На протяжении первых десятилетий XX века Россия переживала настоящий издательский бум. Масса различных периодических изданий. Журналы для “больших и маленьких”, для серьезных и не очень, красочные иллюстрированные приложения к ним, газеты, придерживающиеся противоположных взглядов, ежемесячные сборники и многое другое. Обращают на себя внимание совпадения в названиях. Так, например, в разных городах страны выходили журналы, называвшиеся “Школа и жизнь”, а в Петербурге – с 1910 по 1916 год одноименная газета. Портрет Н.И.Пирогова на первой полосе в правом верхнем углу. И слова, которые все объяснили: “Наша газета, начертавшая на своем знамени девиз Пирогова “Школа и жизнь – одно нераздельное целое” приветствует столетнюю годовщину дня рождения великого гуманиста (…), положившего начало развитию у нас педагогической литературы”. Автор знаменитых “Вопросов жизни” полагал: “Главная задача школы должна заключаться не в том, чтобы дать обществу инженера, юриста, чиновника, а в том, чтобы воспитать человека в лучшем смысле этого слова”.
На страницах “Школы и жизни” впервые был поставлен “школьный вопрос”, понимаемый не в узком, а в глобальном значении. Он определялся как неотъемлемая часть культуры, политики, экономики, национальных отношений, одним словом, всех сторон человеческого существования. Отставание в развитии науки и техники, писала газета, зависит от не реализованного “на все сто” интеллектуального потенциала нации. Соответственно происходит отставание от других народов в политическом и экономическом плане. Не правда ли, весьма современно звучит?
По мнению газеты, осторожно должна решаться проблема национального компонента в образовании. Это связано не только с правом каждого народа на изучение своей культуры и языка, но и в связи с сохранением самого русского языка. Знакомая тема!
Здоровье новых поколений зависит от здоровья организации школы, примерно так можно сформулировать следующий программный тезис газеты “Школа и жизнь”. Но чтобы всего этого достичь, государственным мужам необходимо обратить внимание на главную фигуру образовательного процесса – учителя. Для его нормальной деятельности необходимы прежде всего правовая защита и материальная обеспеченность. Похожие задачи государственного масштаба решаются и по сей день.
Просматривая статьи в газете “Школа и жизнь”, можно встретить материалы и о детской психологии. Организация обучения напрямую связывалась с пониманием специфики возрастных особенностей учащихся. “Залог правильного развития школы – в сближении учителей с учениками, в самостоятельности и убежденности учителя, в его независимости. С другой стороны, вся школьная организация должна основываться на доверии к ученикам, на вере в чистоту и искренность их побуждений, на предоставлении им известной самостоятельности. Не нужно регламентировать каждый шаг детей мелочными предписаниями. Если же необходима известная дисциплина, то поддержку ее всего лучше предоставить самим детям, заинтересовав их в соблюдении правил, обеспечивающих нужный ход занятий и регулирующих взаимные отношения членов школьной семьи”.
Газета знакомила читателей с оперативной информацией из залов Государственной Думы (особенно обсуждениями различных образовательных законопроектов), хроникой школьной жизни (как столичной, так и провинциальной), уделялось внимание и зарубежному образовательному опыту (так, в одном из репортажей очень подробно рассказывалось о проходившем в Брюсселе Всемирном конгрессе по вопросам семейного воспитания). Среди газетных тем отмечаешь обстоятельные, написанные блестящим языком портреты русских педагогов, врачей, юристов – Н.И.Пирогова, П.Ф.Лесгафта, С.А. Муромцева… Можно вспомнить такое малоизученное и очень интересное явление, как воскресные школы. Открытие учреждений подобного типа связано с именем Н.И.Пирогова: “Сначала к учению привлечена была молодежь; за нею стали посещать классы и взрослые, бедное население окраин. Кому же Пирогов поручает это дело? И здесь мы видим его гениальное понимание людей и нужд самого дела: в преподаватели допускаются учащаяся молодежь и учительство. Студенчество с восторгом отдается этому служению народной массе, из его среды вышли и распорядители, и преподаватели этих школ…”
Надо отметить, что именно лучшие представители русской интеллигенции, объединившиеся вокруг “Школы и жизни”, обратили внимание на связь образования с идеей безопасности государства: “Целая нация исторически сложившимся ходом жизни лишена главнейшего орудия борьбы – образования и в ряду других государств занимает одно из последних мест”. Далее – внимание! “Враг России не то или иное государство, не та или иная нация, нет, ее врагом, и самым опасным, является невежество”.
Павел ЕГОРОВ
Комментарии