В Московском городском педагогическом университете состоялся семинар, участники которого обсуждали модель интернатуры для педагогов. В предыдущем номере «УГ-М» мы предложили ознакомиться с моделью интернатуры в том виде, в каком ее видят в МПГУ.
Методы и средства обучения интерновБольшая часть методов обучения, применяемых в интернатуре, должна быть традиционной для отечественной высшей школы. При этом главной особенностью подготовки специалиста в интернатуре является принципиально иное (по сравнению с традиционными способами обучения) соотношение репродуктивных и продуктивных, практических методов обучения.Содержание образования в интернатуре выстроено так, что продуктивные методы (частично-поисковый и учебно-исследовательский) доминируют над методами репродуктивного усвоения знаний. Поэтому лекции, семинары и лабораторно-практические занятия, а также применяемые в процессе их реализации методы отходят на второй план. На первом месте оказываются методы индивидуальной учебно-практической и научно-практической деятельности.Особое место предполагается уделить в течение всего процесса подготовки методам развития профессиональной рефлексии собственного опыта педагогом-интерном.Модель построения образовательного процесса в интернатуреУчебно-практический образовательный процесс подготовки в интернатуре строится при активном участии двух основных учреждений интерн-центра и базовых образовательных учреждений (детский сад, школа, психолого-медико-социальный центр и др.).В качестве основных ресурсов, позволяющих проводить эффективную подготовку в интернатуре, будут представлены финансово-экономические, нормативно-правовые. Разработка проблематики финансово-экономических ресурсов подготовки выпускников бакалавриата в интернатуре требует решения некоторых задач. Среди них одна из важнейших – задача формулирования юридического статуса интерна, что позволит определить объемы и источники финансирования подготовки интернов. Особая задача – разработка нормативно-правовой документации, регулирующей процесс поступления, обучения, отчисления и т. п. будущих интернов.Педагоги-наставники подбираются из числа высококвалифицированных и опытных педагогов. Они готовятся к работе с интернами, регулярно обучаясь на курсах повышения квалификации, организуемых интерн-центром вуза. На курсах повышения квалификации педагоги-наставники готовятся и теоретически, и практически к обучению и курированию интернов.Для успешной реализации педагогической интернатуры университетам, в которых проходят подготовку бакалавры педагогического и психолого-педагогического образования, необходимо иметь долгосрочные договоры о сотрудничестве с образовательными учреждениями. Эти учреждения должны иметь статус стажировочных площадок.Интернам в образовательном учреждении в течение всего времени обучения в интернатуре выплачивается стипендия.Интерны закрепляются за педагогом-наставником, специально отобранным из числа педагогических работников образовательного учреждения. В течение всего времени обучения в интернатуре интерны работают на условиях полной занятости, в соответствии с требованиями очной формы обучения (восемь часов в день) не менее четырех дней в неделю. Два дня в неделю отводятся на консультации с преподавателем университета, курирующим студента, посещение и работу в научных семинарах, ознакомление с лучшими педагогическими практиками (посещение мастер-классов известных педагогов, педагогов-психологов, других образовательных учреждений), построение исследовательских, образовательных и учебных программ. Таким образом, интерны находятся под двойным руководством: педагогического наставника от образовательного учреждения и преподавателя профильной кафедры университета. Педагог-наставник интерна отвечает преимущественно за учебно-практическую составляющую подготовки интерна, а преподаватель, курирующий интерна от кафедры университета, несет ответственность за научно-педагогическую составляющую подготовки интерна.Учебно-практический компонент учебной деятельности в интернатуре предполагает планирование и реализацию тех направлений работы педагога (или педагога-психолога, или социального педагога), которые он выполняет в соответствии со своими профессиональными обязанностями. Затем следует профессиональный анализ выполненных заданий по всем направлениям работы с педагогом-наставником.В течение всего времени прохождения интернатуры интерн составляет собственный портфолио, ведет дневник собственной учебно-педагогической деятельности (в соответствии с индивидуальным планом работы, с анализом посещенных мероприятий и оценками преподавателя), проводит научно-педагогические исследования, связанные с тем направлением педагогической деятельности, которое он избрал.В течение всего времени прохождения интернатуры интерны проходят промежуточную аттестацию в форме, определяемой курирующей кафедрой. Это может быть тестирование, собеседование. Тестирование по различным направлениям обучения в интернатуре проводится регулярно: предусмотрены входной, промежуточный и итоговый тестовый контроль. Кроме того, предусмотрено выполнение тестовых заданий в режиме самопроверки в рамках системы дистанционного обучения. Для проведения тестирования курирующая кафедра разрабатывает примерные тестовые задания.Собеседование проводится в рамках промежуточной (зимней и весенней сессий) аттестации и итоговой аттестации. В процессе собеседования (особенно при ответе на вопросы технологического плана и ситуационные задачи) интерн сможет продемонстрировать полноценные знания на уровне их интеграции, что позволит сделать заключение об освоении содержания учебно-теоретического модуля.Научно-практический компонент учебно-практической деятельности интерна предполагает выполнение учебно-исследовательских и исследовательских заданий. Куратор со стороны университета помогает в планировании, организации, проведении и анализе итогов научно-педагогических исследований, необходимых интерну в его работе.Итоговым результатом работы интерна по научно-практическому направлению будет проведенное, завершенное научно-педагогическое исследование (публикация статьи и выступление с докладом на конференции, круглом столе, методическом объединении) в выбранной интерном области. Оно должно быть связано с его практической, педагогической деятельностью. Работа, опубликованная по итогам исследования, может засчитываться интерну при поступлении в магистратуру по педагогическому или психолого-педагогическому образованию.Итоговым результатом работы интерна по учебно-практическому и научно-практическому компонентам деятельности будет портфолио. Педагог-наставник и преподаватель, курирующий интерна от профильной кафедры, помогают в составлении портфолио и ведении дневника педагогической практики интерна.В конце прохождения интернатуры предполагается аттестация интернов для получения документа государственного образца об окончании интернатуры на право ведения профессиональной педагогической деятельности. Аттестация проходит в форме собеседования и представления результатов деятельности интерна в виде портфолио.Для аттестации интернов создается государственная комиссия из числа независимых экспертов (положение об аттестационной комиссии) из опытных работников и руководителей образовательных учреждений, представителей профессиональных сообществ, общественных организаций и преподавателей вуза от кафедр, отвечающих за педагогическую интернатуру.Представленные выше материалы первого этапа экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что педагогическая интернатура и подобные ей формы последипломной практики позволят достичь:- улучшения качества профессиональной педагогической деятельности выпускников педагогических учебных заведений;- будут содействовать предотвращению оттока перспективных начинающих учителей;- положительно повлияют на личностный и профессиональный рост начинающих педагогов;- позволят наиболее адресно удовлетворять потребности конкретного школьного округа (района, земли) в учителях;- создадут условия для успешного продвижения педагога от фазы «выживания» к фазе «полной адаптации»;- обеспечат условия постепенного вхождения в профессию.Елена ГЕВОРКЯН, академик РАО, доктор экономических наук, профессор;Александр САВЕНКОВ, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
Комментарии