search
main
0

Интернетизация всея деревни Деньги обещают. На что будем тратить?

На конференции ИТО-2000 этот “круглый стол” вызвал интерес публики в первый же день, хотя запланирован был на предпоследний. И неудивительно – это чуть ли не первая попытка обсудить проблемы информатизации сельской школы.

арод собрался, как ни странно, большей частью городской. И у каждого нашелся ответ на вопрос “что делать?”.
То, что информатизация, и как важная составная часть интернетизация (новый термин!) сельской школы нужны, никто не сомневается, говорили участники “круглого стола”. С другой стороны, для сомнений есть немало поводов.
Первое: проблема оснащения сельских школ техникой, программным обеспечением, прикладными обучающими программами. Существует министерская “Концепция компьютеризации сельских школ”. Выделены деньги из федеральной казны – два миллиарда в бюджете будущего года. Столько же должны найти регионы. Захотят ли на местах выделять деньги не на хлеб насущный, а на компьютеры? До недавнего времени школа сама и спонсоров искала для покупки техники, и с местными провайдерами договаривалась по вопросу о благотворительном подключении к Интернету. В Архангельской области, например, пришли к такому компромиссу – местный владелец междугородных коммуникаций предложил предоставить бесплатно каналы, но только внутри области, без выхода на большой Интернет. Юристы Федерации Интернет-образования, кстати, сейчас ищут в законодательстве легальную лазейку: существует возможность снижения базовых налоговых ставок за счет благотворительного подключения к Интернету образовательных учреждений. В ближайшее время на сайте www.fio.ru появится эта долгожданная для учителей и провайдеров информация.
Спасибо министерству за концепцию. Без иронии. Между прочим, суммы, которые, согласно этому документу, необходимо запланировать на оснащение школ, больше, чем уже выделенные четыре миллиарда рублей. Авторы концепции подсчитали, что если поставить во все сельские школы (31480) ученические компьютеры (74558 штук) и компьютеры для преподавателей (3213), а еще – системное и прикладное программное обеспечение, коммуникационное оборудование, получается сумма – 76 181 294 условных единиц. Правда, специалисты осторожно говорят, что запланированного в концепции количества компьютеров – три штуки (отдельной машины преподавателю не положено) – для школ численностью до 400 обучающихся явно недостаточно для проведения сетевых проектов.
Другая строчка из концепции: “…необходимость поставки компьютеров вместе с прикладными обучающими программами. Причем эти программы не могут замыкаться только на одном предмете – информатике, а должны охватывать все основные школьные дисциплины (физику, химию, географию, технологию, биологию и др.), поскольку таким образом можно хоть частично компенсировать недостаток учебной техники и наглядных пособий”. Верно! Учитель информатики из Калуги Людмила МАТЕЕВА: “Сельские учителя методических пособий приобрести не могут. В физкабинете аппаратура давно сломана. В химическом кабинете невозможно провести лабораторную работу. Учителя говорят: конечно, наши дети по сравнению с городскими отстают. Но дайте в школу компьютер, дайте телевизор, подсоединенный к этому компьютеру, дайте минимальный набор мультимедийных средств – и информатизация там родится сама”. Директор центра “Мультимедиа в образовании” Психологического института РАО Тамара МАЛЫХ комментирует ситуацию: “Вопрос – что поставлять? На сегодня существуют тысячи обучающих программ. Как выбрать самую лучшую? Существует множество экспертных советов – при Институте информатизации, Федеральный экспертный совет, сертификационные экспертные структуры. Я эксперт многих из них. Могу сказать одно – лучшие программы отнюдь не всегда попадают в эти советы, потому что надо заплатить 300 долларов за экспертизу”.
Подключение к Интернету – не только финансовая проблема. Прежде чем интернетизировать сельские школы, их надо телефонизировать. Но и там, где есть телефоны, связь порой такая плохая, что вместо быстродействующего Интернета получится пародия на него. Варианты решения этой проблемы участники “круглого стола” предлагали такие: межшкольные кабинеты, сборники самых полезных и интересных интернетовских сайтов на CD-ROM. И даже – мобильные компьютерные классы на колесах. Доцент кафедры информатики Алтайского государственного университета Анатолий ЮРКИН: “Автобус оснащается 12 местами и переезжает по графику из школы в школу”. Небольшой нюанс – стоит такой “автобус” 80 тысяч долларов.
А теперь о кадрах. Если уж в городских школах не хватает учителей информатики… Но с компьютером знакомить предметников надо еще в вузе, возможно, даже следует выдавать дипломы с записями – “математик с правом преподавания информатики”. Кроме того, в первую очередь нужно оснастить современной техникой педучилища и педвузы, которые готовят сельских учителей.
В любой, самой отдаленной от райцентра школе дети осваивают компьютер быстрее своих наставников. Завуч средней школы села Полом Кировской области Леонид ЧАШНИКОВ рассказывает: “Учителя сельских школ – великие труженики. После уроков – огород, хозяйство. У нас 17 учителей, и все владеют ЭВМ. Особенно трудно было женщинам. Они все время думали, что сломают компьютер. Но увидели результаты своего труда и бояться перестали. Сегодня у нас в школе 27 компьютеров. Пять IBM, остальное – “зоопарк”. Пять компьютеров завязаны в сеть, и с утра до вечера заняты”
Главный вывод после дискуссии – каждой школе нужна своя модель информатизации и интернетизации. Именно школа должна эту модель выбрать, выстроить и предложить местному или областному управлению образования.
А тем, кто решает судьбу сельской школы в “верхах”, пора перестать ее мифологизировать. Заместители директора Неклиновского образовательного комплекса (Ростовская обл.) Сергей ДУРНИЦЫН и Вячеслав КОВАЛЕВ: “Считается, что все старшеклассники на селе выбирают профессию тракториста, а девочки поголовно готовятся быть хозяйками приусадебного участка. После школы выпускники попадают не на районный (там работы нет), а на городской рынок труда. И выясняется, что нужно знание компьютера, которого они никогда не видели. Вот почему сельскую школу нужно не фермеризировать, а информатизировать”.
Дарья БОГОМАЗОВА

Статфакт

компьютерные классы есть в 40% школ России;
в среднем на школу приходится 12 компьютеров;
общее число компьютеров в российских школах превышает 317 тысяч;
на 1 компьютер приходится более 100 школьников;
75% компьютеров в школах установлены пять и более лет назад. Только в 5 – 10% школ есть современные мультимедийные машины.

(Данные Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте