Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!
Ральф У.Эмерсон
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно все. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш радуется даже самому маленькому открытию.
Для того чтобы дети не потеряли интереса к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление все исследовать. И одна из важных задач наших воспитателей – активно развивать исследовательскую деятельность.
В дошкольных группах школы №1374 детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Оно дает ребятам реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Толчком к началу экспериментирования служат удивление, любопытство, вопрос, выдвинутая просьба или проблема.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, педагоги большое внимание уделяют организации развивающей среды.
В наших дошкольных группах созданы условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности дошкольников. Это мини-лаборатории, где есть различное интересное оборудование и разнообразный материал для исследований: природный и бросовый, оборудование для проведения опытов, различные экспонаты.
Благодаря опытам наши дошколята сравнивают, сопоставляют, делают выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих больших или маленьких открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от исследовательской деятельности.
Ежегодно в нашей школе проходит конкурс проектных и исследовательских работ, где наравне со школьниками активными участниками являются воспитанники старших и подготовительных групп. Различные исследовательские работы ребята защищают перед компетентным жюри. Тематика очень разнообразная – от проблемы, как сохранить зубы здоровыми, до исследований свойств соли или неньютоновской жидкости. Вместе с ребятами мы исследовали звуки, неживую природу, измеряли вес, изучали время, а также искали ответы на разные вопросы. Исследовательские работы дошкольников ежегодно становятся победителями и призерами городского конкурса «В науку первые шаги».
И конечно, мы пониманием, что ни одну образовательную или воспитательную задачу нельзя успешно решить без взаимодействия с родителями. Они нам помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами и экспонатами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Родители вместе с ребятами изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение.
Исследовательская деятельность помогает нашим детям познать мир, все узнать, открыть, исследовать, изучить – сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для дошкольников экспериментировать, пробовать, думать, а самое главное – самореализовываться.
Экспериментальная деятельность дает нашим ребятам возможность тесно общаться, проявлять самостоятельность, самоорганизацию, свободу действий и ответственность, осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. В процессе данной деятельности у дошкольников формируются компетенции, которые позволят им быть успешными в первом классе и помогут применять знания, умения для решения новых задач, поставленных как взрослыми, так и ими самими.
Ольга ЯГОДАРОВА, старший воспитатель школы №1374
Комментарии