Интерактивные педагогические технологии очень охотно применяются учителями при изучении разных предметов. Успешность таких уроков базируется на выстраивании субъектных отношений между педагогом и учениками. Особенно продуктивно подобные методики работают при прохождении тем в курсе «Обществознание». Строить урок по классической схеме можно и нужно. Но в то же время не стоит забывать, что ученики лучше усваивают материал в процессе обсуждения. Погружение в общение помогает им самостоятельно решить поставленные учебные задачи.
Гендерные группы
В процессе интерактивного обучения используются микрогруппы и малые группы. Эффективность подобного приема давно известна, и вроде бы ничего нового здесь не придумаешь. Но все же… А что, если разделить учащихся на группы по гендерному признаку? Каков будет результат урока? Будут ли решены учебные задачи? Именно такими вопросами я озадачился при подготовке занятия по теме «Моя семья» в 10‑м классе.
Подобные группы крайне редко используются при проведении уроков, но являются очень эффективными при решении учебных задач. Происходит раздельное обучение мальчиков и девочек в одном социальном пространстве. В педагогике давно бытует мнение, что гендерные группы добиваются самых высоких результатов.
Начальный этап урока
Учащиеся старших классов охотно рассуждают на тему семейных отношений. Самое главное в процессе обсуждения – не выплеснуть ребенка вместе с водой. Ход урока следует держать под контролем, и учитель не должен позволять превращать решение учебных задач в обыкновенные разговоры.
В начале урока класс был разделен на две группы: в одной – мальчики, а в другой – девочки. Мальчишек оказалось меньше, чем девчонок. Это прямая иллюстрация демографической ситуации в современной России. По данным статистики, женщин в нашей стране больше, чем мужчин.
Решаем учебные задачи
Первая задача должна мгновенно заинтересовать учеников. От этого будет зависеть темп занятия. Десятиклассникам было предложено назвать качества, которыми должна обладать их вторая половинка. Сначала каждый самостоятельно думал над этим вопросом, а потом все завершилось совместным обсуждением. Мальчишки оказались большими романтиками. Любовь для них стояла на первом месте, а у девочек лидировало такое интересное качество, как возможность обеспечить свою семью. Да это и понятно! Девочки – будущие мамы, и они уже подсознательно думают про воспитание и образование своего ребенка, которые невозможны без стабильного материального достатка.
Затем школьники решают в процессе обсуждения конкретную поисковую задачу. Им предлагаются многочисленные варианты якобы обязательных условий для вступления в брак. Нужно отобрать те, которые реально прописаны в Семейном кодексе РФ. И тут же перед ними ставится еще одна задача: за несколько минут следует создать некий портрет среднестатистической российской семьи (возраст супругов, количество детей, уровень благосостояния и пр.). Все это делается в быстром темпе, который задан с самого начала. Притормаживать тут нельзя, да и сами учащиеся не станут этого делать. Интерес к подобным рассуждениям огромный. Кто из нас в этом возрасте не думал о будущей семье? Я считаю, что таких людей просто нет.
Семья – дело хорошее, но, к сожалению, бывают и разводы. Статистика по количеству разведенных пар показывает, что расторжение брака – явление частое. Почему некогда любившие друг друга люди решаются на прекращение брачных отношений, в чем причины разводов? Именно эти вопросы решают учащиеся на очередном этапе урока. Вот далеко не полный перечень причин, который составили школьники: эгоизм, супружеская неверность, безразличное отношение к детям, пьянство, безответственность, грубость и пр.
Затем к уроку подключаем школьного психолога. Его задача – объяснить, что все в семье зависит от супругов. Это они вместе создают семейное счастье, которое следует беречь как зеницу ока. Но и тут не обходится без учебного задания. Заострив внимание на том, что чаще всего человек строит семью по образу и подобию той, в которой сам воспитывался, я поинтересовался у десятиклассников, хотели бы они построить свои семейные отношения, похожие на отношения родителей. И ответ меня нисколько не удивил. Большинство видят свое семейное будущее совершенно иным, чем это есть в настоящем времени у их родителей. Мало кто из молодых людей верит, что он может повторить жизненный путь папы или мамы. Наши дети всегда мечтают о лучшей доле. И это совсем не плохо.
В заключение урока самым смелым я предлагаю поделиться своим видением будущей семьи. Не каждый готов откровенно говорить о своей будущей семье. Но желающих оказалось много. Мальчишки и девчонки наперебой фантазируют о своем будущем, в котором, естественно, нет места ссорам и размолвкам. Дай-то бог, чтобы так оно и было.
Подводим итоги
Атмосфера комфортности, которую удалось создать в самом начале урока, помогла достигнуть триединой цели занятия. Она была спрогнозирована на результат с помощью решения познавательных, коммуникативно-развивающих и социально-ориентационных задач. Особенностью интерактивного обучения считается то, что наиболее важными являются два последних комплекса задач.
Работа учеников при составлении общего решения позволяет им осознать включенность в совместную работу, развить личную рефлексию, выработать активную субъектную позицию в учебной и иной деятельности. Развиваются навыки общения и взаимодействия, формируется ценностно-ориентационное единство группы, принимаются нравственные нормы и правила совместной деятельности, повышается познавательная активность.
В процессе групповой рефлексии развиваются навыки анализа и самоанализа, а также формируется мотивационная готовность к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в иных жизненных ситуациях.
Григорий ФОМЕНКОВ, Владимирская область
Комментарии