«Доступность качественного образования в условиях сельской школы» – такую тему определила для нашего интервью Светлана БОГДАНОВА, начальник Управления образования Пинежского района Архангельской области. Хотя других тем, которые в выгодном свете представили бы районную систему образования, нашлось бы немало: это и инновационная, и опытно-экспериментальная работа (из 16 школ Пинежского района 8 стали экспериментальными площадками, в том числе областного уровня), и общественное управление, и тьюторство, и информатизация школ… Но самое важное, считает Светлана Юрьевна, чтобы все эти достижения работали не только на учеников крупных школ, а были доступны абсолютно каждому ребенку независимо от места жительства.
СтатфактЗа время реализации нацпроекта из федерального бюджета на покупку школьных автобусов для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, выделено 3 миллиарда рублей. Школам было поставлено более 4800 автобусов за счет федерального бюджета и около 5000 автобусов за счет средств субъектов РФ.
Комментарий «УГ»Ольга ЛУКИНА, директор пинежской школы №117:- Школа наша – базовая, и обслуживание 6 корпусов и 4 структурных подразделений – трудная задача. Главная наша проблема – это пожарная сигнализация. Бюджет района не так богат, чтобы ее решить. В таком же положении, как я, думаю, сейчас оказались многие директора, в ведении которых находится несколько структурных подразделений. На мой взгляд, необходима федеральная целевая программа по пожарной безопасности образовательных учреждений.Екатерина ЗАВАРЗИНА, директор веркольской школы №14 имени Федора Абрамова:- В нашей школе 13 педагогов и 39 учеников с 1-го по 9-й класс. На школьном автобусе мы ежедневно подвозим четверых детей из двух населенных пунктов, расположенных в 16 километрах от школы. Наши ученики принимают участие в олимпиадах районного уровня, а в прошлом учебном году победили во Всероссийском конкурсе, посвященном 100-летию со дня рождения Иоанна Кронштадтского. В школе создана детская творческая организация «Истоки», которая занимается изучением истории и фольклора родного края и сотрудничает с Веркольским народным хором. Наши дети имеют совершенно уникальные возможности для дополнительного образования: в деревне есть литературно-мемориальный музей Федора Абрамова, с которым у школы разработана совместная программа. 2010 год в Архангельской области объявлен Годом Федора Абрамова, и на базе нашей школы будут проводиться традиционные IV малые Абрамовские чтения, в которых примут участие школьники и педагоги школ района.
В чем-то, конечно, наши сельские школы уступают городским. Например, по состоянию зданий – на капремонты учреждений образования, имеющих значительный износ, у нас в районе за 4 года было потрачено 34 миллиона рублей. Для дотационного района это значительная сумма, но недостаточная, чтобы отремонтировать более 100 помещений. Однако за последние годы наши школы обновили свою материальную базу. Теперь уже ни у кого не вызывают удивления уроки иностранного языка в лингафонных кабинетах, лабораторные занятия на современном оборудовании в кабинетах химии, физики, биологии сельских школ. Все ученики могут воспользоваться услугами Интернета, а педагоги с увлечением используют на уроках мультимедийное и интерактивное оборудование. В порядке вещей исследовательская деятельность школьников с видеоподдержкой: презентациями, видеофильмами. Новое увлечение – выпуск школьных газет с помощью компьютерных технологий. Школы используют автоматизированную информационно-библиотечную систему «Марк-SQL». Например, в пинежской средней школе №117 есть специализированные кабинеты химии, физики, биологии, лингафонный кабинет, компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, подключен скоростной Интернет. Книжный фонд школьной библиотеки насчитывает 35000 экземпляров. Школа имеет кабинет автодела, современный тренажерный зал и хорошую лыжную базу.
– За счет каких ресурсов финансируются сельские школы?
– Это и средства федерального бюджета: благодаря участию района в нацпроекте «Образование» к сети «Интернет» подключены 16 образовательных учреждений, а в 12 школах эта услуга предоставляется посредством спутниковой связи. Многие учебные заведения были оснащены наглядными пособиями, закуплены школьные автобусы. Кстати, две школы вошли в число победителей в конкурсе среди образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.
Второй источник финансирования – местный и областной бюджеты. В рамках действующих программ на условиях софинансирования областным и местным бюджетами удалось обновить спортивные базы школ, обеспечить их автобусами для подвоза школьников, частично установить автоматическую пожарную сигнализацию. Районная программа развития образования позволила оснастить школьные столовые новым оборудованием и посудой, на что с 2008 по 2010 год бюджетом района предусмотрено полтора миллиона рублей. Удалось открыть дополнительно 16 групп в детских садах и серьезно заняться оздоровлением детей.
Третий ресурс – инициативность и умелое хозяйствование самих образовательных учреждений. Так, та же пинежская школа №117 пополняет книжный фонд своей библиотеки за счет участия в проекте «Сельская библиотека», на пришкольном огороде и в теплицах выращивает овощи для школьной столовой и даже разводит поросят в подсобном хозяйстве.
– Светлана Юрьевна, какими способами удается повысить качество образования в сельских школах?
– Становится радостно на душе, когда видишь, как горят желанием вернуться назад, уже педагогами, вчерашние наши выпускники. Новые кадры – новые идеи, безусловно, влияющие на качество образования. Сегодня уровень профессиональной подготовки наших педагогов позволяет решать образовательные задачи, направленные на повышение качества образования. 19 педагогов района стали победителями конкурса нацпроекта, семеро признаны лучшими учителями Архангельской области. Такая весомая федеральная и областная поддержка лидеров образования озадачила нас: как развить идею оплаты по результатам труда? В 2010 году планируем начать переход на новую систему оплаты труда, что, бесспорно, станет одним из способов повышения качества образования.
– Расскажите об особенностях образовательной сети вашего района.
– В самой крупной школе нашего района учатся 1100 человек, но есть и школы- «малютки», где по 40 учеников. Естественно, идет процесс укрупнения образовательных учреждений – в 14 школах организован подвоз учащихся из отдаленных деревень к месту учебы. Образовательные учреждения имеют на своем балансе 25 машин. Сейчас ставим задачу поэтапного обновления автопарка.
Примером крупной базовой школы может служить ясненская средняя школа №7. Она расположена в лесном поселке и включает в себя 5 структурных подразделений для 318 детей: 2 основные школы, 2 детских сада и начальную школу – детский сад в ближайших поселках Русковера, Таежный и в деревне Земцово. Здесь создана современная материальная база. 2 спортзала используются не только для уроков физкультуры, но и для занятий спортивных секций в вечернее время. Не случайно ученики этой школы регулярно становятся победителями областных соревнований.
Реструктуризация идет в основном по пути преобразования более мелких школ и детских садов в филиалы уже существующих крупных. Но скоро появится, мы надеемся, в районе и школа-новостройка: с 2006 года ведется строительство учебного здания в поселке Пинега. Ввод в эксплуатацию планировался в 2009 году, но, к сожалению, новоселье не состоялось. Надеемся теперь уже на 2010-й.
– А как решаются проблемы дошкольного образования?
– Кроме традиционных дошкольных групп, в ДОУ у нас открываются группы кратковременного пребывания и группы по подготовке дошкольников к школе. За последние 3 года значительно улучшилась материальная база детских садов: современные игрушки, развивающие игры, спортивное оборудование. Открыты логопедические группы.
– Светлана Юрьевна, несколько слов о ваших достижениях.
– Наши достижения – это наши дети. Все они талантливы, надо только уметь раскрыть их талант. Например, в направлении «Поддержка талантливой молодежи» в рамках нацпроекта с 2006 года победителями стали 5 наших учеников. Есть и спортивные победы. Наши выпускники сдали ЕГЭ выше региональных показателей. Более половины из них поступают на бюджетные места в вузы.
Я хочу подчеркнуть, что обеспечение качества и доступности образования, на мой взгляд, должно стать приоритетным направлением работы системы образования любого района. Для достижения этой цели на самом деле не требуется дополнительных финансовых затрат. Здесь нужна в первую очередь согласованность действий всех участников образовательного процесса, особенно в отношении планирования расходов. Каждый руководитель муниципальной системы образования, проведя тщательный анализ расходования денежных средств, может найти необходимые ресурсы, для того чтобы улучшить ситуацию. Думаю, что именно в этом залог успеха!
Пинежский район, Архангельская область
Комментарии