search
main
0

Инвестиции в образование – вклад в процветание страны

​Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования: – Тема, обсуждаемая на Всемирной конференции по ВОДМ, важна и актуальна не только для московского образования и России, но и для любой страны мира, ведь инвестиции в образование – это, по сути, вклад в будущее процветание каждого государства в отдельности и мировой цивилизации, в целом.

Общеизвестно, что фундаментальные качества личности формируются в ранние годы жизни ребенка. Поэтому крайне важно еще в дошкольном возрасте, характеризующемся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка, сформировать положительный опыт и базу для успешного развития и обучения, которые в дальнейшем станут основой самосовершенствования и успешной социализации будущего гражданина.Первая общественно-государственная форма профессионально-педагогической работы с подрастающим поколением – дошкольное образование. Возросшие в последние годы внимание и интерес к вопросам воспитания и образования детей раннего возраста со стороны всех социальных институтов свидетельствуют о признании важности этого аспекта работы в формировании личностных качеств современного человека.В системе Департамента образования работают 2033 государственных детских сада и 310 образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования. Около 350 тысяч юных жителей столицы 1 сентября пришли в дошкольные учреждения города.Создавая родителям условия для выбора адекватной образовательной среды, особое внимание Правительство Москвы уделяет целостности системы дошкольного образования. Принятая в 2008 году городская целевая программа «Столичное образование-5» на 2009-2011 годы стала стратегическим документом, определившим направления развития и регулирующим взаимодействие всех отраслей социального комплекса в интересах детства. Ее составная часть – совместный пилотный проект ЮНЕСКО и Москвы «Московское образование: от младенчества до школы». Он органично включен и в основные инициативы ЮНЕСКО «Образование для всех».Приоритетными задачами проекта определены задачи по обеспечению доступности дошкольного воспитания и образования для всех групп населения независимо от социального статуса, повышению качества образовательных услуг, совершенствованию социально-психологического сопровождения и охраны здоровья, а также обеспечению всестороннего развития личности ребенка.Сегодня вокруг успешно работающих 17 ресурсных центров в сетевом взаимодействии объединилась четвертая часть всех дошкольных учреждений города. На их базе отрабатываются модели и технологии экологического образования, разнообразной проектной деятельности, охраны и укрепления здоровья, поликультурного воспитания, развития творческих и интеллектуальных способностей детей, гендерного воспитания, развиваются такие новые формы дошкольного образования, как семейные детские сады, группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки, группы физического совершенствования и группы инклюзивного образования.Реализация проекта стала мощным импульсом в развитии творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов в содружестве с научными организациями, занимающимися проблемами детства. Каждый коллектив ресурсного центра от формулирования гипотез в том или ином сегменте развития малыша перешел к выстраиванию модели нового образовательного пространства.Разработка и внедрение современных образовательных технологий и новых форм дошкольного образования познакомила педагогическое сообщество с богатым мировым опытом, стала стимулом к интенсивному поиску нестандартных решений и реализации в детских садах успешных практик, что привело к переоценке ценностей и авторитетов. Сегодня главным для педагога стало осознание себя как педагога-творца.В ходе реализации проекта педагогическими коллективами дошкольных учреждений созданы новые модели и технологии дошкольного образования. К ним прежде всего отнесу образовательную технологию адаптации ребенка в детском саду. В детских садах, на базе которых открыты центры игровой поддержки или группы кратковременного пребывания, благодаря тому, что процесс развития интересов и знаний, обучения определенным навыкам и умениям ведется в удобной для ребенка обстановке, адаптационный период сократился с 3-6 месяцев до 2 недель. При этом значительно, почти в 2 раза, снизился и уровень заболеваемости среди детей 2-летнего возраста. Кроме того, использование этих форм позволило на практике реализовать систему преемственности семейного воспитания и дошкольного образования.