Российская школа, несмотря на мировой компьютерный бум, словно существует на другой планете. И зачастую случаются самые парадоксальные ситуации: подарили школе компьютерный класс, директор счастлив, и только потом выясняется, что пользоваться этими компьютерами никто толком не умеет. Только 3 процента населения России имеют доступ к Интернету. И ученики, как ни странно, разбираются в компьютерах лучше, чем их наставники. Но у педагогов теперь появился шанс научиться информационным технологиям. Вот уже год существует Федерация Интернет Образования, 25 апреля она отметила свой день рождения. Независимые эксперты “Учительской газеты” признали Федерацию фирмой года. Она реализует некоммерческий проект “Поколение.ru” нефтяной компании “ЮКОС”. Чтобы узнать, кого и чему учат в Федерации, мы пригласили на прямой эфир директора Московского центра Интернет-образования Светлану Авдееву.
– За этот год мы открыли 8 центров, – рассказывает Светлана Михайловна, – один в Москве и семь региональных. За это время мы успели обучить больше четырех тысяч учителей. В течение пяти лет, на которые рассчитан проект, мы планируем открыть свои центры в 50 регионах России, свыше четверти миллиона учителей научатся использовать Интернет-технологии в учебном процессе. Для каждой аудитории – директоров школ, завучей, управленцев, предметников – мы разрабатываем свою программу. Сейчас их семь. Продолжительность обучения в среднем от 12 до 18 дней, в зависимости от сложности программы. Самая простая – для учителя-предметника – 72 учебных часа. Наиболее продолжительная “Тьютер-интернет образование” – 144 часа, для тех педагогов, которые потом смогут учить своих коллег в регионе и, конечно же, своих учеников.
– Все это весьма многообещающе, – включается в разговор радиожурналист Алексей Калачев, – но до того ли школьному учителю? Вокруг него и так огромное количество информации, но у него просто нет денег, чтобы купить книги и пособия, да и Интернет вряд ли можно будет провести в ближайшее время в отдаленные села.
– Я категорически с вами не согласна, – возражает Светлана Михайловна, – прогресс остановить невозможно, и вскоре компьютеры будут доступны в сельских школах. Наша задача – привить культуру работы в Интернете, и прежде всего это касается молодого поколения. Кто же научит юных, как не учителя?
– А какие результаты в конце обучения? – спрашивает ведущий передачи Петр Положевец.
– Одно из наших требований – это первоначальная компьютерная грамотность. Закончив наши курсы, учителя умеют искать информацию в Интернете и создавать свои web-документы. Так что каждый педагог может познакомить с результатами своего труда, с методическими наработками коллег.
А вообще, чтобы Интернет-образование развивалось, нужны не только деньги, но и желание учителей. В 124-й самарской школе, например, нет ни одного компьютера, и тем не менее там развернули бурную деятельность в Интернете – вовсю используются семь домашних компьютеров.
– Мы пока что говорили об Интернет-образовании учителей. А как обстоят дела с ребятами? – спрашивает Алексей Калачев.
– Сейчас много электронных версий учебников по разным предметам, но все это лишь программы-репетиторы, вряд ли их можно использовать в реальном учебном процессе. Но если ребенок целеустремленный, то, воспользовавшись этими дисками, он может получить приличные знания. Кроме того, сейчас многие вузы на своих сайтах помещают прошлогодние задания вступительных экзаменов, так что ребята могут подготовиться самостоятельно, без репетиторов.
– Какая разница между информатикой и Интернет-технологиями? – задает вопрос Петр Григорьевич Положевец.
– Информатика – умение программировать, знание языков бейсик или паскаль. Но это может пригодиться разве что в технических вузах. А вообще в школе мы очень мало учим информационной культуре.
– На кого вы делаете ставку – на молодых учителей? – спрашивает в завершение передачи Петр Григорьевич.
– Конечно, молодые легче воспринимают все новое, но тем не менее мы работаем со всеми творческими людьми: у нас была и 62-летняя талантливая слушательница, так что дело не в возрасте…
Слушайте нас на волнах радиостанции “Говорит Москва” (в Москве третья кнопка проводного вещания) каждую 2-ю и 4-ю пятницу месяца в 16.05. В других городах слушайте нас на волнах “Общественного радио”.
Ждем ваших звонков по телефонам: 729-33-78 (прямой эфир), 928-82-53 (редакция “УГ”).
Светлана РУДЕНКО
Комментарии