28-30 марта в Уфе состоялось выездное совещание Минобразования, в котором принял участие министр образования России В.М.Филиппов. Руководители управлений среднего школьного и профессионального образования, а также органов по делам молодежи Приволжского федерального округа обсуждали вопросы, связанные с федеральным и региональным аспектами модернизации образования.
На совещании отмечалось, что важнейшими проблемами реализации этой концепции является введение государственных образовательных стандартов и нормативного финансирования. Подчеркивалось, что необходимо разработать систему объективной оценки работы школ, при этом основными критериями должны стать качество и результаты обучения, которые достигаются без ущерба для здоровья ребенка. Выявление, развитие одаренных детей, подготовка кадров для работы с ними также в ряду приоритетных задач в образовании.
Выездное совещание прошло по секциям “Общее среднее образование”, “Начальное профессиональное образование”, “Среднее профессиональное образование”, “Высшее профессиональное образование”, “Молодежь и политика”.
Министр образования Владимир Филиппов провел встречу с президентом Башкортостана Муртазом Рахимовым. Они обговорили, в частности, проблемы беспризорных детей, создания детских семейных домов. Говоря о деятельности учебных заведений республики, В.М.Филиппов отметил, что “Башкортостан может гордиться состоянием республиканской системы образования”. В свою очередь М.Г.Рахимов, выступая в Доме Государственного собрания – Курултая РБ, так обозначил основную задачу развития социально-экономической, в том числе и образовательной политики республики: “Инвестиции в человека – развитие образования определяет будущее”.
Ключевым событием совещания стал доклад Владимира Филиппова “Об итогах деятельности системы образования Российской Федерации в 2001-2002 учебном году и определении основных направлений по реализации первого этапа модернизации российского образования в 2002-2003 учебном году”. Он высказал свое видение проблемных вопросов реализации Концепции модернизации российского образования.
“Это не отдельно взятые эксперименты по введению 12-летки, ЕГЭ, ГИФО и т.д., это комплексное образовательное социальное переустройство”, – подчеркнул министр. Существуют три главные цели, вокруг которых должна концентрироваться и контролироваться вся работа по модернизации. Это доступность, качество и эффективность.
Владимир Михайлович отметил, что с 1 сентября этого года планируется начать отработку разных вариантов старшей профильной школы (ее концепция будет рассматриваться уже в апреле), принять закон о стандартах школьного образования (предполагалось, что он будет вынесен на рассмотрение в Госдуму 3 апреля, однако, как стало известно, депутаты намерены приступить к первому чтению законопроекта 17 апреля). Будут приняты в будущем и стандарты дошкольного образования, а также новый порядок финансирования школы. Затрагивая тему финансов, Владимир Филиппов отметил, что в школу следует привлекать внебюджетные средства, при этом он подчеркнул особую роль попечительских советов, что уже в ряде школ широко практикуется.
Проблему эффективности образования главный учитель страны видит в том, что “мы не можем готовить детей в безработицу”. В июне планируется проведение совместного заседания МО РФ и российских союзов промышленников и предпринимателей по проблеме подготовки квалифицированных кадров начальным и средним профобразованием и по прогнозированию потребности в кадрах. Министр обратился к регионам, чтобы те своей властью, своими мерами стимулировали работодателей участвовать в подготовке рабочих кадров.
В повышении эффективности высшего образования, по словам В.М.Филиппова, должен сыграть механизм его финансирования, который будет отрабатываться в 3-4-летнем эксперименте по ГИФО, образовательным кредитам.
Министерство образования по финансированию в целом занимает принципиальную позицию: необходимо добиваться дополнительных целевых финансовых средств в бюджете на 2003 год. Необходимо сохранить уровень коммунальных услуг, поддерживать библиотеки, ремонтировать общежития, увеличить стипендии студентам в 1,5 – 2 раза, зарплату учебных мастеров ПТУ, которые из-за безденежья уходят сегодня из училищ, ввести доплату обладателям научных степеней, работающим в вузах.
Ирина КАМИНСКАЯ
Комментарии