Результативность внедрения технологии поставила перед Департаментом образования задачу – создать условия, при которых все дети еще до поступления в детский сад могли бы пройти период адаптации, посещая занятия в подобных группах и центрах. Уже сегодня в Москве работают 307 центров игровой поддержки и более 1000 групп кратковременного пребывания. В следующем году их количество увеличится, в том числе и за счет выделения городом дополнительных площадей.Большой популярностью у населения пользуются интенсивно развивающиеся в последнее время консультативные пункты для родителей и детей, не посещающих детские сады; семейные детские сады, число которых также ежегодно увеличивается. Их востребованность объективно подтверждают следующие цифры: за два года в Москве было открыто 394 семейных детских сада и 368 консультативных пунктов. Всего же различными новыми формами дошкольного образования охвачено свыше 24 тысяч маленьких жителей столицы или 7% от контингента воспитанников государственной системы дошкольного образования.Важной социальной задачей Департамента образования стало оказание помощи семье в воспитании ребенка. Реализация программы «Московская семья – компетентные родители» изменила не только формы и методы взаимодействия с родителями, но и философию взаимодействия: сегодня дошкольные учреждения города перешли от «работы с родителями» к «сотрудничеству с семьей». Адресное психолого-педагогическое сопровождение семьи, отрабатываемое в учреждениях, прежде всего направлено на создание условий, при которых родители становятся активными участниками и помощниками в воспитании и развитии ребенка.Развивая это направление, в новом учебном году совместно с органами здравоохранения и муниципальными службами, мы организуем работу школ молодых родителей. Особое внимание в их деятельности будет уделено тем, кто еще только готовится стать мамами и папами. Уверены, что превентивная работа по подготовке будущих родителей к осознанному и педагогически грамотному развитию и воспитанию ребенка, значительно снизит уровень социального сиротства в Москве.Одна из первоочередных задач системы дошкольного образования – подготовка детей к обучению в школе. В прошедшем учебном году 96% московских ребят в возрасте 6-7 лет получали дошкольное образование в разных формах.Готовя детей и родителей к столь ответственному в их жизни периоду, наряду с внедрением новых технологий мы ввели в практику проведение в школах дней открытых дверей для воспитанников подготовительных групп, воспитателей и родителей. Безусловно, знакомство со школьными педагогами и выстраивание совместной деятельности по подготовке к школе поможет и ребенку, и семье значительно быстрее адаптироваться в новых условиях.Исторически сложилось так, что Москва всегда была многонациональным городом, и сегодня население столицы составляют жители более 140 национальностей. При этом зачастую дети из семей мигрантов не владеют или слабо владеют русским языком. Решая эту проблему, ресурсные и научные центры разработали методику, которая помогает естественным образом, через игру и общение, научить детей русскому языку, что в дальнейшем позволит им безболезненно адаптироваться и полноценно обучаться в школе.В рамках проекта «Московское образование: от младенчества до школы» в практику работы дошкольных учреждений активно внедряются и другие различные образовательные модели и технологии, учитывающие особенности жизни в условиях мегаполиса. Они основаны на принципах толерантности, принятия и уважения всего многообразия культур, традиций и этнических особенностей жителей многонационального города.Социальная адаптация и интеграция в общество детей-инвалидов – приоритетное направление работы Правительства Москвы. Наряду с развитой сетью специализированных учреждений для этой особой категории юных москвичей в последнее время благодаря совместным усилиям органов власти, педагогического и научного сообщества, общественных организаций в городе складывается система инклюзивного образования. В этом учебном году 91 детский сад принял около 1000 ребят с ограниченными возможностями здоровья. В них дети-инвалиды, обучаясь и воспитываясь вместе со здоровыми сверстниками, получают весь перечень услуг, необходимых для интеграции и социальной адаптации.Для детей, которые в силу непростых проблем не могут посещать детские сады, открыты 125 лекотек и 103 службы ранней помощи. Несмотря на то, что это направление работы для столичного образования достаточно новое, его результативность уже сегодня свидетельствует о перспективности и необходимости дальнейшего развития их сети.Выявление на раннем этапе еще в первые месяцы жизни нарушений в физическом и психическом состоянии здоровья ребенка позволяет своевременно скорректировать их, оказать семье квалифицированную психолого-педагогическую поддержку, научив родителей не только понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, но и развивать его исходя из возможностей здоровья. Бесплатную психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку таким детям и их родителям оказывают также 62 специализированных центра, медицинские учреждения и учреждения социальной защиты населения. Весной этого года Московская городская Дума приняла закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», регулирующий вопросы обучения и воспитания этой особой категории детей.В последнее время в Москве немало сделано для повышения качества дошкольного образования. Систематизируя имеющийся опыт, разрабатываем индикаторы качества образования. В их основу заложены результаты мониторингов оценки образовательной среды, качества деятельности работников дошкольного образования, развивающего эффекта системы образования и удовлетворенности дошкольным образованием родителей.Сегодня можно уверенно констатировать, что в столице сформирован мощный кадровый ресурс инновационного развития дошкольного образования. В работу над проектом «Московское образование: от младенчества до школы» включены около 5 тысяч увлеченных, творчески работающих педагогов.Объединение учреждений в сетевом взаимодействии создало такие условия, при которых воспитатель не только овладевает новейшими образовательными технологиями, но и постоянно самосовершенствуется, занимая позицию педагога по отношению к своим коллегам. То есть на практике удалось реализовать абсолютно новую форму повышения квалификации, эффективность которой ярко продемонстрировала «Эстафета педагогического мастерства», состоявшаяся в Москве весной этого года. На протяжении 2 месяцев участники проекта щедро делились с коллегами накопленным опытом работы. Всего же за три года работы ресурсными центрами было проведено около 400 конференций, мастер-классов, дискуссий, «круглых столов» и презентаций.Экспериментальная работа дошкольных учреждений, включенных в пилотный проект, и работы победителей городских конкурсов «Детский сад года», «Воспитатель года», «Малыши столицы» стали основой создаваемой нами электронной библиотеки «Московское образование: от младенчества до школы». Следующим шагом в трансляции передового опыта работы лучших столичных учреждений станет открытие на их базе площадок по обучению студентов педагогических вузов города и повышению квалификации работников образования, которое запланировано уже в этом учебном году.Посещая дошкольные учреждения, участники Всемирной конференции имели возможность на практике увидеть первые результаты работы учреждений, реализующих совместный пилотный проект Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». Надеюсь, что московский опыт поможет им в развитии и совершенствовании дошкольного образования, продвижении новых идей и образовательных технологий, что в конечном итоге станет очередным прогрессивным шагом в гармоничном развитии и воспитании подрастающего поколения.Отмечена хорошая работа управленцев. Среди них:Лидия Барковская – главный специалист отдела содержания и развития образования Юго-Западного окружного управления образования.Лолита Бинкина – главный специалист Городской инспекции Департамента образования.Анна Бычкова – главный специалист отдела содержания образования Северного окружного управления образования.Марина Ермолова – начальник отдела по дошкольному образованию Северо-Западного окружного управления образования.Валентина Кленяева – начальник отдела дошкольного образования Южного окружного управления образования.Наталья Королева – начальник сектора дошкольного воспитания Западного окружного управления образования.Татьяна Куприянова – начальник отдела дошкольных образовательных учреждений Зеленоградского окружного управления образования.Анна Образцова – начальник отдела дошкольного воспитания Центрального окружного управления образования.Екатерина Оськина – начальник отдела содержания дошкольного образования Юго-Восточного окружного управления образования.Надежда Разова – заместитель начальника отдела дошкольного и общего среднего образования Восточного окружного управления образования.Людмила Самойленко – начальник отдела дошкольного образования Северо-Восточного окружного управления образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте