– Сейчас мы уже понимаем, какой огромный пласт неразрешенных содержательных проблем остается после двух лет решения проблем организационных. Мы не должны останавливаться, ибо обречены на постоянное движение вперед. Мы держим планку набора на достойном уровне, и это заслуга коллективов колледжей.
Нынешний этап развития предполагает совершенно новую форму организации нашей работы. Она вовсе не сводится к тому, что мы будем навязывать какие-то жесткие административные формы и методы управления. Это вовсе не так. На самом деле мне приятен тот свободный обмен мнениями, который сегодня идет среди руководителей колледжей. Это свидетельствует о том, что мы научились обсуждать самые сложные, самые деликатные вопросы нашей работы в спокойной деловой обстановке.
Главное для нас сегодня – понять, как в новой системе – системе государственно-общественного управления профессиональным образованием, процессом подготовки рабочих кадров и специалистов – отстоять собственную автономию, самостоятельность, право на поиск, на предложение новых нестандартных решений.
Сегодня есть человек, который продает свою квалификацию, есть человек, который ее покупает, есть служба занятости, которая выступает посредником. Эту же ситуацию, на мой взгляд, можно нарисовать и для нас. С одной стороны, молодой человек, еще не сформировавшийся, который только в начале своего пути, приходит к нам, сделав, может быть, самое важное волеизъявление и решив учиться на рабочего, на специалиста. Это дорогого стоит, и мы должны учитывать интересы этого человека, этой личности, создать максимально возможные условия для того, чтобы этот юный человек вырос в личность, чувствовал себя в этом обществе комфортно и достойно. С другой стороны, есть потребитель нашей продукции – не только работодатель, но и общество, государство. Мы то связующее звено, которое должно собрать воедино очень сложные интересы и выпустить не только слесаря или токаря, а человека, владеющего специальностью, умеющего зарабатывать себе деньги на жизнь и способного в течение всей своей жизни обеспечивать себе, своей семье, своим детям достойное существование. Вот в этом и заключается наша сверхзадача.
В этом году мы включили в каждый отраслевой блок экспериментальные площадки по разработке нормативов, материально-техническому обеспечению по целому ряду профессий и специальностей. Эта работа нужна, мы ее начали, к ноябрю просчитаем все затраты по четырем ключевым блокам.
По государственному заказу есть несколько точек зрения. До сих пор у нас нет внятного прогноза потребности в рабочих и квалифицированных кадрах для экономики города. Не имею в виду точечные и текущие потребности рынка труда. Мы говорим о приоритетных профессиях, хотя жестких приоритетов тоже нет. Есть строительство, есть транспорт, есть металлообрабатывающая промышленность, где у нас наибольшие трудности с подготовкой кадров. Если мы сформулируем заказ в этих условиях, то непонятно, что с ним делать дальше. Даже если мы и составим заказ, то неизвестно, пойдут ли молодые люди работать туда, куда мы их пошлем. Наверное, эту проблему нужно сформулировать таким образом: нужно разработать некие критерии, подходы, внятную методику формирования городского общественно-государственного заказа на подготовку рабочих кадров. Я не уверен, что даже в порядке эксперимента мы сможем в нынешнем учебном году объявить некий конкурс на приоритетные для города профессии без решения этих проблем, без ответов на вопросы, какие будут социальные преференции для наиболее востребованных городом специальностей, кто будет принимать участие в конкурсе – только государственные образовательные учреждения, негосударственные или корпоративные внутрифирменные учреждения.
Комментарии