Интернет-челленджи — это задания, которые выполняют желающие, чтобы испытать себя, а затем предлагают другим сделать то же самое. Среди челленджей бывают полезные (различные волонтерские инициативы). Однако многие из таких заданий опасны. Это вандализм, селфи на крыше и прочие идеи. Эксперты напоминают, как уберечь детей от опасных занятий.
Наиболее популярными рискованными челленджами являются такие, которые мотивируют детей причинить вред самим себе. Например, подростков провоцируют наносить себе травмы, порезы, употреблять в пищу несъедобные вещества. Не менее распространены селфи на крыше или у обрыва, походы по опасным местам, прогулки по техническим помещениям — чердакам, подвалам, крышам. Нередко детей провоцируют и на противоправные действия: вандализм, хулиганство, причинение вреда другим. Как правило, челленджи проводят посредством сообществ в социальных сетях или мессенджерах.
Как показывает статистика, 16 % детей в возрасте от 7 до 14 лет выполняли челленджи, которые предлагали им блогеры. В этом возрасте дети наиболее подвержены чужому влиянию. Согласно статистическим данным, 37 % родителей волнуют челленджи с призывами к опасным действиям. Часть ребят присоединяются к подобным акциям под давлением сверстников. Некоторые челленджи смертельно опасны. К трагедиям приводит «блэкаут», когда люди разными способами перекрывают себе воздух и соревнуются, кто дольше продержится. Не меньшую опасность представляет «зацепинг» — катание на поезде снаружи вагона, на лестницах, подножках или его крыше.
Подростки участвуют в опасных инициативах, чтобы самоутвердиться среди друзей и быть «как все». Частой причиной выступают также гормональные изменения – повышение уровня тестостерона ил адреналина. Они не могут полностью контролировать свои действия, как взрослые. Лобные доли мозга, которые отвечают за анализ последствий, формируются у человека окончательно лишь к 25 годам.
Челленджи опасны своим риском для здоровья и жизни ребенка, психологическими проблемами (стрессом, давлением, общественным осуждением), правовыми последствиями, например, ответственностью за вандализм и хулиганство. Кроме того, многие челленджи нормализуют насилие, формируя положительное или нейтральное отношение к опасным и аморальным действиям.
Чтобы защитить ребенка, необходимо регулярно интересоваться его действиями в интернете и модой, распространенной среди его друзей. Важно контролировать активность ребенка в сети, используя, например, функции родительского контроля. При этом следует знать меру: у дочери или сына должно быть личное пространство в сети. Важно также учить ребенка мыслить критически и продумывать риски.
Стоит предлагать ему альтернативы, поддерживать участие в безопасных челленджах, например, в благотворительной деятельности. Чаще проводите время с ребенком, в том числе и в сети: вместе участвуйте в обучающих и развивающих онлайн-играх. Не менее важен личный пример: не вдохновляйте ребенка участвовать в сомнительных акциях.
Если ребенок уже стал участником опасного челленджа, обсудите, чем инициатива ему интересна. Возможно, есть какой-то вид спорта, в котором подросток может испытать похожие эмоции. Проанализируйте, все ли в порядке с уровнем самооценки ребенка — спросите, что он думает о себе. Полезно также обратиться к школьному психологу. При подозрении на гормональный дисбаланс стоит записаться к эндокринологу, неврологу и другим специалистам. Как напоминают эксперты на сайте Объясняем.рф, при обнаружении опасной группы в социальной сети, необходимо обратиться к модераторам.
Комментарии