До конца 2007 года в школах Воронежской области появятся 25 мультимедийных классов, 6 малых мобильных компьютерных классов, 20 интерактивных досок, 35 комплектов интерактивных учебников и 12 программно-технических комплексов «Интерактивная школа». Эту информацию я услышала от Михаила Биренбаума, начальника отдела инновационной деятельности Главного управления образования Воронежской области. Некоторые из перечисленных названий показались не слишком известными, и я попросила Михаила Иосифовича поподробнее рассказать о том, чем отличается мобильный компьютерный класс от мультимедийного, и что такое «интерактивная школа».
Физика на тележке
В составе обычного мультимедийного класса 10 компьютеризованных ученических мест, одно учительское и мультимедиапроектор с экраном. Мобильный компьютерный класс бывает большим (10 ученических компьютеров и учительский) и малым (пять ученических), при этом все компьютеры – ноутбуки, их можно возить из одного класса в другой в специальной тележке, которая тоже есть в комплекте. Связь между ноутбуками беспроводная, и это очень удобно, потому что, устанавливая такой мобильный класс в кабинете перед уроком, не надо мучиться с многочисленными подключениями и впоследствии спотыкаться о провода. Класс действительно мобильный: провел урок, например математики, сложил компьютеры в тележку и повез их в кабинет химии, на следующее занятие. По мнению многих учителей, за такими классами будущее. В школах Воронежской области уже есть четыре больших и шесть малых мобильных классов.
«Интерактивной школой» называется единый комплекс, включающий в себя, кроме мобильного класса, еще универсальный интерактивный класс с интерактивной доской и специальным оборудованием для тестирования учащихся. А также три интерактивных кабинета – физики, химии и биологии, в которых, кроме универсального класса, есть еще и новейшее компьютерно-лабораторное оборудование.
Как говорится, то-то еще будет! С каждым годом технологии все круче, а возможности шире. Но чем больше новой техники приходит в школы, тем острее встает вопрос наполнения, качества и использования электронных образовательных ресурсов. Что это такое, знают уже все. Но как всем этим пользоваться, где взять самую свежую информацию и чему отдают предпочтение сами учителя?
Диск диску – рознь
Получать ответы на эти вопросы я направилась в Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования к начальнику отдела научно-педагогической информации, а также заведующей медиатекой ВОИПКРО Елене Герасименя.
Медиатека работает в институте с 2003 года. Внешне это большой зал, три ряда столов для лекционных занятий, два стола с компьютерами и мультимедийным экраном, шкафы с коллекциями дисков и книжные стеллажи вдоль стены – новинки от издательств. В институте постоянно проходят курсы для учителей всех предметов, и у Елены Владимировны для них есть специальный курс по теме «Использование мультимедийных средств обучения и новое в учебной литературе». Постоянно обновляющаяся выставка учебников, присылаемых напрямую издательствами, – это, можно сказать, иллюстрация ко второй части спецкурса, а вот коллекция из почти тысячи дисков – главное богатство медиатеки.
– Учителям здесь очень удобно, потому что можно и с новыми учебниками определиться, и узнать все про имеющиеся электронные ресурсы, – рассказывает Елена Владимировна. – Оборудование нам предоставило Главное управление образования, и оно же сделало основные закупки дисков. Сейчас уже сами учителя, бывает, приносят что-то новенькое или свои разработки и записи и оставляют все это здесь для всеобщего пользования. Также когда в школы идут новые программы, то один комплект обязательно дают нам. Последним большим поступлением были 62 интерактивные географические карты издательства «Дрофа». Такие комплекты направили во все районы области, а я, со своей стороны, когда приезжают на курсы учителя географии, рассказываю об этих картах и о том, где их можно приобрести и как ими пользоваться. Моя основная функция как заведующей медиатеки показать, что есть обучающего для школы, что нового выходит.
Такие дорогостоящие диски, как географические карты, в медиатеке хранятся в одном экземпляре. Кстати, первые разработки дисков, по мнению Елены Владимировны, на сегодняшний день уже не так интересны, в них слишком много текстового материала. Читать ребенку с компьютера – не самое лучшее, поэтому учителя ищут более наглядный материал.
– Можно купить очень удачные диски. Ту же гибридизацию очень трудно объяснить ребенку, а с диском – пожалуйста, – говорит Елена Владимировна. – Но я все время повторяю учителям: вы не должны от начала до конца показывать урок на мониторе. Обязательно нужно объяснение, которое надо сопровождать наглядным материалом. Например, по литературе есть диски, где присутствуют даже фрагменты из кинофильмов. «Собачье сердце» Булгакова – потрясающий фильм, и актеры прекрасные! Двухминутный киносюжет замечательно оживляет урок!
Большинство коллег-учителей Елену Владимировну в этом полностью поддерживают. Нельзя превращать все предметы в подобие информатики. Лучший вариант – это работа с экраном, на котором чаще всего учитель показывает составленную заранее презентацию. Этому уже научились очень многие. Интересными получаются уроки, на которых презентация делается совместными усилиями учителей и учеников, и еще неизвестно, кого больше захватывает такая работа.
У заведующей медиатекой ВОИПКРО есть специальная тетрадь учета, которую Елена Владимировна ведет уже пять лет. Здесь все расписано: когда и кто какие диски брал для работы, когда вернул. Приезжают педагоги со всей области, советуются, что лучше взять, а потом совершенно бесплатно на 2-3 недели берут диски и везут к себе в школы или домой. Если диск редкий и в медиатеке он лишь в одном экземпляре, его можно взять на несколько дней.
Я смотрела эту тетрадь. «Туристический атлас мира», «Энциклопедия вооружений», «Персональный компьютер», «Музыкальный класс», «Шедевры музыки», «Энциклопедия здоровья», уроки физики для различных классов, уроки геометрии, географии, математики, «Всеобщая история», «История России» и так далее.
Один из наиболее популярных среди филологов диск – «А.С. Пушкин в зеркале двух столетий», изданный республиканским мультимедиацентром. Составлен он не в форме уроков, а в форме большой подборки кинофильмов, музыки по произведениям поэта, балетов, тут же биографический материал, и даже есть интерактивная схема Болдина, благодаря которой можно попутешествовать по самой усадьбе.
Изобилие электронной литературы обязывает современного учителя уметь обращаться и с ней, и с компьютером. Но для этого совершенно необязательно быть информатиком, хотя без его помощи, бывает, не обойтись.
– Обычно на каникулах учитель информатики вместе с учителями-предметниками садится изучать диски, которые поступают в школы и через массовые закупки, и в результате всевозможных выигранных грантов, – рассказывает Светлана Клевцова, в прошлом учитель информатики, а сейчас программист отдела инновационной деятельности Главного управления образования. – Позже, во время учебы, помощь информатика бывает нужна при установке какой-то программы или электронного учебника. Уже даже старшеклассники могут помочь в этом учителю, дети сейчас достаточно грамотные, начиная со среднего звена.
Учебники очень наглядны. Можно увидеть и движение электронов, и древнеегипетские пирамиды. Раньше для этого использовали диафильмы, видеокассеты, но благодаря компьютеру возможности расширились. В современных электронных учебниках в программу заложен тест – проверка усвоения материала. Он может быть как в конце темы, так и в конце каждого урока. Учителю не надо проверять тетради, программа сама ведет учет успеваемости каждого ученика.
Виртуальный практикум
Но далеко не всякий диск, обещающий помощь учителю и ученику, может называться электронным учебником. Есть еще и просто дополнительные материалы.
– Дело в том, что сегодня появилось несколько превратное понимание термина «электронный учебник», – поясняет отличие Михаил Биренбаум. – Это связано с тем, что рынок заполнили программы, ориентированные на частное использование: многочисленные репетиторы или шпаргалки в виде «золотых сочинений» и так далее. И это ошибочно называют электронными учебниками. С 2001 года целенаправленно издаются электронные пособия для проведения уроков и в помощь учителю. Например, виртуальный физический практикум, что особенно актуально, когда не хватает лабораторных материалов для проведения опытов. Сейчас многие издательства вместе с бумажным учебником выпускают мультимедийное сопровождение. И в целом уже есть учебники, которые перекрывают все предметные области. Мы в меньшей степени закупаем учебные курсы, предназначенные для частного использования, репетиторы и так далее. Принципиально и целенаправленно не закупаем всякие шпаргалки, «золотые сочинения», «банки рефератов». Диски, которые мы советуем приобретать школам, должны быть или рекомендованы, или хотя бы допущены Минобразования и науки РФ.
Сегодня главное внимание уделяется использованию информационных технологий уже не на уроках информатики. Информатика есть у всех, а вот наполнить новым содержанием преподавание прочих предметов – именно эта задача выходит на первый план, и это очень интересно.
Интернет – учебник, страницы которого пишут все
Лучшее подтверждение этому – работы самих учителей, выложенные в интернете. Сегодня, когда уже ни одна уважающая себя школа немыслима без собственного сайта, необходимо задействовать эту возможность для пополнения электронных образовательных ресурсов. Но, к сожалению, на школьные сайты редко выкладывают образовательные программы.
– Мы сейчас ориентируем учителей на то, – продолжает Михаил Биренбаум, – что школьный сайт прежде всего должен быть не визитной карточкой школы, как это практикуется сейчас, а именно нормальным образовательным ресурсом. Школа должна создавать образовательные ресурсы для учеников и родителей. Сейчас практически повсеместный интернет, и родители должны иметь возможность видеть учебную программу, школьное расписание, получить информацию, чем занят ребенок.
В свое время довольно популярной была идея о размещении на сайте классных журналов. Но поддержки она не нашла, потому что эта информация в большей степени все-таки конфиденциальная. Непорядочный человек может воспользоваться персональными данными, может, например, выбрать закоренелого двоечника, прийти к нему домой, представиться работником роно, ему откроют – и все, он уже проник в квартиру. Тем не менее знать, чем занимается школа, родители должны.
Напомнил Михаил Биренбаум и о том, что по современным законам публикация в интернете уже является авторской публикацией. Многим учителям это может помочь при прохождении аттестации. Но главным остается потребность в расширении и пополнении электронных образовательных ресурсов. Ведь интернет – это тоже своего рода учебник, страницы в котором пишем все мы вместе.
Воронежская область
Комментарии