Проректор Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук Марина ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА считает, специалисту роль школяра не к лицу: ему важно знать, как можно использовать этот инструментарий на школьных уроках, как с помощью компьютерных технологий вести занятия. В основу обучения возможностям новых технологий в институте положен проектный метод: перед слушателями ставятся определенные педагогические задачи, в процессе решения которых они осваивают все необходимые программы и редакторы. Часть занятий на курсах повышения квалификации проводится дистанционно. Это сделано для того, чтобы неофиты могли погрузиться в сетевую среду, понять, что такое программная оболочка и как осуществляется в ней учебный процесс.
– Марина Ефимовна, на пленарном заседании форума «Будущее начинается сегодня, у нас и нами» вы охарактеризовали Московский государственный областной университет как школу инновационного развития образования в Московской области. Это действительно так?
– Если говорить об инновациях, то сам процесс обучения студентов в университете сегодня совсем иной. Молодые люди начинают понимать, что мы можем учить по-новому. Многое зависит от того, у кого ты учишься. И если сам учитель может работать по-новому, то тот, кого он учит, будет в состоянии пойти еще дальше. Мы это ощутили, когда проводили курсы «Путеводитель по Интернету». Посетить эти семинары захотели 10 процентов преподавателей университета, что можно считать огромным достижением родной альма-матер. Ведь незадолго до этого звучали недоуменные возгласы: зачем нам нужны какие-то нововведения? Но умудренные профессора то и дело сталкивались с тем, что без новых технологий уже никуда. И из 450 слушателей из области на курсах оказались более 80 преподавателей университета. Так в нашем вузе постепенно происходит перелом. Формируется сознание, что ты не просто не можешь обойтись без знаний о виртуальных пространствах как источниках информации, но и того, что дальше надо что-то делать. Переломить себя очень тяжело. Но изменения в образование пришли.
Многие аудитории университета стали интерактивными. В них есть вмонтированные проекторы и прочая техника. Преподаватель приходит и работает со всем этим оборудованием. Сделан интересный пресс-центр – по последнему слову техники. Там можно выйти на любую связь. Любой человек то, что происходит в этом зале, может посмотреть по IP-адресу в Интернете. И получить ответы на задаваемые вопросы в режиме реального времени, правда, и то и другое пока в письменном виде, но, думаю, скоро у нас получится и любознательных услышать. Студенты с удовольствием пользуются услугами пресс-центра. Это доказывает: процесс обучения стал абсолютно другим.
– Что приходится ломать или, наоборот, приобретать в системе обучения университета с переходом на бакалавриат?
– Вся структура меняется. Содержание структурируется по-новому. И без организации самостоятельной работы студента в бакалавриате практически делать нечего. Преподаватель соответственно должен перестроиться. Мы разработали программу для различных факультетов, начинаем работать с преподавателями. Для того чтобы студент научился добывать знания самостоятельно, педагог должен научить его это делать. Немалую роль в таком обучении играют дистанционные технологии. Мы сейчас занимаемся тем, что размещаем все курсы, которые у нас есть, которые мы разрабатываем, в оболочки, модернизируем их под оболочку в этом пространстве, чтобы дать допуск студенту, создать целую систему, где он сможет двигаться поэтапно – от одного модуля к другому, обладающему повышенной сложностью. Так мы приучаем добывать знания. Общеизвестно – то, что ты сделал сам, запоминается на более длительный срок, нежели услышанное.
– О чем ваш курс по обучению в среде обучения?
– Это полностью практический курс. Когда ты заходишь в Интернет, обнаруживаешь молчаливое пространство. Написал. Ответили. В результате тот, кто учится таким способом, тоже молчит. Мы считаем, что важно уметь говорить, использовать свои знания. Разработали многоуровневую программу. Это прежде всего общение on-line. Обучение идет по цепочке. Человек учится сам, потом под руководством своего учителя обучает тех, кто находится в Сети. Другой проводит другой цикл занятий. Первое традиционное занятие происходит в аудитории. Еще есть серединное, чтобы посмотреть, все ли верно понято, помочь, если требуется. И последнее – для подведения итогов – тоже проводится при встрече, все остальное общение только в Сети. Курс модульный, его можно использовать для любого состава слушателей: и для педагогов, и для студентов. Если ты прошел, например, 1-й курс Intell «Обучение для будущего» – проектную технологию как базовый, то тебе его засчитают, ты им овладел, раз учился у нас. Если ты прошел проектирование виртуальной образовательной среды, то его тебе тоже засчитают. И ты приходишь к третьему модулю. А там идет работа с новыми программными продуктами, проектирование уроков, психология виртуальной образовательной среды… Их много. Проекты, которые делают сами слушатели, весьма интересны. Люди могут обсуждать, как растить картошку по Миттлайдеру или вышивать крестиком, они уже умеют организовать процесс в виртуальном пространстве, используя видео, причем те программы, которые доступны каждому. В этом году на этот курс мы насаживаем новый модуль: обучение сайтостроению. Такие занятия мы уже проводили, и очень многие школы этим воспользовались. Но все сайты, которые они делали, оказались шаблонными. Так было задумано. Сегодня школа хочет иметь свое лицо. Но не везде есть программисты, информатики. И мы делаем новую программу, которая бы позволила отражать своеобразие учебного заведения.
– А что за проект по организации воспитательной работы вы запускаете с сентября?
– Это оперативная помощь классному руководителю. Мы ее тоже запускаем через Сеть. Сегодня все решают, кто должен быть с детьми: тьютор, классный руководитель, какой-то вожатый. Говорят, на каждых десять девчонок и мальчишек нужен тот, кто будет вести ребят по жизни. Но тьютор – это просто сопровождающий, поэтому вешать на этого человека все, что должны делать другие, нечестно. У нас есть специалисты, которые разрабатывают новую систему по воспитательной работе. Они хорошо знают детскую психологию, знают идеологию сегодняшнего дня, знают, как показать ребенку, в каком мире он живет. Курс мы запускаем через Интернет для того, чтобы как можно больше желающих могли поучаствовать, ознакомиться, подебатировать, выйти в форум, чтобы обсудить проблему.
– Вы много работаете с новыми программными продуктами…
– Года три, наверное, назад мы говорили о том, что нам нужны компьютеры, Интернет, проекторы. Сейчас думаем, как наиболее эффективно технику использовать. Появилось много досок. Разных. Методическую помощь очень здорово оказывают сегодня только Polymedia. Наша задача – найти тех, кто работает с другими досками. Начинаем серию семинаров, например, по доске Hitachi, у нас в университете именно она. Эти методические семинары будут идти как on-line, так и традиционно.
В регионе идет очень много интересных образовательных проектов. В рамках РКПМО, НФПК, областной целевой программы. И важно, чтобы общество знало о них, не оставалось в стороне от происходящего. Мы с сентября открываем специальный курс, который будет заниматься просвещением по изменениям в образовании. Зачем это нужно, почему так происходит, что это даст учителю, что это даст ребенку, что это даст родителю, какие права ущемляет ЕГЭ или в чем он помогает, система новой оценки качества образования, разработанная в области, – все эти вопросы подробно будут изучены на семинарах самыми разными категориями населения.
– Вы все время говорите «мы». Кого вы под этим подразумеваете?
– В университете такими программами конкретно занимается Институт открытого образования. Это учебно-методический отдел, который ведает повышением квалификации, это кафедра методики дистанционного обучения и новых образовательных технологий, которая разрабатывает эти технологии. Это единый ресурсный центр, который обеспечивает все технические возможности. Это ядро, которое руководит изначально и само в этом процессе работает. Постепенно разворачиваются кафедры университета. Кафедра педагогики задумывается: что может быть сделано сегодня? Создается программа, основанная на реалиях дня. У нас многоуровневые курсы. Первый – базовый, второй – виртуальная среда, а третий – предметный, и здесь нужны квалифицированные специалисты в этой области. Мы не стремимся дублировать курсы, которые проводит, например, Педагогическая академия последипломного образования. Там традиционная технология. Мы внедряем новые информационные технологии в учебный процесс. И в этом нашли единомышленников. Вот кафедра методики преподавания биологии включается в процесс повышения квалификации с использованием дистанционных технологий. С этого года они начинают вести курс для биологов и химиков. Факультет технологии предпринимательства включается. Иностранный язык. В прошлом году в качестве пилотного проекта мы запустили курсы по английскому языку с использованием инновационных технологий. Наши преподаватели пишут замечательные учебники, аналогов им нет. Провели видеоконференцию этих лекторов для всей области. В итоге курсы стали популярны, мы их успешно ведем. Работает ресурсный центр по французскому языку. И в этом году открылось несколько французских ресурсных центров в области, дети участвуют в олимпиадах, проводятся конкурсы. И ведутся курсы по накопительной системе на языке Гийома Аполлинера и Артюра Рембо. Мы нашли тех, кто с нами, поэтому я говорю «мы».
Комментарии