И Аристотель дрался кулаками
Мы живем в Санкт-Петербурге. Сыну 12 лет. Чтобы не болтался по улицам, пока мы с отцом на работе, предложили ему вступить в организацию “зеленых”. Это рядом с домом, пуcть, думаю, занимается экологией. Но сын выбрал совсем другое: нашел какой-то клуб, где обучают, как драться по-восточному. Хотя он это называет иначе, красиво: восточными единоборствами. Я слышала, что и в некоторых школах есть такие кружки. Что это за спорт? Сын говорит, что это не только спорт, но и разные знания: по философии, астрономии и даже по литературе. Правда ли это?
З.СОКОЛЬНИКОВА
С.-Петербург
Caмоутверждение для человека, если он здоров, конечно, – такая же жизненно необходимая потребность, как прием пищи. Желание показать всему миру и самому себе в первую очередь, на что ты способен, толкает многих на самые отчаянные поступки. А сознание собственной несостоятельности, беспомощности гложет душу похлеще, чем ощущение пустоты в желудке.
Юношеский максимализм вообще возводит утверждение собственного “Я” в ранг цели жизни. Одни отправляются на надувной лодке в открытое море, другие карабкаются по стенам заброшенной часовни, желая достать до купола, третьи пытаются покорить мир своей внешностью. Говоря математическим языком, круг интересов наших детей стремится к бесконечности. И как трудно и необходимо реализовать эти интересы!
Когда я был маленьким, нас всем классом-отрядом заставляли маршировать под барабан. Я был прилежным пионером и каждое утро гладил галстук, а мой приятель не хотел ходить под барабан. Он любил играть на гитаре и петь битловские песни. Он с ужасом ждал классного часа, когда будет “слушаться дело пионера Иванова”. Его “дело”.
Сейчас все иначе. Кто хочет – может вступить в пионерскую организацию. А кто не хочет – для тех только в Москве 350 (по справочнику) различных детских организаций и объединений, охватывающих весь спектр интересов.
У каждой организации должна быть идея. Идея – как способ проникновения в душу. Ну и, конечно, сами души. За них-то и ведется борьба самыми различными средствами: от объявлений в подъездах до объявлений в газетах. Зазывают “в гости” даже иностранные религиозные миссии. “Воскресные проповеди” в Московском Дворце молодежи собирали недавно полные залы. На одной из них мне довелось побывать. Нет, душой я не обогатился ни на йоту, зато понаблюдал за ритуалом “братания”. Этакое всеобщее схождение с ума.
Если говорить о детском движении сейчас, то сравнить его можно с пестрым ковром, на котором каждому цвету найдется свое место. Никаких глобальных целей типа “победы коммунизма в странах Северной Европы” ни одна организация перед собой не ставит. У скаутов, например, цели и задачи такие: создание оптимальных условий для духовного и интеллектуального развития детей и молодежи, самообразования, разумного досуга и отдыха. У “зеленых” в уставе организации записано: цель – отдых, туризм, спорт, проведение учебно-пропагандистских мероприятий по вопросам экологии.
Большинство детских организаций основную свою задачу видит в том, чтобы организовать досуг подростков и отвлечь их от дурного влияния улицы.
Но успех любого предприятия прежде всего зависит от личности, от способности и умения увлечь, повести за собой детей. С одним таким энтузиастом мне удалось побеседовать. Джахангир Шахмурадов – чемпион Всесоюзных соревнований по каратэ 1980 года, а в настоящем – президент Федерации “КЭМПО”, кэмпо – один из видов восточных единоборств. Шахмурадов – действительный член Всероссийской научной Ассоциации специалистов по лечебной физкультуре и спортивной медицине. 16 лет он ведет в школе уроки физкультуры. О своей теории воспитания он мне рассказал:
“Глупо заниматься каратэ или, скажем, тэйквандо, да и любым другим видом спорта, только ради техники. Вы можете отработать резкость движений, силу удара, вы сможете себя защитить, но только с позиции силы. Но есть еще и такое проявление агрессии, как подавление воли. Человек может не сделать ни одного движения, а противник почувствует себя слабым ягненком. Что это, сила духа? Тогда объясните мне, что такое дух. Я материалист и не принимаю мистические объяснения. Доказать можно все, например, с точки зрения математики.
Вы знаете, что Аристотель был кулачным бойцом и не знал поражений. История, к сожалению, не сохранила его учения, а в нем великий математик рассчитал алгоритм движения человеческого тела во всех плоскостях одновременно. Этот алгоритм он применял в бою.
Я некоторое время жил в Индии. Изучал хатха-йогу. Йога дает человеку практически полную власть над собой, над своим организмом. Она как бы стирает границы познания. Начинаешь мыслить на уровне интуиции, как бы видеть человека изнутри.
Возвращаясь к восточным единоборствам, хочу заметить, как важно правильно оценить противника в самом начале, когда он еще только выходит на ринг. Вы не представляете, до какой степени подавляет сознание того, что тебя видят насквозь.
Так что овладение техникой в единоборстве сравнимо разве что с прямой линией, соединяющей две точки. А вот синтез техники и познания внутреннего мира – сначала собственного, а потом и окружающих – это уже окружность. Я же пытаюсь “изобрести шар” – создать систему воспитания на основе восточных единоборств и самых разных наук: математики, философии, физиологии, астрологии. Какая цель? Совершенство личности. То, к чему человек стремится.
Мне часто задают вопрос: зачем я вот уже 16 лет веду в школе уроки физкультуры? Я преподаю физкультуру на несколько другом уровне. Уже с первого класса даю детям координационную гимнастику, физиологию, каратэ.
В более старших классах вводятся такие дисциплины, как философия, астрология, диетология. Они проходят в виде лекций, после которых мальчики и девочки надевают кимоно и учатся себя защищать”.
Я был на уроке Шахмурадова в 1260-й московской школе. Это был спектакль. Мой собеседник то играл роль учителя хатха-йоги, то показывал фрагменты древней китайской гимнастики “тай-цзи”, похожей на медленный танец с пластичными движениями. Запомнилась мне также и маленькая лекция на тему “Бедность – не порок”, в которой Джангир (так зовут его ребята) рассказал об индийских сатху, которые ничуть не завидуют миллионерам, разъезжающим на белых “мерседесах”, потому что им некогда подумать о душе.
Хорошо иметь такого учителя. И не только учителя физкультуры.
Дмитрий ЕГОРОВ
Москва
Комментарии