robotics 4.x, установкой и программированием аналоговых и цифровых датчиков, получают основные предпрофессиональные навыки, необходимые будущим инженерам-конструкторам. Кроме того, на уроках информатики ребята узнают о базовых конструкциях языков программирования С и Python, учатся создавать оптимальные алгоритмы для решения задач в робототехнике и получать на базе созданных алгоритмов программный код.

Рабочая программа по физике в инженерных классах включает больше практики решения задач разного уровня сложности – качественные, расчетные, графические в соответствии с требованиями ЕГЭ и предпрофессионального экзамена. Решение практико-ориентированных задач с использованием оборудования инженерного класса позволяет наглядно представлять и усваивать законы физики и явления природы, например исследовать зависимость момента инерции от массы тела или, меняя радиус шестерней двигателя в робототехнике, исследовать зависимость мощности двигателя от скорости вращения шестерней.

Элективный курс «Инженерная графика» в 10-11‑х классах реализуется с использованием программы «Компас» и включает элементы прототипирования, что позволяет не только выполнять чертежи и 3D-модели, но и распечатывать полученные детали или составные эксклюзивные части роботов на 3D-принтере. Выполнение чертежей в компьютерных программах не означает, что ребята не умеют чертить руками: черчение в нашей школе изучается как элективный курс в 7-8‑х классах, поэтому к старшей школе постепенно формируются необходимые начальные знания ГОСТа и навыки работы с изображениями деталей.

Подготовка к инженерному направлению проходит и в рамках проекта «Математическая вертикаль», а также в системе дополнительного образования комплекса. Ученики начальной, основной и средней школы имеют возможность развивать технические навыки в кружках по ракетостроению и робототехнике, моделированию и прототипированию. Полученные на уроках, занятиях по внеурочной деятельности и кружках знания и навыки позволяют ребятам участвовать в технических компетенциях таких соревнований, как KidSkills и WorldSkills, и выполнять сложные задания с использованием высокотехнологичного оборудования.

Каждый год наши ученики представляют свои работы на инженерных конкурсах, проводимых на площадках вузов-партнеров. С созданием проектов ученики знакомятся с начальной школы, несмотря на то что проектная деятельность как отдельный учебный курс в сетку занятий входит только в 10‑м классе. Методическое сопровождение проектов осуществляется через работу конструкторского бюро педагогами школы, работающими в инженерном направлении.

Решающее значение имеет в данном случае взаимодействие преподающих в инженерном направлении учителей, так как многие практические вопросы, темы проектов и технологические решения находятся на стыке предметов. И именно в коллегиальной, командной работе учителей-предметников, классных руководителей, в тесном взаимодействии с родителями во многом кроется секрет настоящих и будущих успехов наших учеников.

Важным элементом развития предпрофессионального инженерного образования является сотрудничество с вузами-партнерами, колледжами и технологическими предприятиями, которые предлагают широкий спектр мероприятий для обучающихся и педагогов – от лекций и семинаров до мастер-классов и курсов повышения квалификации, а также предоставляют свои площадки для реализации циклов занятий для обучающихся.

Для успешной реализации любого проекта важны системный подход и понимание взаимосвязи всех элементов системы – от содержания предпрофессионального образования и оборудования до подготовки преподавателей и сотрудничества с социальными партнерами. Поэтому серьезным шагом являются недавно опубликованные стандарты предпрофессионального образования, которые задают школам-участницам новый вектор развития проекта «Инженерный класс в московской школе».

Анна БЕЛАШОВА, учитель английского языка, черчения, робототехники школы №1324

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте