Каждый из нас когда-то, впервые переступив школьный порог в качестве молодого учителя, испытывал волнение и трепет. Чувствовал неловкость, когда старшие коллеги и родители учеников обращались по имени-отчеству… Нынешнее поколение молодых педагогов значительно бойче своих наставников, но и у них бывают трудности в адаптации и профессиональном становлении.Профсоюз города Нижневартовска делает ставку на молодых. С одной стороны, мы меняемся и совершенствуемся вместе с ними, а с другой – учим их сами, закладываем в них профсоюзные ценности, помогаем адаптироваться в образовательной организации и даем возможности для развития.
Городской клуб «Педагог НВ» в тесном сотрудничестве с профсоюзом за свою многолетнюю историю помог встать на ноги сотням молодых учителей, воспитателей, психологов, педагогов дополнительного образования. Менялись лидеры клуба и базовые площадки, форматы и названия мероприятий, но неизменными остаются цели и приоритеты работы, как и в далеком 2007‑м, радует стремление начинающих педагогов показать свой потенциал.Невозможно рассказать обо всех мероприятиях и событиях, которые организуются в городе для молодых педагогов.Ежегодно на городском августовском педагогическом совещании начинающих коллег приветствуют на пленарном заседании, а на панельных дискуссиях и круглых столах детально очерчивают для них профессиональные горизонты на предстоящий учебный год.В каждом образовательном учреждении проводится диагностика педагогических затруднений, по результатам которой определяют наставников новоприбывшим педагогам. Во всех образовательных организациях есть клубы, методические объединения, нацеленные на помощь молодым специалистам. Почти во всех учреждениях работают площадки форсайт-центров, одной из основных задач которых является взаимодействие со студентами педагогических специальностей.Отдельный блок работы профсоюза – профессиональные конкурсы, вот где молодежь может показать себя во всей красе! Главный из них – «Педагогический дебют», по традиции он проходит на базовой площадке городского клуба молодых педагогов, в школе №7. В конкурсе есть номинации для представителей разных педагогических специальностей: «Учитель», «Педагог дополнительного образования», «Воспитатель», «Наставник», а в ходе испытаний необходимо представить проект, провести урок или занятие, написать эссе, показать умение вести полилог. По сложившейся традиции во время конкурса члены жюри не столько судьи, сколько внимательные эксперты, которые объяснят и подскажут, помогут и направят. Такая работа приносит свои плоды: и на региональном, и на федеральном уровнях конкурса молодых специалистов нижневартовские педагоги ежегодно становятся победителями и призерами.А еще почти во всех учреждениях есть внутрикорпоративный конкурс, в котором непременно присутствует номинация для начинающих: «Расправляя крылья», «Успешный старт», «Дебют»… Что может быть приятнее признания твоих успехов коллегами?Организация спортивно-оздоровительной работы в Нижневартовске всегда была на самом высоком уровне, неудивительно, что туристический слет и спартакиада – самые любимые профсоюзные события! Вот где молодость – главное преимущество и залог победы. Фестивали ГТО – тоже сложившаяся традиция, у педагогов города немало золотых и серебряных значков. Когда все успевают?Круглые столы с лидерами и руководителями всех уровней не просто тренд, это возможность оперативно решать реальные проблемы реальных людей. В нашем городе проходят встречи молодых специалистов с губернатором Югры Натальей Комаровой, мэром Нижневартовска Василием Тихоновым и его заместителями, депутатами городской и окружной Думы, постоянно взаимодействуют с молодежью представители Департамента образования администрации Нижневартовска и городской комитет профсоюза. Яркий результат эффективного сотрудничества – предоставление муниципального служебного жилья работникам бюджетной сферы.Наиболее активные и творческие педагоги работают в городских молодежных советах, где под руководством опытных управленцев воплощают инновационные проекты, проводят общественные акции, занимаются волонтерством.Семинары и курсы повышения квалификации, творческие встречи с ветеранами педагогического труда, заседания методического сектора, фестиваль работающей молодежи Нижневартовска, акция «Мы вместе – Россия!», конкурс художественной самодеятельности, «Экологический фестиваль», конкурс видеороликов «Портрет молодого педагога», интерактивный конкурс «Нижневартовск – территория здоровья». Сколько интересного проходит для молодежи при поддержке профсоюза! Есть где себя проявить!Почему же при таком количестве мероприятий, направленных на поддержку молодых педагогов, не все из них справляются с трудностями и решают остаться в системе образования? Опросы и социологические исследования показывают, что основными причинами ухода молодых специалистов являются невысокий доход, некорректность обращения учеников и их родителей, несложившиеся отношения с руководством и/или коллегами, неготовность к круглосуточному поступлению задач, трудности классного руководства и неподъемный документооборот.Традиционными стали встречи молодых педагогов с председателем Нижневартовской городской организации Профсоюза работников образования и науки Еленой Побединской и членами профсоюзного актива.Опытные коллеги научат так планировать работу, чтобы не носить тетради домой; расскажут, из чего складывается зарплата и на что обратить внимание, чтобы быстрее аттестоваться; как отвечать на хамство ученика или родителя; какие и когда «прилетят» бумаги. В течение года для молодых специалистов будут проведены семинары, на которых предполагается как развитие профессиональных компетенций молодых кадров, так и правовое просвещение в области трудового и образовательного законодательства. Ключевая тема работы советов молодых педагогов при профсоюзных организациях в 2020 году – «Защита педагога. Баланс прав и ответственности». Вопросы правовой культуры, формирование педагогической этики и принципов профессиональной коммуникации сейчас особенно актуальны. А значит, к первым заседаниям форсайт-центров в августе в школах будут готовы тренинги и мастер-классы по всем этим вопросам.Основные формы работы с молодой учительской аудиторией – лекции (лекция-информация, лекция-визуализация, проблемная лекция). За ними проводятся практические занятия – дискуссии, решение кейсов, индивидуальные и групповые юридические консультации, творческие задания, защита групповых проектов с презентацией пошагового алгоритма действий работодателя, работника, профсоюзного комитета для разрешения той или иной ситуации. К примеру, ситуационные задачи могут быть связаны с установлением и изменением нагрузки педагогическим работникам или с изменением условий трудового договора. На всероссийском уровне для более эффективной работы по обозначенной теме создается специальное электронное приложение «Правовой навигатор».Безусловно, работа с молодежью – это наши инвестиции в будущее. Ведь от сегодняшних молодых специалистов зависит, каким спустя годы будет образование, а значит, в конечном счете это они определяют, какими станут следующие поколения.Лариса ЗАЙЦЕВА, директор средней школы №19Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Комментарии