search
main
0

Интерактивное обучение

Не выплеснуть ребенка вместе с водой

Интерактивные педагогические технологии очень охотно применяются учителями при изучении разных предметов. Успешность таких уроков базируется на выстраивании субъектных отношений между педагогом и учениками. Особенно продуктивно подобные методики работают при прохождении тем в курсе «Обществознание». Строить урок по классической схеме можно и нужно. Но в то же время не стоит забывать, что ученики лучше усваивают материал в процессе обсуждения. Погружение в общение помогает им самостоятельно решить поставленные учебные задачи.

Гендерные группы

В процессе интерактивного обучения используются микрогруппы и малые группы. Эффективность подобного приема давно известна, и вроде бы ничего нового здесь не придумаешь. Но все же… А что, если разделить учащихся на группы по гендерному признаку? Каков будет результат урока? Будут ли решены учебные задачи? Именно такими вопросами я озадачился при подготовке занятия по теме «Моя семья» в 10‑м классе.

Подобные группы крайне редко используются при проведении уроков, но являются очень эффективными при решении учебных задач. Происходит раздельное обучение мальчиков и девочек в одном социальном пространстве. В педагогике давно бытует мнение, что гендерные группы добиваются самых высоких результатов.

Начальный этап урока

Учащиеся старших классов охотно рассуждают на тему семейных отношений. Самое главное в процессе обсуждения – не выплеснуть ребенка вместе с водой. Ход урока следует держать под контролем, и учитель не должен позволять превращать решение учебных задач в обыкновенные разговоры.

В начале урока класс был разделен на две группы: в одной – мальчики, а в другой – девочки. Мальчишек оказалось меньше, чем девчонок. Это прямая иллюстрация демографической ситуации в современной России. По данным статистики, женщин в нашей стране больше, чем мужчин.

Решаем учебные задачи

Первая задача должна мгновенно заинтересовать учеников. От этого будет зависеть темп занятия. Десятиклас­сникам было предложено назвать качества, которыми должна обладать их вторая половинка. Сначала каждый самостоятельно думал над этим вопросом, а потом все завершилось совместным обсуждением. Мальчишки оказались большими романтиками. Любовь для них стояла на первом месте, а у девочек лидировало такое интересное качество, как возможность обеспечить свою семью. Да это и понятно! Девочки – будущие мамы, и они уже подсознательно думают про воспитание и образование своего ребенка, которые невозможны без стабильного материального достатка.

Затем школьники решают в процессе обсуждения конкретную поисковую задачу. Им предлагаются многочисленные варианты якобы обязательных условий для вступления в брак. Нужно отобрать те, которые реально прописаны в Семейном кодексе РФ. И тут же перед ними ставится еще одна задача: за несколько минут следует создать некий портрет среднестатистической российской семьи (возраст супругов, количество детей, уровень благосостояния и пр.). Все это делается в быстром темпе, который задан с самого начала. Притормаживать тут нельзя, да и сами учащиеся не станут этого делать. Интерес к подобным рассуждениям огромный. Кто из нас в этом возрасте не думал о будущей семье? Я считаю, что таких людей просто нет.

Семья – дело хорошее, но, к сожалению, бывают и разводы. Статистика по количеству разведенных пар показывает, что расторжение брака – явление частое. Почему некогда любившие друг друга люди решаются на прекращение брачных отношений, в чем причины разводов? Именно эти вопросы решают учащиеся на очередном этапе урока. Вот далеко не полный перечень причин, который составили школьники: эгоизм, супружеская неверность, безразличное отношение к детям, пьянство, безответственность, грубость и пр.

Затем к уроку подключаем школьного психолога. Его задача – объяснить, что все в семье зависит от супругов. Это они вместе создают семейное счастье, которое следует беречь как зеницу ока. Но и тут не обходится без учебного задания. Заострив внимание на том, что чаще всего человек строит семью по образу и подобию той, в которой сам воспитывался, я поинтересовался у десятиклассников, хотели бы они построить свои семейные отношения, похожие на отношения родителей. И ответ меня нисколько не удивил. Большинство видят свое семейное будущее совершенно иным, чем это есть в настоящем времени у их родителей. Мало кто из молодых людей верит, что он может повторить жизненный путь папы или мамы. Наши дети всегда мечтают о лучшей доле. И это совсем не плохо.

В заключение урока самым смелым я предлагаю поделиться своим видением будущей семьи. Не каждый готов откровенно говорить о своей будущей семье. Но желающих оказалось много. Мальчишки и девчонки наперебой фантазируют о своем будущем, в котором, естественно, нет места ссорам и размолвкам. Дай-то бог, чтобы так оно и было.

Подводим итоги

Атмосфера комфортности, которую удалось создать в самом начале урока, помогла достигнуть триединой цели занятия. Она была спрогнозирована на результат с помощью решения познавательных, коммуникативно-развивающих и социально-ориентационных задач. Особенностью интерактивного обучения считается то, что наиболее важными являются два последних комплекса задач.

Работа учеников при составлении общего решения позволяет им осознать включенность в совместную работу, развить личную рефлексию, выработать активную субъектную позицию в учебной и иной деятельности. Развиваются навыки общения и взаимодействия, формируется ценностно-ориентационное единство группы, принимаются нравственные нормы и правила совместной деятельности, повышается познавательная активность.

В процессе групповой рефлексии развиваются навыки анализа и самоанализа, а также формируется мотивационная готовность к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в иных жизненных ситуациях.

Григорий ФОМЕНКОВ, Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте