search
main
0

Интересно о главном – диалог на равных

Как учителям удается сделать «Разговоры о важном» еще увлекательнее и полезнее

Андрей САЗОНОВ, учитель русского языка и литературы, руководитель проектного офиса «Медиакласс в московской школе» школы «Дмитровский»:

– Занятия, на которых звучат самые разные, иногда не очень простые вопросы учеников, требуют от учителя неординарного подхода к построению урока. Серьезным методическим помощником в организации «Разговоров о важном» является основной информационный ресурс – сайт проекта. Однако при подготовке не следует исключать и самостоятельную творческую деятельность педагога, желающего внести разнообразие в познавательную деятельность школьников. Мы отметили пять наиболее эффективных технологий:

1. Диалог на равных.

Ключевой формат занятия – дискуссия. Следует не просто доносить информацию до учеников, а вовлекать ребят во всестороннее обсуждение. Задача учителя – дать понять каждому, что он является полноправным участником беседы и может поделиться своими мыслями, не наткнувшись на стену равнодушия и непонимания. В таком случае (при анализе той или иной исторической эпохи, события, отдельной личности) лучшими интерактивными методами работы на уроке могут стать мозговой штурм, круглый стол и даже дебаты.

2. Не просто научить, а воспитать.

Цель занятия не запомнить точную дату того или иного события (ведь для этого существуют уроки истории), а задаться важными нравственными вопросами и даже прийти к вполне определенному выводу, чтобы извлечь пользу и перенять позитивный опыт прошлого, связать его со своей жизнью.

3. Творческие проекты.

Несмотря на то что название самого занятия звучит как «Разговоры о важном», не следует останавливаться исключительно на беседах. Активному вовлечению в деятельность также способствуют самостоятельная работа и даже подготовка к очередному занятию. Анализируя полугодовой опыт ведения этих занятий, мы отметили особый интерес учащихся к созданию творческих проектов. Многие из детей не прочь заранее погрузиться в тему предстоящего занятия и подготовить свой материал, будь то мультимедийная презентация, реконструкция исторических событий, семейный фотоальбом или выставка поделок и рисунков. Учащимся всегда интересно визуализировать опыт полученных знаний и делиться своими открытиями со всем классом.

4. Метод кейсов.

Отдельное внимание при организации «Разговоров о важном» следует, на мой взгляд, уделить кейс-методу. Ребята зачастую не готовы сразу представить свою позицию или переживания по тому или иному вопросу. Однако если педагог может предложить им порассуждать в группах, используя в своей работе заранее подготовленные карточки, включающие определенные задания и проблемные ситуации, то ученики активно вовлекаются в процесс. Как правило, на кейсы отводится ограниченное время, а представленные вопросы не имеют одного правильного ответа и нацелены на самостоятельные размышления. Тут же обеспечивается развитие таких значимых навыков, как умение грамотно формулировать свое мнение, убеждать и искать компромиссы.

5. Медиатехнологии.

Современного школьника непросто увлечь, если обращаться лишь к формам устного общения и текстовым материалам. Важно подобрать тот формат донесения информации, который наиболее близок подрастающему поколению. Мы живем в мире медиа, и использование документальных, научно-популярных и игровых фильмов при организации «Разговоров о важном» позволяет обучающимся сопоставить увиденное на экране со своим жизненным опытом, понять проблемную ситуацию и пережить ее вместе с героями.

Полезными также могут оказаться социальные сети и мессенджеры, в которых мы проводим значительную часть времени. В этом информационном пространстве обучающимся проще размещать свои размышления. Можно предложить им осветить тему предстоящего занятия в медийной форме, будь то пост в социальной сети, лонгрид или небольшой видеоролик.

Галина ТИМОФЕЕВА, учитель русского языка и литературы школы №236 имени Героя Советского Союза Г.И.Щедрина:

– Для меня как классного руководителя это возможность не только поговорить с ребятами искренне и без фальши о любви к Родине, об ответственности за себя и окружающих, о нравственных ценностях, но и обсудить актуальные проблемы, которые волнуют нынешних школьников. Темой одной из наших последних бесед стала «Медиаграмотность и цифровая гигиена». Сорок минут диалога с использованием видеороликов, анимационных фрагментов и учебной игры очень понравились моим ученикам. Ребята с интересом откликнулись на предложенную тему, ведь современные подростки чувствуют себя в Интернете очень уверенно, многие не могут обойтись без него и получаса, при этом не осознавая, что постепенно попадают в совершенно иные сети. Мои шестиклассники взахлеб рассказывали о пользе интернет-пространства, которое помогает им в обучении, общении со сверстниками и, безусловно, в возможности скоротать время на переменах. Приятно удивило, что практически каждый знает, что Интернет – это не только новые возможности, но и множество угроз. Но, когда речь зашла о личной и цифровой гигиене, о том, как сделать наше интернет-присутствие осознанным и использовать социальные сети так, чтобы они приносили пользу, а не вред, выяснилось, что некоторые имели лишь поверхностные представления о возможных опасностях. В разработанных презентациях ребятам очень доступно рассказали о фишинговых ссылках и социальной инженерии, как можно защитить свои личные данные от взлома и не попасться на крючок мошенников, какой информацией не стоит делиться в Интернете.

– Я считаю, что эта тема очень актуальна, здорово, что можно удивить преподавателя своими знаниями не только по школьной программе. Сегодня любой ученик пользуется смартфоном или компьютером, поэтому мы должны знать, как не оказаться обманутыми. Именно на эти вопросы сегодня мы и получили ответы, – сказал как-то ученик 6‑го класса Тимур К.

Подытожив полученную информацию, мы разобрали, как действовать в ситуациях при атаках мошенников, и пришли к выводу, что в Интернете, как и в реальной жизни, стоит придерживаться некоторых правил. В финале занятия мы с ребятами сформулировали несколько полезных привычек для безопасного пребывания в сети Интернет. Я считаю, что «Разговоры о важном» позволят показать подрастающему поколению ценности нашей Родины, подобные занятия помогут заложить в наших детях те качества, которые должны стоять на первом месте. А самое главное – сблизить меня, учителя, и ребят еще больше, расширяя круг доверия.

 

Александра КАШИНА, учитель английского и китайского языков школы №771:

– Любой педагог знает, что с методической точки зрения занятие должно иметь четкую структуру: этапы, которые следуют один за другим, укладывающиеся в определенные временные рамки. Но в приоритете ли методика в контексте данного урока?

«Разговоры о важном» – это своего рода тематический классный час, на котором обсуждаются актуальные для современного школьника темы. Темы занятий часто связаны с историей, культурой, традициями и обычаями родной страны. Помимо этого для обучающихся среднего и старшего звеньев методисты включают в программу занятий уроки по информационной безопасности, научным исследованиям и профессиональной ориентации. Несомненно, педагог, который проводит «Разговоры о важном», должен иметь план урока, хорошо разбираться в теме и терминологии и изучить теоретическую и практическую составляющие занятия заранее. Но научить, объяснить или просто дать информацию не является целью этого урока. Задача педагога намного сложнее, а значит, и простым поэтапным планом здесь не обойтись. Учитель должен опираться на потребности детей, сидящих перед ним, на их жизненные взгляды и интересы. Важность усвоения обучающимися информации в процессе урока меркнет по сравнению с возможностью поделиться мнением, задать интересующие вопросы или же рассказать свою историю.

Некоторые темы находят больший отклик у обучающихся в связи с наличием личного опыта. Например, беседуя по теме «Медиа­грамотность и цифровая гигиена» девятиклассники поделились своими способами, как обезопасить аккаунт в социальных сетях или не попасться на уловки мошенников. Дети воодушевленно дополняли комментариями сообщение спикера на видео и делились личным опытом грамотного использования интернет-ресурсов. Оказалось, что школьники достаточно подкованы в данном вопросе, они не только владеют информацией, но и имеют личные убеждения по поводу пользования медиаресурсами. Любому педагогу было бы интересно послушать мнения современных подростков, которые с воодушевлением отстаивают свою точку зрения.

Разговаривая про Рождество, школьники активно делились семейными обычаями и традициями, присущими данному празднику. Не все семьи празднуют Рождество, и это важно учитывать при обсуждении темы. Ни один из обучающихся не должен оставаться безучастным, каждый имеет право на собственное мнение:

– Моя семья не празднует Рождество, потому что мы уезжаем на все каникулы в отпуск, но я хотел бы попробовать, праздник атмосферный.

– Я люблю Рождество, мы собираемся всей семьей вместе, а семья у нас большая и дружная. Я знаю много рождественских традиций, например колядки или гадания.

– В России у Рождества была непростая история, хорошо, что сейчас все верующие люди могут почувствовать настоящий праздник.

То же самое касается бесед о праздниках «День отца» и «День матери». Пусть сейчас мы видим много примеров неполных семей, не все дети имеют отца или мать, но, обсуждая со школьниками такое понятие, как «семейные ценности», учитель вносит огромный вклад в будущее нашего государства. Перед педагогом стоит по-настоящему важная задача – донести до ребенка всю важность сохранения светлых и добрых культурных обычаев и традиций родной страны.

Исторические темы тоже находят отклик в сердцах ребят. Стук метронома, звучащий на видео по теме «Прорыв блокады Ленинграда», вызвал бурю эмоций у школьников. Занятие не просто ввело детей в исторический экскурс, но и позволило испытать ряд таких чувств, как сострадание, сожаление, гордость за подвиги поколения Великой Отечественной войны. Мы с детьми долго обсуждали судьбы людей, оказавшихся в холодном полупустом городе. Людей, которые живут впроголодь, не имеют уютных обогреваемых домов и периодически слышат бешеный стук зловещего метронома.

– Это страшно! Нужно иметь невероятный оптимизм и желание жить, чтобы не отчаяться в такой ситуации.

– Мне очень жалко этих людей. Они такие сильные! Слабый бы точно не выжил ни морально, ни физически.

– Это настоящий подвиг, я плохо представляю, что значит есть краюху хлеба в сутки и пить талую воду, такая жизнь кажется мне практически невозможной. А они выжили, они смогли.

«Разговоры о важном» – это не просто урок патриотического воспитания. Новый школьный предмет включает в себя целый ряд психологических, этических и культурных аспектов, позволяющих благоприятно воздействовать на воспитание современного поколения школьников. Это еще один шанс для педагога установить тесный контакт с классом, лучше узнать детей, выслушать их мнения и переживания, понять их. Современному поколению действительно есть что сказать, есть чем поделиться. Задача учителя – быть хорошим слушателем и собеседником. «Дети будут слушать нас тогда, когда увидят, что мы их слушаем» (Джейн Нелсен).

 

Елена ПРОКОФЬЕВА, учитель русского языка и литературы школы №2100:

– Ребятам очень важно, чтобы с ними говорили, как со взрослыми, слушали их и слышали. Поэтому я взяла для себя за правило после просмотра видео и вступительных слов разговаривать с ребятами по душам по предложенной теме. Просто говорить и слушать друг друга. Давать житейские советы, которых современным детям так недостает. Мы часто рассказываем друг другу истории из жизни.

Особенно запомнился наш разговор перед Новым годом: класс наряжен, все в предвкушении праздника, подарков, каникул, новогодних чудес, на экране Дедушка Мороз с поздравлениями, напротив экрана счастливые, улыбающиеся лица детей. Мы говорим о традициях этого веселого праздника. И вдруг кто-то из класса задает мне вопрос, что я готовлю на праздничный стол, есть ли у меня какое-то фирменное, только новогоднее блюдо. Естественно, от неожиданности захотелось пошутить про заливную рыбу, но, на минуту задумавшись, поняла, что такое блюдо есть! И готовлю я его раз в год, чтобы порадовать свою семью, потому что в другое время до медового торта просто не доходят руки. Потом ребята рассказали о том, что готовят в их семьях, мы посмеялись, поделились рецептами, в том числе и национальных блюд. Этот разговор получился очень веселым, непринужденным и вкусным!

А еще ребята очень любят играть, несмотря на то что они считают себя взрослыми. Во время каждого занятия мы обязательно проходим интерактивы. Сначала было смешно, говорили, что это игры для детей. А сейчас сами просят оставить в конце урока время, чтобы посоревноваться или собрать пазлы, узнать для себя что-то новое. Очень много полезного мы все вместе узнаем из этих интерактивов, ведь там собраны самые разные вопросы по истории, обществознанию, географии, литературе и другим наукам.

Недавно я провела небольшое анкетирование о том, что ребята сами думают об этих занятиях. Практически никто не остался равнодушным, все удовольствием ответили на один-единственный вопрос: «Чем для вас интересны «Разговоры о важном»?» Вот несколько ответов. Влад: «Это время, когда можно пообщаться, задать интересующие вопросы, да просто послушать одноклассников и узнать о своих товарищах по парте что-то новое». Соня: «Здесь мы узнаем об очень интересных общественных организациях, которые есть в нашей стране, о традициях других народов нашего многонационального государства». Володя: «Это нужный и полезный урок! И хорошо, что он проходит в формате диалогов, а иногда даже бурных дискуссий». Маргарита: «Очень жаль, что мы застали «Разговоры…» в год нашего выпуска. Если бы они начались раньше, то было бы больше возможностей пообщаться друг с другом и классным руководителем, ведь чаще всего мы общаемся во время уроков, когда проходим учебный материал, а поговорить по душам просто не хватает времени: ЕГЭ на носу, надо готовиться к поступлению».

 

Татьяна КОЗЛОВА, руководитель музейного комплекса школы №1125:

– Патриотизм – это память об истории своей страны, уважение к ней. Если из жизни человека убрать память, потеряется смысл его существования. Исчезнет стержень, структура, которая позволяет иметь цель, мечтать, радоваться за себя и за других, гордиться прошлым и настоящим. Передавая эстафету памяти, показывали подрастающему поколению величие и самоотверженность своего народа в ключевых исторических событиях. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно-нравственные качества. Это все взаимосвязано.

Наш музей занял достойное место в работе школы по воспитанию подрастающего поколения. Он является хранителем записей и воспоминаний прошлого. Ребята, которые посещают музей, находят здесь единомышленников и приятное дело.

«Разговоры о важном» играют в патриотическом воспитании одну из главных ролей. На мой взгляд, эти беседы позволяют ребятам услышать, увидеть, понять то, что они раньше по какой-то причине не знали, не видели, не слышали. Темы занятий раскрывают интересные аспекты, значимые даты и события для нашей страны, нужные для нравственного воспитания детей. Ребята узнают о битве за Москву, о прорыве блокады Ленинграда, о Константине Эдуардовиче Циолковском через беседу с учителем. Возможно, кто-то знал о теме разговора и до этого, но теперь получает более углубленные знания. Это не исторические уроки, за которые будет стоять оценка, но связь с историей и прошлым в «Разговорах о важном», несомненно, присутствует. Без прошлого не бывает настоящего.

Мне как руководителю музеев «Защитник Отечества» и танкистов и танкостроителей в школе №1125, было интересно посетить «Разговоры о важном». На этих занятиях ребята усваивают то, чем жила и живет страна многие годы: традиции, обычаи, памятные исторические события. Без знания этих фактов невозможно представить облик России – многоликой, богатой, мужественной. Без этой основы стирается грань понимания того, что важно, а что второстепенно. Неокрепшим умам это вдвойне важно усвоить. Важно, что до них на этой земле было много событий, людей, которые оставили свои драгоценные отпечатки в культуре, истории и жизни нашей Родины. И это сделало ее духовно богатейшей страной. Без понимания не может быть истинного патриотизма. Не будет сформировано отчетливое сознание слова «Родина».

 

Кира С., ученица 7‑го «В» класса школы №1383:

– Мы касаемся тем, которые актуальны, познавательны. Разговоры ведутся душевно и проникновенно. Я чувствую себя патриотом своей страны.

 

Олеся КЕЛЕШЕВА, Анна АКИМОВА, учителя, классные руководители школы №1383:

– Формирование гражданственности начинается с ранних этапов жизни человека, оно идет разными направлениями – через семью и ее ценности, через реализацию государственных программ, а также через школу.

У нас сложился актив из семиклассников, проект позволяет взаимодействовать ребятам из разных параллелей, налаживать совместную деятельность. Например, результатом занятий, посвященных родителям, стало совместное изготовление ребятами открыток, где семиклас­сники писали пожелания и слова любви. Ученики 9‑го класса выразили свою любовь к родителям в созданной классной газете. Совместно было снято трогательное видеопоздравление, вызвавшее восторг родителей обоих классов.

Поликультурное пространство России, взаимодействие с другими государствами открывают широкие возможности. Тема «Мы разные, мы вместе» позволила прикоснуться к традициям разных народов глазами носителей культуры. В наших классах обучаются представители разных национальностей, ребята с удовольствием рассказали об особенностях и традициях своей страны, своего региона. Мы узнали о Таджикистане, Армении, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, расширили знания о регионах России. Формат занятия ребята предложили сами: выступления сопровождались живописными иллюстрациями, фотографиями из семейного альбома, были представлены народные костюмы, в которых ребята исполнили национальные танцы.

На занятии, посвященном Дню народного единства, ученица 7‑го класса предложила посетить Красную площадь. Это была не просто экскурсия, а серьезное погружение в историю: мы узнали о Втором московском ополчении, об истории памятника Минину и Пожарскому, о такой непростой судьбе Зарядья, возложили цветы к Могиле Неизвестного Солдата. Эта экскурсия с самым юным экскурсоводом, семиклассницей, доставила удовольствие не только семиклассникам, но и девятиклассникам. Занятия «Разговоры о важном» вышли за рамки школы. Я думаю, такие занятия станут хорошей традицией для школьников.

Мария М., ученица 9‑го «Г» класса школы №1383:

– Любовь к Родине, семейные ценности, истории о людях – это то, что воспитывает наше поколение, открывает для нас новые горизонты, развивает нас.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте