Каргасок – небольшой сибирский поселок на берегу Оби, центр самого большого в Томской области района. Расположен он севернее Томска приблизительно на 500 километров. Суровые, но красивые места. Здесь, среди тайги и болот, есть каргасокская средняя школа №2 – настоящий центр компьютерных идей и технологий. Дистанционное образование педагогов, заочная учеба учеников в школах Томского государственного университета и на дистанционных курсах довузовской подготовки – все это стало возможным для юных северян благодаря работе педагогического коллектива и в первую очередь тьюторской деятельности Сергея КОСАЧЕНКО, учителя информатики, заместителя директора каргасокской средней школы №2. За покорение Всемирной паутины в образовательных целях Косаченко был отмечен Департаментом общего образования администрации Томской области. Знаком признания его профессиональных достижений стали губернаторская и президентская премии.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» Сергей Викторович вошел в число лучших учителей России, а каргасокская общеобразовательная школа №2 стала обладательницей миллионного гранта. Сергей Викторович возглавляет внутришкольное и районное методические объединения учителей информатики. При содействии методической службы Каргасокского управления образования, опеки и попечительства им создан и разослан по школам района, а также по каналам Интернета в некоторые ресурсные центры Томской области компакт-диск
«В помощь учителю информатики».
В каргасокской средней школе №2 Сергей Косаченко работает с 1998 года, после окончания с отличием Талдыкорганского пединститута. Заочно окончил аспирантуру по специальности «автоматизированные системы управления».
Он учитель высшей квалификационной категории. Школьники, которых он учит, демонстрируют высокий уровень знаний и практических навыков на итоговых экзаменах по информатике, предметных районных и областных олимпиадах, в том числе и дистанционных.
Как удалось превратить сельскую школу в высокотехнологичное образовательное учреждение и что значит для нее Интернет, рассказывает Сергей Косаченко:
– Интернет может превратиться в коллективное сознание человечества, представлять собой материализацию коллективного сознания. Интернет для школы – это источник информации, аккумулированный всей человеческой цивилизацией, средство связи во всем многообразии информационных форматов, простой и доступный способ публикования своего мнения, опыта, своих работ и статей. Чтобы обеспечить равный доступ к качественному образованию, необходимо обеспечить доступ к сети «Интернет» всех обучающихся, всех школ. Много в этом направлении сделано в российских школах, но еще недостаточно.
– Сергей Викторович, для какой школы Интернет важнее – сельской или городской?
– По-моему, для сельской. Если на секунду вообразить отсутствие Интернета, то это сразу проявит именно для села «4Д» – четыре дефицита. Дефицит информации – в городских книжных магазинах и библиотеках ассортимент шире, чем в сельских. Дефицит общения, так как очных семинаров, встреч, мастер-классов, фестивалей и конкурсов в городах проводится больше. Дефицит возможности публиковаться – в селах сложнее, чем в городе, организовать публикацию своей статьи, методической разработки, книги. Ну и дефицит равнодоступного коллективного творчества для территориально удаленных друг от друга членов группы, работающих над одной проблемой.
– Кто предоставляет вашей школе Интернет?
– Понимание администрацией школы важности доступа к сети «Интернет» для повышения качества образовательного процесса – это главное условие для подключения школьных компьютеров к Сети. Сейчас практически нет технических ограничений по подключению школ к Интернету. Чаще вопрос стоит не о возможности, а о стоимости. Для малокомплектной школы из удаленного от райцентра села, где и телефонной связи нет, есть возможность дуплексной спутниковой связи. Но ее стоимость слишком высока для школьных бюджетов. Три года российские школы были подключены к сети «Интернет» в рамках ПНПО. Но проект закончился, финансирование доступа к сети «Интернет» предложили осуществлять самим регионам, с чем, на мой взгляд, связан риск отключения дальних школ от спутникового Интернета из соображений экономии.
На селе обычное дело, когда местный интернет-провайдер, наследник телекоммуникационного хозяйства, является монополистом. Однако ситуация меняется с приходом в провинцию сотовых операторов, предлагающих в том числе и мобильный Интернет, развитием региональных сетей, домовых сетей, WiFi-провайдеров, спутникового Интернета. Надо постоянно держать руку на пульсе, чтобы отслеживать и выбирать интернет-провайдера по приемлемому для школы соотношению цены и качества. Мы используем безлимитное скоростное подключение 2 Мбит к региональной образовательной сети Томской области, а для доступа к сети «Интернет» применяем безлимитный VPN-доступ 128 Кбит одного из томских провайдеров. Маршрутизацию настроили своими силами на школьном сервере под управлением системы Linux, поэтому для школьных компьютеров при доступе к Сети оба канала работают «прозрачно», автоматически обеспечивая наилучшую скорость при работе с ресурсами Интернета.
– В вашей школе как все начиналось?
– Мы начали с построения развитой локальной компьютерной сети в здании школы. Сначала локальная сеть объединяла компьютеры в двух дисплейных классах, но с увеличением числа ПК кабельное хозяйство расширялось. Расширяли локальную сеть своими силами вместе с детьми во время летней практики, не привлекая фирмы со стороны. Локальная сеть позволила наладить информационный обмен между школьными компьютерами, в основе чего выступил внутрисетевой школьный сайт на школьном сервере. Не имея полноценного доступа к сети «Интернет», мы изучали новые коммуникационные технологии и сервисы Интернета на школьном сервере, внедряли и использовали их на практике. Таким образом, школьная локальная компьютерная сеть перешла в новое качество и стала Интранетом. Ученики с помощью Интранета изучали язык HTML, веб-дизайн, создавали собственные сайты, знакомились с интернет-сервисами. На школьном интранет-сервере созданы обширная медиатека цифровых образовательных ресурсов, фотоальбом с архивом цифровых фотографий, форум, чат, интернет-радио, эмулятор e-mail. Развитая локальная школьная компьютерная сеть позволила при первой же возможности подключить все школьные компьютеры к сети «Интернет» в рекордно короткие сроки, что открыло новые возможности и в первую очередь доступ к дистанционному обучению.
На начальном этапе развития дистанционного обучения в средней школе №2 мы занимались организацией необходимых условий для дистанционного обучения, подготовкой и усовершенствованием информационно-технической базы, которая включала в себя: увеличение пропускной способности канала связи с томским сектором глобальной сети «Интернет» «ТомНет», установку SHDSL-модема; настройки прокси-сервера и почтового сервера школы для организации сетевого обмена административной, образовательной и учебной информацией; оборудование обычного учебного кабинета компьютерной и проекционной техникой для проведения уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) учителями-предметниками, организации показа презентаций, видеотрансляций и видеоконференций; организацию доступа к системе спутниковой трансляции Томского государственного университета; организацию курсовой подготовки преподавателей системы дистанционного обучения (тьюторов) на курсах повышения квалификации в ТГУ; установку и настройку соответствующего программного обеспечения для поддержки дистанционного учебного процесса (показ видеолекций, обмен электронной почтой, проведение чатов, видеоконференций, прием потокового видео через спутниковую приемную антенну). В сотрудничестве с ТГУ мы провели в дистанционной форме занятия в профильных школах и курсы довузовской подготовки для школьников, несколько курсов повышения квалификации для учителей по применению ИКТ в образовательном процессе.
Стало очевидно, что некоторые элементы дистанционного обучения школа в состоянии применять в образовательном процессе самостоятельно, а не в качестве клиента. Следующим этапом было создание школьного интернет-сайта http://ks2.tom.ru, установка на школьном сервере дополнительных сервисов для коллективной работы (Wikipedia) и системы дистанционного обучения (СДО) Moodle. Сейчас педагогический коллектив изучает эти сервисы, чтобы использовать их возможности на практике. Таким образом, через школьный сайт и дополнительные интернет-сервисы становится задействованным такой важный ресурс, как домашние компьютеры учеников и учителей, подключенные к сети «Интернет».
– Сергей Викторович, кто обеспечивает работу Интернета в самой школе?
– Планирование и организацию развития школьной информационной сети, подключение к Интернету, организацию прохождения курсовой подготовки учителей в области ИКТ, отбор программного обеспечения, учет лицензий на компьютерное программное обеспечение должен осуществлять заместитель директора по ИКТ. Такая ставка существует не во всех российских школах.
Прежде всего для подключения школ к сети «Интернет» требуется современное оборудование: школьный сервер, роутер, сетевое оборудование для локальной сети, кабельная сеть. Но само по себе оборудование работать корректно не начнет. Его нужно настраивать и постоянно грамотно обслуживать. Современной школе нужен технически грамотный специалист – системный администратор.
– Как связаны свободное программное обеспечение и Интернет?
– Переход с проприетарных платных программ (Windows) на СПО (Linux), который мы осуществили в рамках пилотного проекта раньше других российских школ, раскрыл перед нами массу дополнительных возможностей. Два года назад мы перевели школьные сервера и компьютеры в обоих кабинетах информатики на операционную систему Linux и забыли про компьютерные вирусы и интернет-угрозы. Благодаря СПО мы смогли создать официальный школьный сайт, установить на школьный сервер и использовать в работе сервис для коллективной работы Wikipedia и систему дистанционного обучения (СДО) Moodle. Можем свободно распространять СПО среди учащихся, что запрещено с программами из разосланного по школам пакета первой помощи (ППП 1.0). Причем за GPL лицензию СПО не нужно платить, как за лицензии Windows и других проприетарных программных продуктов. Это не снимает необходимости системного администрирования, но позволяет здорово сэкономить, повысив надежность школьных компьютеров, облегчить работу педагогов и школьников с сервисами Интернета.
пос. Каргасок, Томская область
Комментарии