Специально разработанные анкеты для учеников 1-3-х и 7-11-х классов и диагностическая беседа для дошкольников должны были дать ответ на вопрос: какое место компьютер и Интернет занимают в их жизни и как влияют на читательское и личностное развитие? Исследование было поддержано Российским гуманитарным научным фондом. Результаты первого этапа обследования (120 детей разного возраста) довольно любопытны.
Для дошкольников компьютер – отнюдь не рабочий инструмент, средство решения интеллектуальных и коммуникативных задач, как у взрослых и подростков, но заменитель таких привычных предметов, как телевизор, игрушечное пианино. Главное же – это средство для игры. Современные дошкольники знают об Интернете и компьютере довольно много: он имеет кнопки (“Брат показывал кнопки”), память (“Есть дома компьютер. Только у нас памяти не хватает”), он передает что-то (“Интернет – это… такой компьютер, там передается”), он платный (“Там за каждую минуту нужно платить”). И он ломается (“Есть (Интернет), но он сломан”).
Что такое Интернет? Ответы дошколят разнообразны: “компьютер”; “в “Черепашки-ниндзя” можно поиграть, “Русалочку”; “А-а, это куда отдают детей, которые не слушаются родителей”; “Интернет” слышала в одной книжке”; “Меховой Интернет”.
Комментарии нужны?
Первоклассники знают об Интернете больше и точнее: “сеть компьютера”; “компьютерная связь”; “передача сообщений”. Хотя и остается определение “учреждение для бездомных детей”.
В третьем классе тема “интерната” не исчезает (“дом для больных людей”), развиваются и представления о функциях Интернета: “покупка информации, работа”; “секретные файлы или память компьютера”; “вход в компьютер, прорыв”; “клуб знакомств”; “через Интернет можно переговариваться”.
Подавляющее большинство подростков и юношей (5-11-е классы), которых мы обследовали, уже вполне уверенно определяют Интернет: “глобальная компьютерная сеть общения”, “сеть сайтов, с помощью нее общаются люди во всем мире” и т.п. В подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью является общение, в Интернете ребята ценят больше всего именно эту функцию. Другим характерным моментом является феномен неназывания слова “компьютер”, встречающийся у 61,5% подростков: Интернет определяется ими через более частные понятия: “сайты”, “сеть” и т.д. Может быть, это означает, что подростки-фэны психологически уже находятся как бы внутри компьютера и потому не замечают (не отмечают в своих ответах) его самого?
Исследование выявило следующие зависимости: если дошкольник имел дело с компьютером, то уровень читательской культуры у него НИЖЕ, чем у того, кто не работал на машине. Если он знает про Интернет, то уровень читательской культуры ниже, чем у того, кто не знает.
У третьеклассников на первый взгляд нет зависимости между типом читательской культуры и фактом общения с компьютером. Однако второй, более пристальный взгляд все расставляет на свои места! Те, кто не имел дело с компьютером, в отличие от своих “продвинутых” сверстников
а) хорошо ориентируются в сложных литературных жанрах;
б) чаще подходят к литературно-художественному произведению с высокими эстетическими требованиями;
в) ценят в книге приключенческие моменты;
г) умеют решать свои психологические проблемы с помощью литературного творчества.
Опрос ребят (5-11-е классы), проходящих курс реабилитации в Институте детской онкологии и гематологии РАМН, показал, что “бескомпьютерные” подростки и юноши смотрят более низкопробные фильмы, читают более низкопробные книги, чем те, кто привык общаться с компьютером. Компьютерные фэны, похоже, восполняют “дозу агрессивности” с помощью компьютерных игр.
Но непосредственное участие в играх, активная позиция в отличие от пассивной позиции читателя-зрителя еще больше разрушают подростковую психику. Об этом свидетельствуют тексты. Одно из заданий для старших групп испытуемых включало сочинение истории про Интернет.
Если в текстах содержалось описание технических неполадок (вирусы или другие причины поломки, например сгоревшая электросхема), то реакция персонажей историй была, как правило, нейтральной, объективной, окрашенной юмором, а способы выхода из проблемной ситуации адекватными. Однако чаще в историях предметом рассмотрения становились не объективные, технические, а субъективные “неполадки”. Появлялись мотивы страха, насилия, жестокости.
Пилотажное исследование подростков “группы риска” (инвалидность по онкозаболеваниям) показало: подростки, имеющие дело с компьютером, в своих текстах ЧАЩЕ проявляли негативные эмоции – агрессивность, страх, чем ребята, которым компьютер недоступен. Особенно тревожит то, что в большинстве случаев негативные эмоции были неуправляемыми (а иногда даже и немотивированными). Поражают описания насилия и положительное отношение к нему авторов!
А какова ситуация с контрольной группой здоровых подростков из московских школ? Вот результаты пилотажного исследования.
Семиклассники обычной московской школы и их ровесники из спецшколы с углубленным изучением испанского языка, шестой год занимающиеся в отделе эстетического воспитания РГДБ по программе “Развитие личности ребенка в библиотеке”, сочинили гораздо более эмоционально благополучные тексты про Интернет, чем подростки с онкозаболеванием.
Уровень читательского развития ребят, занимающихся в РГДБ, оказался, как и ожидалось, выше, чем у их ровесников. Погружение в мир культуры оказывает, возможно, терапевтическое, защитное воздействие: у воспитанников библиотеки не обнаружена зависимость между степенью приобщения к компьютеру и наличием разрушительных негативных эмоций. И это очень обнадеживает.
Пока это предварительные данные. Дальнейшие исследования должны подтвердить или опровергнуть их. Но уже очевидно то, что необходим контроль общества над качеством информации, получаемой ребенком и подростком из компьютерных сетей; нужны специальные электронные ресурсы для детей и подростков. И не завтра, а уже сегодня.
Оксана КАБАЧЕК,
зав. отделом изучения проблем детского чтения Российской государственной детской библиотеки
Комментарии