Мастер-класс – универсальный формат как для того, чтобы поделиться опытом, так и для того, чтобы чему-то научиться. На конкурсе «Воспитатель года России» в 2016 году мастер-классы впервые показывали все участники. И оказалось, что в этом испытании нет лучших и худших – любые находки интересны. Если, конечно, они современны, учитывают возрастные особенности дошколят и требования ФГОС.
Светлана Масалкина, учитель-логопед детского сада №15 «Жемчужина», структурного подразделения детского сада комбинированного вида «Страна чудес» города Новоуральска Свердловской области, придумала для своих малышей студию звукозаписи. Она уверена: это лучшая форма организации совместной деятельности с детьми для развития и совершенствования коммуникативной функции речи, а также для решения различных задач речевого развития детей. Для детей занятия в студии – игра, возможность создать собственный мультфильм, придумать историю, озвучить любимый мультперсонаж. Ну а педагогу эта форма работы позволяет поддержать детскую инициативу и воплотить принцип индивидуализации образовательной и развивающей деятельности. Первый этап работы – организационный. Дети заполняют схемы раскадровок, разрисовывают любимых персонажей мультфильмов, придумывают, где они живут, что делают… После заполнения схем, активных бесед малыши и их воспитатель создают мультфильм. Во время работы возникает проблема: испорчен звук или вовсе отсутствует. У детей возникает желание исправить проблему.Подготовительный этап. Выполнение игровых упражнений, направленных на развитие артикуляционных характеристик. Прорабатывается артикуляционный аппарат. Используется, например, такое упражнение, как имитация голосов различных персонажей мультфильмов. Как и что говорит Фрекен Бок? Вот ее классическая фраза: «По телевизору показывают жуликов. Ну чем я хуже?» А вот слова Шапокляк: «Я им покажу, как Чебурашек обижать!» Дети повторяют фразы, подражая голосам героев.Основной этап. Собственно озвучка мультфильма, у которого испорчен звук. Для этого используется компьютерная программа «Киностудия». Сначала необходимо посмотреть сюжет и придумать слова, которые должны произносить герои. Затем репетиция. И, наконец, запись. Затем дети с удовольствием смотрят озвученный мультфильм – это заключительный этап. На этом же этапе проходит рефлексия, причем индивидуально, с каждым участником процесса. По результатам рефлексии совместно с детьми воспитатель выстраивает образовательный и коррекционно-развивающий маршруты.Ольга Калиниченко, воспитатель центра развития ребенка – детского сада №7 города Калачинска Омской области, напоминает: «ФГОС ставит перед педагогами задачу – развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Оптимальные возможности для этого представляет такая образовательная область, как «Художественно-эстетическое развитие». Сегодня особое внимание обращается на новое направление художественного воспитания детей-дошкольников – детский дизайн. Формула дизайн-деятельности: красота плюс польза. Она доступна детям дошкольного возраста и очень значима для общего развития каждого ребенка. Потому что это продуктивная деятельность, в результате которой ребенок создает вполне конкретный продукт. Это интегрированная деятельность. Ребенок работает с разными техниками и технологиями. Это исследовательская деятельность, связанная с экспериментированием. Дети исследуют особенности и свойства материалов, чтобы преобразовывать их в соответствии с задумкой. В процессе действий рука становится опытной и умелой. И самое главное – социокультурная деятельность. Ребенку предоставляется возможность открытия удивительного мира всевозможных вещей и материалов, обеспечиваются условия для самореализации, творческого развития».Модель: дизайн-деятельность осуществляется в той последовательности, которая изложена в инструкции, продумывается замысел, определяется польза продукта. Так как дети не умеют читать, инструкция представлена в виде пиктограмм. Освоение детьми содержания дизайн-деятельности происходит в ситуации реальных дел, направленных на благоустройство предметно-пространственной среды дома, в детском саду, на площадке.Пример дизайн-деятельности. Мох, сахар, кефир, гель для волос – какое они имеют отношение к дизайн-деятельности? Тщательно смешанные в блендере ингредиенты становятся красками, которыми можно рисовать. Берем шероховатую поверхность (дерево), чтобы частичкам мха легче было уцепиться. Рисуем рисунок, раз в неделю его опрыскиваем водой. Через неделю мох цепляется за шероховатую поверхность и начинает расти. Получается зеленая и практически вечная картина. Надо лишь вовремя подрезать края, поливать и держать рисунок в темном месте. Инструктор по физической культуре Кузьмоловского детского сада комбинированного вида Всеволожского района Ленинградской области Наталья Данилова – мама пятерых детей и опытный педагог. Она хорошо знает: «Современные дети не любят заниматься физической культурой. Важно найти средство, которое, с одной стороны, удовлетворит потребность детей в движении, живом общении, в свободе самовыражения, с другой – обогатит дошкольное детство новыми впечатлениями в различных видах деятельности, в том числе игровой». Наталья Александровна нашла такое средство – игровой парашют (похоже на обычный парашют, от которого остался лишь купол). В качестве маркера пространства парашют помогает быстро сориентироваться, найти свое место, разделиться на группы, на пары, уединиться. Парашют можно рассматривать как тренажер для развития физических качеств, отработки основных движений. Его можно использовать и как дидактическое пособие для познавательного развития ребенка. Дети имеют возможность экспериментировать и устанавливать разнообразные связи между размерами парашюта, свойством тканей и его функциональными возможностями. В таких играх идет и активное сенсорное развитие. Парашют позволяет поддержать игровые интересы. Дети могут примерить на себя роли путешественников, подводников, космонавтов, артистов и так далее.Наталья Данилова пригласила принять участие в своем мастер-классе коллег. Все очутились в цирке.«Открывают программу веселые клоуны! Мы сейчас покажем выразительную мимику. Возьмите парашют за край. Я называю эмоцию, вы делаете взмах парашютом и успеваете показать эмоцию, встретившись глазами с тем, кто стоит напротив». Эмоции «артисты» проявляли под музыку – то веселую, то задумчивую, то бравурную. Дальше на «арене» появлялись наездники, жонглеры, воздушные гимнасты.«Игра с парашютом повышает эмоциональный фон, снимает эмоциональное напряжение. Парашют помогает объединить детей, учит согласованности, синхронности выполнения движений. Упражнения с парашютом развивают динамическое равновесие», – объясняет между номерами Наталья Данилова. Заключительный номер – фантастическое исчезновение. Инструкция воспитателя: «На счет три делаем взмах, шаг вперед, проходим под парашют и садимся на его край, стараясь плотнее прижать к полу». Получилось! «Мы сегодня стали цирковыми артистами, а значит, и волшебниками».
Комментарии