search
main
0

«Интересный есть предмет…»

УМК по окружающему миру для начальной школы

«Интересный есть предмет, с ним узнаю целый свет…» – так начинается веселое детское стихотворение Анны Былинкиной. Каждый ученик начальных классов сразу догадается, о каком школьном предмете идет речь – об окружающем мире. «Мир природы так велик, ну а я лишь ученик!» – восклицает с волнением герой стихотворения. Разнообразный мир окружающей действительности способен вызвать самые разные чувства и эмоции: любопытство, интерес, восхищение, переживание…

Пожалуй, любой учитель согласится, что именно изучение окружающего мира благоприятно сказывается на всестороннем развитии ребенка. В процессе познания природы и социального мира происходит совершенствование мышления, воображения, речи, развивается любознательность, приходит осмысление причинно-следственных связей. И все это на многообразном материале природы, истории, культуры.

Конечно, окружающий мир невозможно познать без вдумчивых и внимательных наблюдений, без анализа увиденного. Но и без учебной литературы современному школьнику не обойтись. Очень рекомендую отлично разработанную линию учебников по окружающему миру А.А.Плешакова для 1-4-х классов (УМК «Школа России») издательства «Просвещение». Меня как учителя подкупают продуманность и взаимосвязанность предлагаемых для изучения тем, богатый по содержанию материал, яркий и красочный дизайн изданий, но главное – большое количество дополнительных материалов, помогающих качественно подготовиться к уроку, провести его нескучно, познавательно и результативно. Дополнительно предлагаю своим ребятам задания из рабочих тетрадей, разработанных специально к этим учебникам, автора Н.А.Соколовой. Данные пособия издательства «Экзамен», выпущенные в 2022 году, полностью соответствуют ФГОС второго поколения для начальной школы и допущены к использованию в общеобразовательных организациях. Каждая тетрадь состоит из двух частей и содержит разнообразные задания для организации активной познавательной деятельности младших школьников.

Как и в учебниках, в тетрадях четко выдержаны основные содержательные линии курса «Окружающий мир»: раскрыты блоки «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни». При изучении этих тем ребенку предлагаются задания в самых разных формах – от «запиши ответ на вопрос», «напиши название», «рассмотри рисунки», «заполни таблицу» до «нарисуй» или «наклей фотографию». В завершение учебного года рабочая тетрадь ученика становится очень богатым по содержанию и ярким альбомом с рисунками, фотографиями, самостоятельно составленными текстами, аппликациями и т. д. В конце тетради есть приложение, в котором ребята без труда найдут рисунки к указанным заданиям, могут их вырезать и использовать для составления схем. Есть на страницах тетради необычные игры-эксперименты, которые, используя подробную инструкцию, можно провести в группе или в паре.

Современный урок окружающего мира в начальной школе невозможно представить без опытов и экспериментов, дискуссий и проектов. Учебно-методический комплект Н.А.Соколовой дает возможность ученику выбрать тему для собственного проекта начиная уже с первого класса.

Подробные указания, вопросы, инструкция позволят школьнику самостоятельно справиться с заданием, творчески оформить свой продукт и презентовать его классу.

Каждое задание рабочей тетради тесно связано с текстами учебника, они дополняют друг друга:

«Прочитай текст учебника на стр. 13-14. Выпиши, какие сооружения помогли защитить жителей замка от нападений врагов» или «Почему Новое время называется «Новым»? Выпиши, что нового появилось в это время, используй текст учебника».

Тем самым у ребят появляется возможность развивать навык смыслового чтения, умение находить явную и скрытую информацию, строить суждения.

Каждая тема заканчивается рубрикой «Проверим свои знания», в которой ребята могут не только проверить качество усвоения материала, используя тестовые задания, но и сверить свои ответы с эталоном (правильным вариантом), который находится в учебнике.

Очень важным является экологическое воспитание младших школьников, поэтому большое количество материала в курсе окружающего мира отведено данному вопросу. Тема «Экологическая безопасность», с которой совсем недавно знакомились мои третьеклас­сники, представлена в рабочих тетрадях содержательно и логично (Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. 2 часть: к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс. В 2-х частях. Часть 2». ФГОС (к новому ФПУ) / Н.А.Соколова. – 18-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2022. – 80 с. (Серия «Учебно-методический комплект»). После прочтения текста учебника ребятам предлагается поработать с иллюстративным материалом рабочей тетради. Проанализировав представленный рисунок, самостоятельно (а можно и в парах) они схематично составляют возможные цепи загрязнения. Хочется отметить, что задания в теме продуманы, опираются на уже известный детям материал, взаимосвязаны между собой и дают возможность целостно работать над темой. Так, например, выполнение задания №2 темы «Экологическая безопас­ность» позволит третьеклассникам понять, что организм человека уязвим, подвержен воздействию загрязняющих веществ:

«Рассмотри рисунок на стр. 26 учебника. Вспомни, какие системы органов образуют организм человека. Какие из этих систем первыми подвергаются воздействию загрязняющих веществ?

Воздух_______________

Вода __________ и ______________

Продукты питания _________________________».

В ходе последующего учебного диалога ребята сознательно приходят к выводу, что соблюдение мер экологической безопасности необходимо для сохранения собственного здоровья. И к такому выводу они приходят самостоятельно, выполняя задания рабочей тетради.

Как важно именно на этом этапе урока предложить учащимся практическую работу! И такой вариант приготовлен авторами пособия – практическая работа «Знакомство с бытовым фильтром для очистки воды». Каждый педагог по достоинству оценит задание №3 темы: очень удобная и подробная инструкция для младших школьников позволит им справиться самостоятельно, ведь определена цель работы, предложено оборудование и описаны четкие и конкретные шаги хода работы. Знакомство учащихся с бытовым фильтром предполагает самые разные приемы работы – от простейшего наблюдения и изучения инструкции до серьезного сравнительного анализа состояния воды до и после очистки с последующим выводом.

Таким образом, на основе даже одной темы, рассмотренной нами сейчас, можно с уверенностью сказать: автору пособия удалось решить основную задачу курса в полной мере, а именно показать неразрывность, органичность единства человека и природы, их взаимосвязь, взаимозависимость, что позволит уже на самом раннем этапе школьного обучения формировать у детей целостное представление о мире, о месте человека в нем.

После изучения темы необходим тематический контроль качества усвоения знаний. Есть отличное предложение для учителей, работающих с УМК «Школа России», – контрольные работы по предмету «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир» авторов О.Н.Крыловой и Г.И.Цитович издательства «Экзамен», 2022 год. Сборники разработаны для 1-4-х классов, содержат материалы по основным разделам учебника и составлены с учетом компетентностного подхода в обучении.

Знакомство с экологической безопасностью завершаем контрольной работой, представленной в двух равнозначных вариантах. Каждый вариант состоит из пяти заданий. Первое задание основано на приеме «Незаконченные предложения», позволяет выявить степень усвоения теоретических знаний младшими школьниками по изученной теме:

«Вставь в определение пропущенные слова.

_____________________ безопасность – это защита человека от вредного

воздействия загрязненной _______________ _________».

Задания №2 и №3 требуют выбора одного правильного ответа из нескольких вариантов, а вот в задании №4 младшему школьнику необходимо самостоятельно сформулировать правила защиты от загрязненных продуктов питания (второй вариант) или от загрязненного воздуха (первый вариант) с опорой на знания, полученные в ходе изучения темы.

Задание №5 контрольных работ – это проверка умения составлять цепи загрязнения (рабочая тетрадь, задание №1 по данной теме), определять последовательность событий и устанавливать взаимосвязь между ними.

Материалы контрольных работ можно использовать для формирования навыка самоконтроля или взаимоконтроля (в конце пособия есть варианты правильных ответов). Они небольшие по объему, поэтому их можно использовать на конкретном этапе урока, затратив совсем немного времени, или предложить для домашней работы. В любом случае оба учебно-методических комплекта – и рабочие тетради, и контрольные работы – удобно и целесообразно использовать вместе.

Герой стихотворения Анны Былинкиной заканчивает свой разговор об окружающем мире такими словами:

Мне природа интересна,
В ней найду я свое место,
Чтобы жить с природой дружно,
Все я выучу как нужно.

Остается только выразить уверенность, что с такими методическими комплектами, которые предлагаются для изучения окружающего мира и проверки знаний, любой школьник сможет дружить с природой, изучать ее с огромным интересом, развивая при этом свою общую культуру, эрудицию, творческие способности.

Оксана ЗРАЕВА, учитель начальных классов, заместитель директора по УМР школы №8, Ачинск, Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте