Среди острых тем, поднятых 17 декабря в ходе ежегодной пресс-конференции Президента России, были и вопросы, связанные с системой образования. Один из них – оплата труда учителей. Педагог из Ставропольского края пожаловался, что учитель высшей категории в сельской местности при нагрузке 18 часов получает столько же, сколько уборщица. Как пояснил Владимир Путин, произошло это в связи с увеличением МРОТ, который теперь не может быть меньше прожиточного минимума. Зарплату уборщиц подняли, а уровень зарплаты других категорий работников не был увеличен из-за бюджетных ограничений. Но государству, отметил президент, все равно придется это сделать. «Хочу обратить внимание правительства на то, что такая ситуация, конечно, не может быть признана нормальной», – подчеркнул он.
Еще одна острая тема, волнующая многих россиян, – . По словам президента, обучение в онлайн-формате никогда не заменит личного контакта между учащимися и педагогами, однако использование цифровых технологий расширяет возможности образования: «Не всегда специалист узкого профиля, высокого класса может поприсутствовать сразу во многих местах, во многих учебных заведениях. А в системе онлайн – может, и, конечно, это надо использовать. Это стало частью нашей жизни, и не нужно этого бояться». Глава государства заявил, что в 2021 году доступ к скоростному Интернету должны получить все школы страны, и призвал позаботиться о том, чтобы проблема технологической неготовности общеобразовательных учреждений была решена. О реальности этих планов и сегодняшнем положении дел размышляют учителя и директора школ.
Алла ВОЛКОВА, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, заместитель директора, учитель физики и информатики гимназии №12 Липецка:
– В нашей гимназии скоростной Интернет уже достаточно давно, и мы им активно пользуемся. Правда, у нас возникла необходимость создания нескольких каналов в связи с тем, что учителя не всегда могут воспользоваться теми ресурсами, которые им нужны для подготовки к урокам. Для детей у нас существует канал с контентной фильтрацией, по которому идет защищенная информация. Соответственно, есть отдельный учительский канал без контентной фильтрации на уровне провайдера, но с фильтрацией на уровне школы. Если говорить о качестве связи, мы работаем напрямую с провайдером по договору, и провайдер отвечает на все наши вопросы. Если возникают какие-то проблемы, например выдается не та скорость, которая указана в договоре, то к нам приходят технические специалисты.
Что касается обеспечения всех российских школ высокоскоростным Интернетом, это реально лишь для тех образовательных организаций, которые находятся близко к региональным центрам. Например, была я на Ямале. Для этого региона реально протянуть только оптоволокно, которое должно проходить под водой, под землей, и здесь, безусловно, нужны существенные финансовые вложения. Конечно, нужно предусматривать резервные линии, потому что без них проведение единого госэкзамена тоже будет невозможно. Задача амбициозная, важная, но посмотрим, как удастся ее решить в отдаленных регионах Российской Федерации.
Мария СМИРНОВА, директор Коршевской школы Бобровского района Воронежской области:
– Думаю, что поставленную задачу вполне возможно решить в срок, тем более что есть регионы и школы, где она уже решена. Например, это наша школа. Я здесь недавно директор, но уже в течение трех лет у нас очень хороший Интернет и высокоскоростные сети.
У нас обучаются 176 детей с первого по одиннадцатый класс. Занимаемся в одну смену, учителей хватает, причем все ведут предметы по своей специальности. В школе два компьютерных класса, один уже не новый, но обновлялся семь лет назад. А второй мы получили в 2019 году, когда школа вошла в проект «Точка роста». Теперь у нас в каждом классе, в том числе в начальной школе, есть мультимедиапроекторы, оснащены компьютерами учительские рабочие места, вообще очень много нового оборудования – современного и востребованного. Все это, и в первую очередь качественный скоростной Интернет, дало нам возможность успешно справляться с трудностями дистанционного обучения во время самоизоляции. Нуждающимся семьям помогали с приобретением компьютерной техники для детей, дарили планшеты и ноутбуки.
Алексей МОКРУШИН, директор средней школы №25 Калуги, член президиума Совета молодых педагогов при ЦС Общероссийского профсоюза образования:
– Наша школа подключена к Интернету довольно давно. Провайдер – Ростелеком. Качество достаточно хорошее, случаются сбои с доступом в Сеть, но мы оперативно решаем проблемы. На данный момент остается открытым вопрос массового подключения к онлайн-урокам из школы, когда, например, сразу пять учителей и более одновременно проводят урок в режиме онлайн. Проблемой является ограничение доступа к ресурсам, на которых транслируется или публикуется в записи большинство онлайн-уроков, мастер-классов, прямых эфиров и т. д. (Например, блокируется доступ к YouTube.)
Реально ли все школы страны подключить к скоростному Интернету в 2021 году? Трудно ответить на данный вопрос, так как в каждом регионе своя специфическая ситуация.
Полагаю, что наиболее остро этот вопрос стоит для сельских школ, особенно удаленных. И именно в этой категории самые большие риски с точки зрения подключения всех школ.
Юлия МИЩЕНКО, директор гимназии №38 Тольятти Самарской области, учитель английского языка, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002:
– У нас скорость Интернета 100 Мбит/сек. На двух этажах гимназии – оптоволокно, так как мы являемся пунктом проведения ЕГЭ. Еще на двух этажах собственными усилиями установили wi-fi-роутеры. Но через перекрытия сигнал проходит плохо, Интернет постоянно пропадает. Качеством связи мы недовольны.
Хотелось бы, чтобы была возможность иметь проводной Интернет по всей гимназии.
Для этого необходимо провести оптоволоконный Интернет на всех четырех этажах, смонтировав заново всю сеть.
Людмила БАБКИНА, учитель французского языка центра образования – гимназии №11 имени Александра и Олега Трояновских Тулы:
– У нас есть высокоскоростной Интернет, оптоволокно от Ростелекома и wi-fi от Тула-Телеком. Думаю, в нашей школе с Интернетом дело обстоит неплохо по сравнению со многими другими. Когда классы были на дистанте, учителя из школы полноценно вели по восемь уроков в день. Бывают дни, когда качество связи похуже. Но масштабных проблем нет.
Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии частной школы, Санкт-Петербург:
– В моей школе Интернет есть, но я пользуюсь своим мобильным Интернетом, потому что школьные ноутбуки старые и тормозные, а я привыкла к хорошей технике. Моему домашнему компьютеру 10 лет, но он отлично работает до сих пор. В государственной школе, где я работала, Интернет был отличный. Насчет всех школ страны – сильно сомневаюсь. В городах, безусловно, можно решить проблему, а в деревнях вряд ли. Там и мобильная связь-то не везде берет, а чтобы был хороший и устойчивый Интернет, он должен быть проводным.
Мария Л., учитель, Новгородская область:
– Думаю, задачу выполнить нереально, если только не выделить большие деньги на это, причем в короткий срок и из федерального бюджета. Местным властям такое не потянуть. В нашей сельской школе скоростного Интернета нет, во всех соседних школах района тоже.
Формально доступ в Интернет есть, но качество связи такое, что невозможно отправить, например, фотографию. В период дистанционного обучения мы рассылали задания ребятам с личных компьютеров.
Светлана ШАРТАНОВА, учитель начальных классов, Нижегородская область:
– Инициатива отличная, но не думаю, что она будет реализована. У нас Интернет слабый, мы только недавно смогли добиться устойчивого сигнала без постоянных срывов. Об уроках в Zoom даже не мечтаем. Только задания можем передавать в легких «доковских» файлах и получать отсканированные работы в формате Jpg, пока это потолок для нашего Интернета.
Не думаю, что что-то изменится в скором времени. Представители интернет-провайдеров говорят, что им невыгодно обеспечивать широкополосным кабельным Интернетом поселки с отрицательной демографией. С каждым годом учеников у нас все меньше.
Мария Г., мама троих детей, Петрозаводск, Карелия:
– Непростую задачу поставил глава государства. Неоднократно я бывала в районах республики. Хорошо, если там работала мобильная связь и можно было отправить сообщение, например, домой. А так ощущение от некоторых районов, что Интернета нормального там нет, и не ясно, когда он будет. О проблемах со связью говорят и учителя, и родители, и школьники. Например, в период дистанционного обучения, который во многих школах республики продолжается и сейчас, учителя вынуждены работать почтальонами: приносить задания и проверенные тетради, опускать в почтовый ящик, откуда забирают уже выполненные учениками задания. Многие педагоги звонят своим ученикам, особенно в начальной школе, чтобы опросить, выяснить трудности, послушать чтение, выученные стихи и таблицу умножения. Но что районы и Интернет в школах! Я каждый день сталкиваюсь с тем, что домашний Интернет не выдерживает трех школьников, которые обучаются дистанционно, и одного работающего в Сети взрослого. Знаю, что у педагогов, которые преподают у моих детей, есть жесткое расписание, согласованное всем коллективом, по которому они работают, чтобы линию в школе не перегружать. Поэтому Интернет достойного качества актуален и для школ, и для учеников.
Комментарии