search
main
0

Инженер детских душ

Великое счастье – получать удовольствие от своей работы

Говорят, что определение «инженер человеческих душ» изначально относилось к педагогам: так учителей назвал Михаил Калинин, а уж потом его «перехватил» на встрече с писателями Иосиф Сталин. Трудно сказать, кто более достоин носить это звание, но Виталий Ерохин, учитель физики школы №88 города Тюмени, считает себя инженером совершенно справедливо.

– Современных детей уроки, построенные исключительно на интересных фактах, впечатляют мало, – считает Виталий Викторович. – На мой взгляд, лучшей мотивации к изучению физики, чем опыт и эксперимент, придумать невозможно. Так что я просто обязан быть «искусным изобретателем и остроумным выдумщиком», как гласит первичное, старофранцузское значение слова «инженер». За последние годы наш мир очень изменился. Сегодняшние дети пугают взрослых тем, что прекрасно владеют гаджетами, больше доверяют блогерам и иногда путают реальную жизнь с виртуальной. Но мы понимаем, что нынешний первоклассник окончит школу уже в 2030 году, и это будут уже совсем другие технологии, к которым он тоже должен быть готов! Причем от педагога требуется быть не только на одной волне с ребенком, но и строить его образовательный путь. Надо дать ему больше, чем инженерное образование. Необходимо с помощью образовательной деятельности формировать раннюю инженерную ментальность. Она требуется в изучении любого предмета. Ученик должен мыслить, как инженер, как ученый, как исследователь, выдвигать самостоятельные гипотезы, иметь пытливый ум, проводить свои исследования и опыты, к тому же желать и уметь все это применять в реальной жизни. И главный элемент в образовательном процессе, с которого и начинается инженерная ментальность, – мотивация.

Виталий экспериментировал с детства – разбирал все, что казалось интересным: телевизор, магнитофон, мотоцикл… Правда, говорит, что собрать обратно удавалось не всегда. Родители списывали его страсть к винтикам-шпунтикам на влияние дедушки-физика, преподавателя московского вуза. Впрочем, оказалось, что и сам Виталий имеет влияние на ровесников – с удовольствием учил других тому, что узнавал сам. Любимыми днями в старших классах стали для него дни самоуправления, когда приходилось замещать учителя. Логические и олимпиадные задачи по разным предметам давались шутя, положив начало другому серьезному увлечению – шахматам. Уже в 12 лет Виталий Ерохин стал чемпионом, победив на первенстве района и получив первый юношеский разряд по шахматам. Впрочем, на месте ему никогда не сиделось, а потому к шахматам добавилась секция баскетбола. Четыре года играл за сборную Омской области – спортивный характер вкупе с желанием «дойти до самой сути» порождает стремление достигать вершин…

Уже на третьем курсе факультета математики, информатики, физики и технологии Омского государственного педагогического университета Виталий получил лестное и денежное предложение работать в банке. Кто знает, как сложилась бы жизнь дальше, если бы тогда же не началась педагогическая практика. Виталий понял, что школа – это даже интереснее денег: и алгебра, и гармония, и загадка. Каждый урок – новая задача, и каждая новая задача должна увлечь детей.

– Люблю своих учеников, – признается Виталий Викторович, – с ними никогда не бывает скучно. Стараюсь соответствовать: как говорит великий физик Петр Капица, наука должна быть веселой, увлекательной и простой. По-моему, такими же должны быть и учителя – искренними, заинтересованными, обладающими чувством юмора и самоиронией.

Основа, на которую опирается Виталий Викторович в работе, – теория множественного интеллекта Говарда Гарднера, разработанная в 1983 году. Суть ее в том, что человек обладает не единым интеллектом, а несколькими различными. В самом деле: почему одноклассники усваивают программу по-разному? Может быть, дело в направленности мышления и восприятия мира? И значит, их можно направить туда, куда нужно?
– Все зависит от учителя, ведь типы интеллекта, сформулированные Гарднером, не данность, а потенциал, – пришел к выводу Ерохин. – Есть какие-то способности, ключевые моменты, но, развивая их, мы помогаем развиваться другим. А если какой-то тип интеллекта «провисает», значит, не было условия для его развития.
Собственным опытом Виталий Викторович будто подтверждает теорию Говарда Гарднера. К примеру, он долго считал, что не имеет математических способностей, но, к счастью, вместе с общеобразовательной школой сразу поступил в музыкальную и в 14 лет получил не только образование по классу аккордеона, но и умение «видеть» математику за символами, так же как музыку – за нотами. Он вообще многогранен и разносторонен: сочиняет стихи, конструирует двигатели по видео из Интернета и играет в Театре-студии города Тюмени. Чтобы развивать вербально-лингвистический интеллект с помощью физики, его ученики выдвигают гипотезы, проводят научные баттлы и… травят анекдоты.

– Заходит Паскаль в бар, а в баре сто тысяч паскалей, – весело рассказывает Ерохин, понимая, впрочем, что над шуткой будет смеяться только тот, кто говорит с ним на одном языке, то есть его ученики, которые знают: паскаль и бар – это единицы измерения давления.

А вот телесно-кинестетический тип интеллекта, как выяснилось, есть у каждого, это прочувствовал даже мэр Тюмени Руслан Кухарук. Чтобы познакомиться с лучшим учителем области, он побывал на мастер-классе, который Ерохин провел для коллег из других школ. Виталий Викторович придумал, как объяснить ученикам явление магнитного поля – просто почувствовать на себе. Образовав из собравшихся электрическую цепь, замкнул ее с помощью батарейки, и по каждому «звену», включая мэра, проскочил легкий ток.

Логико-математическому интеллекту в 88‑й школе помогает устройство, которое выполняет простое действие очень сложным образом, – машина Голдберга, собранная вместе с учениками. Дети не только на уроках, но и на переменах пытаются еще больше усложнить ей задачу. Пространственные способности на уроках физики совершенствуют наглядные пособия, межличностные оттачиваются мозговыми штурмами. Музыкальными Ерохин заражает всех окружающих – кроме аккордеона, он давно освоил гитару, фортепиано, барабан и бас-гитару, которые звучат и на уроках.

– Все мы гении, но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой, – любит повторять Ерохин вслед за Альбертом Эйнштейном, искренне восхищаясь каждым своим учеником. – Еще Сократ и его ученик Платон рассматривали воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Считали, что педагогическое воздействие ограничивается сложной противоречивой природой человека, где сплетены воедино добро и зло, свет и тень. Поэтому главной задачей для них было вызвать к жизни лучшие, сокровенные силы воспитанников.

На его уроках дети решают, как подключить лампочки, чтобы иллюминация в доме зажигалась постепенно, и пытаются понять гений Леонардо да Винчи, собирая за несколько минут дом без шурупов и болтов. Земное и великое рядом – практика и теория, реальность и мечта.

– Главное – поставить проблему на каждом уроке, запустить мысль, причем проблема должна быть близкой, такой, чтобы ее решение можно было использовать в быту, – объясняет педагог. – Современные технологии плюс творческая деятельность плюс сотрудничество – вот это формула успешности ученика. Убежден, что в XXI веке, веке гуманизации образования, каждый – и учитель, и ученик – должен развиваться по собственной, индивидуальной траектории. Пусть траектория разная, вектор перемещения все равно сведет их в одну точку. Пространством образования должно стать пространство жизни, вот почему я считаю нужным выводить учебный процесс за стены учебного заведения, организую практики, активно применяю социокультурные методы обучения. В таких «мастерских» растет не только ученик, но и учитель. Создаю условия, чтобы каждый мой ученик смог попробовать свои силы, найти себя, определиться личностно и профессионально. Постоянно совершенствуясь, перенимая опыт коллег, я изменяю себя, а обучая, меняю детей. Изучив личностно-развивающие возможности предмета, учу их искать инструменты изменения мира. Развивая доброжелательность, искренность, обучая сотрудничеству и сотворчеству, совершенствую их систему ценностей.

Совсем не случайно в конкурсе «Учитель года» Виталию Ерохину, вошедшему в 15 лучших учителей России, достался специальный приз Центра толерантности «За вклад в гражданское воспитание и формирование культуры мира среди обучающихся» за нацеленность на социальную проблематику. В 2018 году школа №88 стала победителем Всероссийского конкурса проектов научного и научно-технического творчества школьников «Люди будущего». Благодаря гранту стала возможной реализация уникального проекта «Инженерный уик-энд», который проводится на базе третьего корпуса школы в поселке Тараскуль. Основные цели проекта – погружение школьников в научно-инженерную творческую деятельность, открытие для них нового интересного мира, пробуждение мотивации к инженерным наукам и естественно-научным дисциплинам. Во время уик-энда ребята занимаются в мастерских-хакспейсах: «Робоинженериум», «Наноинженериум», «3D/VR-инженериум», «IT-инженериум», «Биоинженериум». Для них проходят практические занятия с использованием робототехники, 3D-принтера, 3D-ручек. Школьники изучают на практике молекулярную кухню, создают роботов-жуков, учатся управлять квадрокоптером, соревнуются в инженерных гонках. Так что выходных у молодого учителя практически нет. Всероссийский конкурс «Учитель года» – это не просто конкурсное мероприятие. Но…

– В школе я не работаю, в школе я получаю удовольствие от работы! – смеется Ерохин, за пять лет ни разу не разочаровавшийся в профессии.

Виталий Викторович даже из спортзала ведет трансляцию в Инстаграме, чтобы дать задание детям, соединяя таким образом совершенно разные предметы в один процесс познания. Например, однажды нужно было рассчитать работу, которая совершается при подъеме штанги в 75 килограммов на высоту в 40 сантиметров. Дети рассчитывали, а он поднимал. И можно быть точно уверенным, что каждый раз, глядя на штангу, дети будут вспоминать физику. А может быть, после уроков специально пойдут в спортзал, чтобы быть похожими на молодого учителя, который, кроме «домашних» видов спорта – шахмат, любимого баскетбола, тяжелой атлетики, мотобола, – занимается еще и экстремальными сплавами по горным рекам и ходит в горные экспедиции. «Жить, не сдаваться, побеждать!» – убеждает он своих учеников не словом, а делом. Особенно победой в региональном туре конкурса.

– Конкурс «Учитель года» дал мне мощный толчок к развитию, вдохновение и опыт, – поделился Виталий Ерохин. – Мне бы хотелось в будущем стать директором школы. Но не простым, а идеальным, это значит не просто менеджером, но и учителем учителей, чтобы учиться вместе со своим коллективом, так же как учитель учится вместе с учениками. Не представляю жизни без преподавания. Во время конкурса меня пригласили на должность заместителя директора школы сразу в несколько регионов. Но я патриот Тюменской области и своей школы. Здесь мое место, здесь мои ученики.

Наталья ЯКОВЛЕВА, Тюмень

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте