Максим Николаев работает учителем истории и обществознания в казанской школе №91 всего второй год, но уже успел заявить о себе. Благодаря нестандартному подходу к обычному школьному уроку он стал победителем конкурса «Учитель года города Казани» в номинации «Педагогический дебют».
Гаджетам – да!На своих уроках Максим использует технологию «геймификация», то есть превращает учебу в игру. Здесь есть все, что так привычно современным детям, – баллы, шансы, уровни, миссии. И урок проходит гораздо интереснее, особенно на темы, которые сложно даются.- Например, когда мы изучали период Древней Руси, ребята поделились на группы и создавали странички князей в социальной сети ВКонтакте. Теперь свои аккаунты есть у князя Игоря, Ярослава Мудрого, Владимира, княгини Ольги, – с улыбкой рассказывает Максим.Заполняя профиль, ученики обобщают информацию о той или иной исторической личности, размещают фото, указывают семейное положение и род занятий, расписывают интересы, фантазируют, о чем бы князь мог написать на своей стене.- Та же самая информация, что и в учебнике, но на более привычном носителе, – говорит Максим Михайлович. – Главное – заинтересовать ребенка, потом он сам за учебник возьмется.Максим считает, что можно сколько угодно бороться с гаджетами, но дети в любом случае будут ими пользоваться. Такова реальность.Выбор профессииМаксим родился в Бугульме. Еще в школе решил, что станет педагогом. Старшие классы были профильными, с педагогическим уклоном.- В итоге в Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет со мной поступили пять одноклассников, но никто из них не остался в профессии, – рассказывает молодой учитель.После прохождения первой практики в школе Максим тоже начал сомневаться. Были мысли, что образование – это не та сфера, где можно заработать. А очень хотелось. Во время учебы он подрабатывал в ресторане, появились хорошие перспективы сделать карьеру. Максим хотел даже бросить учебу в университете, но тут вмешались родные.- Моя мама – инженер. Она была удивлена, когда я выбрал гуманитарное направление, но приняла мой выбор, – поясняет молодой педагог. – А вот бросить университет не дала, предложила не рубить с плеча, взять академический отпуск и подумать. Я так и поступил…В итоге Максим восстановился на заочное отделение, хотя после перерыва тяжело было вновь сесть за парту. Но года ему хватило, чтобы понять самое главное – дело, которым ты занимаешься, должно приносить не только деньги, но и удовлетворение, чувство, что ты совершаешь что-то важное и нужное.АдаптацияСразу после окончания университета Максим пошел работать учителем истории и обществознания в казанскую школу №91.- Предстоял новый учебный год, и так получилось, что мне сразу дали старшие классы. Переживал, как подготовлю ребят к ОГЭ и ЕГЭ. Ведь одно дело – набираться опыта с пятыми классами, и совсем другое – выпускной класс, – вспоминает учитель. – Я понимал, что только уроков будет недостаточно. Нужна тренировка, отработка заданий, поэтому начал вести дополнительный курс, давать индивидуальные консультации. Я был заинтересован, чтобы мои ученики хорошо сдали экзамен, и ребята приходили после уроков, занимались.А узнав, что ученики 11‑го класса очень талантливые – поют, танцуют, играют на разных инструментах, он сам начал брать у них уроки. После занятий школьники учили молодого педагога играть на фортепиано.- Когда я пришел работать в школу, решил, что буду строгим учителем, – смеясь, говорит Максим. – В памяти крепко засели слова одного из преподавателей в университете о том, что нужно вожжи сначала натянуть очень сильно, а потом можно потихонечку ослаблять. Я так и сделал. В первый месяц ребята воспринимали меня в штыки, кто-то даже пытался прогуливать. Потом все вошло в норму, мы нашли общий язык. Я сам еще хорошо помню себя в школе, поэтому проще отношусь к невыполненным домашним заданиям, плохому поведению. Из-за излишней строгости и грубости учитель теряет связь с учеником.Не сбежать в первый годВспоминая прошедший год, Максим признает, что было нелегко. Невысокая заработная плата, экзамены, отсутствие наработанной базы – все это пугало, и в то же время возникал вопрос: а зачем тогда выбрал профессию учителя?- Меня держала мысль, что нельзя бросать дело на полпути, надо доработать хотя бы год, – делится он. – Ведь нельзя судить о фильме по первым 15 минутам. Вот доработай до конца учебного года, говорил я себе, сложи цельную картину и посмотри, что получилось. Конечно же, потом вопрос, уходить или нет, уже не стоял. Эмоции, которые ты получаешь от общения с детьми, перекрывают все трудности.Максим Николаев стал хорошим другом и старшим товарищем для своих учеников. Они в любой момент могут обратиться к нему за советом. А так как разница в возрасте учителя с учениками невелика, они обращаются и с личными проблемами.- Я обязательно выслушаю и стараюсь помочь советом. А если сам не смогу, то у меня есть целая школа опытных коллег. Подростковые проблемы чаще всего надуманны, но для ребят кажутся неразрешимыми. Очень важно, чтобы рядом был человек, с которым можно поделиться. В детстве у меня была учительница, к которой я мог обратиться за советом, – психолог и завуч по воспитательной работе Людмила Александровна. Именно ей я рассказал о первой своей влюбленности. И классный руководитель Елена Каляпина всегда помогала, подсказывала. С тех пор в моей жизни несколько мам.Сработаемся!Коллектив школы, в которую пришел работать молодой педагог, профессиональный, сложившийся и дружный.- Сработаемся! Такая мысль пришла мне в голову при первой встрече с Максимом, – вспоминает председатель профкома школы №91 Гулия Муталлапова. – Он очень отзывчив на наши просьбы, принимает активное участие в общественной жизни и вносит позитив. Его любят и уважают ученики, их родители.Старшие коллеги, видя у Максима высокую потребность в саморазвитии, подсказывали, в каких конкурсах он может участвовать. Так, в прошлом году Максим Михайлович стал обладателем гранта «Наш новый учитель». А когда заместитель директора по учебной работе Ольга Панфилова предложила ему поучаствовать в номинации «Педагогический дебют» конкурса «Учитель года города Казани», у Максима сомнений не было.Первая высотаМаксим признает, что на всех этапах конкурса у него были достойные соперники.- Не скажу, что было легко! И я, и моя команда проделали колоссальную работу. У своих коллег я искал идеи и черпал вдохновение. Приходили на помощь и друзья. Забирали меня из школы, когда я допоздна засиживался, давали возможность отдохнуть. Вместе с ними мы разработали сайт для конкурса.В процессе участия в конкурсе Максим постоянно совершенствовал, оттачивал свое мастерство. Проходя конкурсные испытания, он подмечал свои недоработки и исправлял их на следующем этапе. Можно сказать, что предыдущий этап становился тренировочной площадкой для следующего.- Конкурс дал огромный опыт, – делится молодой педагог. – Я начал по-другому себя ощущать. Звание победителя для меня, человека, который проработал в школе полтора года, – это огромный аванс! Я увидел уровень работы учителей-профессионалов, которые трудятся по 20-30 лет, и понял, к чему мне надо стремиться.А что потом?У Максима большие планы, на реализацию которых у него, несомненно, хватит сил и энергии. На следующий год он планирует принять участие во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют», а там и до конкурса «Учитель года России» недалеко.- Под лежачий камень вода не течет. Я понял, что в профессии учителя можно и достойно зарабатывать, и уроки проводить интересные, вопрос только в том, насколько сильно ты этого хочешь.КазаньПрим. ред. Материал публикуется в рамках конкурса «Профсоюзный репортер».
Комментарии