search
main
0

Интересно и доходчиво

Подготовка к ОГЭ по русскому языку пройдет без проблем

«Что год учебный нам готовит?» – с таким вопросом мы традиционно входим в сентябрь. Обновленные ФГОС, санитарно-эпидемиологические ограничения, единые классные часы и много других «открытий чудных» нам предстоит совершить, освоить и претворить в жизнь. Однако для педагогов, работающих в выпускных классах, первостепенным вопросом становится подготовка обучающихся к ГИА. И пусть осень едва успела вступить на свой престол, мы с вами знаем: ОГЭ близко!

Среди всего многообразия, предлагаемого современными издательствами, особое внимание обращает на себя пособие «ОГЭ 2023. Русский язык. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» издательства «Экзамен». Авторы книги – И.П.Васильевых и Ю.Н.Гостева – являются непосредственными разработчиками экзаменационных материалов ОГЭ, что гарантирует корректность заданий и полное соответствие их демонстрационной версии.

Удобство данного издания заключается в том, что оно содержит 50 типовых экзаменационных вариантов, этого вполне достаточно для организации подготовки девятиклас­сников в течение всего учебного года. Например, отдельные темы педагог может разъяснять на уроках русского языка, а на дополнительном занятии по подготовке к ОГЭ разбирать по одному варианту в неделю. При этом останутся неразобранные варианты и для контрольных работ в форме ОГЭ, и для самостоятельной подготовки школьников. Пособие содержит ответы ко всем заданиям, которые могут быть изъяты из книги в случае необходимости.

В рамках повторения отдельных тем также уместно использовать материалы сборника. Самые коварные, на мой взгляд, задания 2 и 5, именно поэтому я рекомендую их для проведения синтаксических и орфографических пятиминуток. Сложность заданий заключается в следующем:

– количество правильных ответов не регламентируется;

– лишняя цифра или отсутствие одной верной аннулирует весь ответ;

– каждое утверждение проверяет отдельную тему.

Обратимся к заданию 2 варианта 5.

Каждое утверждение соответствует определенному элементу кодификатора ОГЭ:

  •  структурные типы простых предложений (5.5);
  •  грамматическая основа предложения (5.4);
  •  обособленные члены предложения (5.6);
  •  однородные члены предложения (5.6);
  •  сложные предложения с разными видами связи (5.9).

Следовательно, данное задание требует повторения всего курса синтаксиса. Именно поэтому пособие И.П.Васильевых и Ю.Н.Гостевой – незаменимый помощник учителя-словесника.

Задание 5 проверяет орфографические знания школьников. Однако и здесь встречаются ловушки. Рассмотрим задание 5 варианта 17.

Утверждение 3 неверно. Здесь искажено орфографическое правило: буква «с» пишется на конце приставки перед буквой, обозначающей не звонкий, а глухой звук. Утверждения 1 и 5 вопросов не вызывают, а вот пункты 2 и 5 содержат морфологический подвох. Слово «ввиду» является не союзом, а производным предлогом, но к нему действительно можно подобрать синоним «из-за». «Не» с глаголом пишется раздельно, об этом знает даже первоклассник, вот только слово «дано» не глагол, а краткое страдательное причастие (что сделано?).

А пятое задание варианта 30 содержит еще и морфемную ловушку.

В утверждении 4 правило изложено верно, однако орфограмма находится не в суффиксе, а в окончании существительного. В пунктах 3 и 5 снова неверно определены части речи, следовательно, ответом являются цифры 1 и 2.

Итак, мы видим, что для решения данного задания недостаточно только орфографических знаний. Необходимо учить школьников критически анализировать каждое слово в утверждении.

Анна БЕЛЯЕВА, учитель русского языка и литературы школы №14, Донской, Тульская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте