Впервые в рамках нашей традиционной Всероссийской олимпиады по граждановедческим дисциплинам прошла интернет-олимпиада «Дух демократии». Учащимся 6-11-х классов предлагалось написать эссе на тему «Каким вы представляете будущее демократии в России?». Конкурс имел свои особенности.
Помимо знания проблемы и умения размышлять участникам необходимо было показать умение владеть компьютером и использовать ресурсы интернета, а также включить в свое сочинение выдержки из сайта «Дух демократии». Работы должны были направляться только по электронной почте. Всего оказалось пятьсот участников, и только 119 работ отвечали всем требованиям. Из них 6 были признаны самыми лучшими.
Интернет-олимпиада проводилась при организационной и финансовой поддержке «Учительской газеты», Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», Университета Нью Бранзвик (Канада) и Канадского агентства Международного развития (СИДА).
Предлагаем отрывки из эссе победителей
Любовь Филиппова
Россия вступает в ХХI век в тисках жесточайшего экономического, социального и политического кризиса. Дело крайне осложняется духовной смутой: в результате распада Советского Союза общество потеряло ориентиры, которым следовало в течение 70 лет, и образовавшийся вакуум пока не заполнен. Имея за плечами более чем тысячелетнюю историю, страна и народ вынуждены заново отвечать себе и миру на вопрос: «Кто мы и чего хотим?»
Самоопределение России в рождающемся глобальном мире потребует осмысления и ответа на несколько ключевых проблем.
Из истории мы знаем, что для развития любого режима, любой власти нужна идейная, идеологическая платформа. Сегодня в России, демократическом государстве, такой платформой является национальная идея, основанная на патриотизме. Она должна связывать воедино все стороны жизни нашей страны, пропитывать духовностью и патриотизмом каждого гражданина России, особенно молодое поколение.
Я полагаю, что одним из самых мощных воспитательных инструментов являются средства массовой информации, особенно телевидение. Через телевидение, радио, газеты просто необходимо проводить патриотическую национальную идею в жизнь, больше рассказывать о героях и простых людях России, о чести и достоинстве, о добре и зле, о любви и дружбе. Я знаю, что в Орловской области закон о запрете насилия на телевидении уже принят. И думаю, что от этого молодежи будет только польза, хотя, конечно, в одном регионе эту проблему не решить. Видимо, здесь нужна поддержка этого начинания на государственном уровне.
Владимир Казеев
Поговорка «тише едешь – дальше будешь» вполне применима к демократии: она не дает быстрых результатов, но лишь она способна обеспечить подлинную стабильность – не стабильность застоя, а стабильность роста и прогресса цивилизации.
Демократия – это когда любое, даже самое арифметически ничтожное меньшинство обязательно будет услышано и, кроме того, если наберет хотя бы небольшой политический вес, то будет представлено в важнейшей гласной представительной структуре – парламенте.
Кто же сегодня определяет судьбу страны, нашу судьбу? Никогда – народ, и лишь иногда – толпа. Строго говоря, существуют три основных пути развития демократических форм государственного управления в России: первый – путь всеобщей демократизации страны, весьма вероятно, по примеру западных стран, «давно уже оценивших достоинства демократии», построение истинно демократического государства на крепкой основе гражданского общества; второй – путь ликвидации элементов народовластия из системы управления страной.
Эти два пути по существу своему довольно универсальны и очевидны для всех государств мира, но российская действительность накладывает свои поправки на историческое развитие страны, предоставляя ей третий путь – путь, на котором о демократии не надо будет думать вообще, путь, на котором между демократическими формами правления и возможными другими выбирать народу не придется – выбор перейдет в совершенно иную плоскость, а либерально-демократические идеи в России будут заморожены.
Сегодня очень сложно представить себе будущее нашего государства, очевидно лишь то, что полного расцвета оно сможет достичь, выйдя так или иначе на путь демократизации общества и системы управления. Если Россия выберет демократизацию, она сможет вырваться вперед и подтвердить статус мировой державы. Но решающее значение может иметь то, каким путем она в этом случае пойдет, а это предсказать в наше время перемен очень сложно…
Виктория Хасанова
В России проблема демократии стоит особенно остро, поскольку страна переживает начало длительного и сложного периода формирования демократических форм правления – периода, который обычно сопровождается попытками установления авторитарных режимов. Ситуация осложняется тем, что в массовом сознании населения России широко распространены стереотипы авторитарно-патриархальной культуры, которые были характерны для дореволюционной России, а также для советского периода.
Мне понравилась эта иллюстрация с международного российско-канадского сайта «Дух демократии». Я думаю, что она очень хорошо отражает то, что мы все разные, но живем в одном мире, обладаем одинаковыми правами и должны быть терпимы по отношению друг к другу. Я считаю, что быть терпимым, толерантным нелегко. Этому нужно учиться, воспитывать в себе такие качества, как внимание к людям, умение уважать мнение другого человека, быть законопослушным. Все это воспитывается с детства. Для этого в России должна быть такая школа, где с первого класса детям будут преподаваться специальные предметы, на уроках дети будут не только знакомиться с правами человека, но также будут учиться ими пользоваться, не нарушать права других людей.
В этих школах обязательно должно существовать самоуправление, как у нас в гимназии. Школа должна стать маленьким государством, в котором проводятся выборы президента и парламента, создается свое правительство, граждане «школьного государства» обладают правами и несут обязанности, записанные в школьной конституции. В такой школе ученики будут воспитываться как граждане со школьной скамьи. Демократия и ее ценности станут убеждениями этих людей. Я верю, что так будет в нашей стране очень скоро. Я вижу будущую Россию демократической страной, в которой каждый ее житель, гражданин сможет пользоваться своими правами.
В демократической России все граждане будут свободными людьми. Мне кажется, что пока многие в нашей стране понимают свободу как вседозволенность, а это неправильно. Свобода не может быть абсолютной, она ограничивается законами, правами и свободами других людей.
Глеб Пайкачев
Осенью 2004 года мне исполняется 14 лет. В соответствии с законодательством Российской Федерации мне выдадут паспорт гражданина России. При получении его мне бы хотелось самому вместе со своими сверстниками произнести клятву гражданина России так, как ее произносят граждане большинства демократических стран:
КЛЯТВА ГРАЖДАНИНА РОССИИ:
Отныне я обязуюсь быть верным и преданным России и моему народу.
Я обещаю уважать права и свободы, провозглашенные нашей страной, защищать демократические ценности, соблюдать наши законы и выполнять свои обязанности и обязательства в качестве гражданина России.
Мурманск. Демонстрация 9 Мая
В России будут детально определены способы и процедуры для реализации права на участие граждан в политической жизни, в том числе на несогласие с действиями властей, посредством которых граждане могут использовать это право.
Информирование и учет мнения населения будут проводиться в целях соблюдения конституционных прав граждан. Суд будет открытым и публичным, и дела в нем будут подробно и объективно освещаться всеми средствами массовой информации. И такая информация будет интересна большинству жителей, готовых присоединиться к тому или иному мнению и отстаивать его мирно, без оружия, с соблюдением демократических процедур. Потому, что в России будет Гражданское Общество.
Маша Качина
Будущее демократии в России я вижу в сегодняшних детях. Мне исполнилось 12 лет, но я и мои друзья небезразличны к судьбе своей Родины, мы хотим дышать духом свободы и демократии. Мы хотим жить в разнообразном мире человеческих отношений, таком же разнообразном, как создала его природа.
В нашем лицее ученики вместе с учителями разработали проект «Демократия для несовершеннолетних».
Андрей Кордюшов
Актуальность данной темы во многом объясняется уже тем, что она касается современной политической ситуации в России, а значит, жизни каждого из нас. По поводу будущего демократии в России ведутся оживленные споры среди политологов, историков и философов, существуют различные точки зрения на данную проблему. Что же такое демократия?
«Носителем суверенитета и единственным источником власти, – гласит ст. 3 Конституции Российской Федерации, – является ее многонациональный народ».
Отсюда мы можем сделать вывод, что демократия означает власть народа. Является ли это полной характеристикой понятия «демократия»?
«Основополагающие принципы демократии».
демократия, народовластие, плюрализм, гласность, права и свободы граждан, верховенство закона.
Демократия – это способ организации не только политической системы, но и всей жизни общества.
Следует учесть, что свобода в демократическом государстве не означает право каждого «делать все, что ему захочется, пределы свободы ограничены законом.
Победители интернет-олимпиады «Дух демократии»
1. Качина Маша, 6-й «Б» класс лингвистического лицея №25, г. Ижевск, Удмуртия. Руководитель работы
2. Филиппова Любовь, 7-й «В» класс лицея №4, г. Орел. Руководитель работы учитель Н.Я.Быканова.
3. Пайкачев Глеб, 8-й «Г» класс гимназии №2, г. Мурманск. Руководители работы: учитель А.А.Кунавин и студент О.В.Пайкачев.
4. Хасанова Виктория, 9-й класс гимназии №2, г. Раменское Московской области. Учитель Г.К.Смирнова.
5. Казеев Владимир, 10-й «А» класс школы №3, г. Рязань. Руководитель работы учитель Л.В.Попова.
6. Кордюшов Андрей, 10-й «В» класс школы №2, Кинель-Черкасы Самарской области. Руководитель работы А.В.Колыванов.
Наверное, еще 5-7 лет назад интернет-олимпиадой могли бы воспользоваться только ребята из крупных городов. Сегодня же в ней участвовали и дети из сельских школ. Интернет для них – это окно в мир, это возможность черпать знания из самых различных отраслей, не выезжая за пределы села или поселка. Уровень их развития в значительной степени приближается к уровню развития, кругозору городских и столичных школьников. И конкурсные работы подтверждают это.
Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ, Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии