При нынешнем ритме жизни и постоянном дефиците времени немаловажно изменить бытующее мнение о трудности изучения иностранного языка, особенно его грамматики. Это мнение сформировалось благодаря традиционной методике преподавания, когда сначала выучивались правила, а затем чисто механически тренировалось их употребление. В результате ни после окончания школы, ни после института студенты не могут общаться на иностранном языке.
Сделать общение приоритетной целью обучения иностранному языку было задачей метода, который получил название “интенсивный”. Этот подход возник в 70-х годах и ведет начало от идей суггестологии доктора медицинских наук Г. Лозанова, известного болгарского психотерапевта. Суть этих идей – использование скрытых психических резервов личности в процессе учебной деятельности.
Принципы метода
Личностное общение предполагает прежде всего поддержку учителем говорящего, внимание и интерес к его точке зрения, умение выслушать ученика как партнера, собеседника. Чрезвычайно важным оказывается здесь использование специального приема “передачи”, “паса” реплики одного учащегося другим, стимулируя их тем самым к собственным высказываниям.
Принцип концентрированности предполагает концентрированность учебных часов. Объем лексического материала 2000-2500 л.ед. Освоение материала каждого цикла проходит по схеме. Синтез 1 – Анализ – Синтез 2.
Синтез 1 – это формирование коммуникативного ядра, т.е. ознакомление и тренировка в общении на данном материале.
Анализ – это грамматический разбор основных конструкций, словообразовательных элементов, тренинг новой лексики.
Синтез 2 – это употребление в речи новой лексики в знакомых грамматических конструкциях в новых условиях общения.
Первый этап проходит в устной форме. Предполагает обильное слушание, повторение, запоминание. Развивается фонематический слух, языковая догадка, память.
Этап анализа предполагает работу с учебником, правилом, ведет к осознанному употреблению в речи временных форм, лексических конструкций, подготавливает к третьему этапу С2 – ситуативному варьированию.
Концентрированность грамматического материала осуществляется за счет системной организации глагольных форм, способов выражения коммуникативности, намерений. Так, грамматику глагола можно представить в виде функций четырех форм глагола:
Infinitive (V1)
1. Present Simple Tense: V1 + (e)s – 3 л.ед.ч.
2. Future Simple Tense shall
3. Imperative:
Could you + V1
Will you
V1!
Don▓t V1!
4. Infinitive Constructions
Past Tense (V2)
Past Simple Ved;
V2
Did… + V1?
Didn▓t + V1
Past Participle (V3)
1. Perfect Tenses: have(has) + V3
2. Passive Voice be + V3
3. Attribute (past action) a written letter
Present Participle (Ving)
1. Progressive Tenses be + Ving
2. Modifier Writing a letter (he fell asleep)
3. Attribute (present action) the wriring boy Gerund
He is fond of writing
Принцип ролевой организации учебного материала – это эффективное средство приобретения речевой компетенции: как ведут себя гид и туристы, больной и доктор, официант и посетитель…
Роль раскрывает скрытые возможности человека, активизирует его воображение, раскрепощает, выявляет актерский талант. Чтобы ученики принимали роль, необходимо учесть их психологический тип, темперамент, настроение. Немаловажным является и пример учителя, который стимулирует речевую активность ребят.
Преподаватель: I▓m so tired today.
Школьники: What did you do?
– Poor thing!
– Did you work much? Did you clean windows, wash the floor, did you white wash, iron, go shopping and so on.
Или: I▓ve received a letter today.
Принцип коллективного взаимодействия – основной психологический принцип. Суть его – организация групповых действий, способствующих внутренней мобилизации возможностей личности обучаемого.
Это такая организация учебного процесса, при которой:
а) ученики активно общаются, обмениваются информацией;
б) благоприятные отношения помогают усвоить материал лучше и творчески развивают;
в) условием успеха каждого является успех остальных.
Например: социологический опрос (хобби, оптимисты или пессимисты, отношение к животным в доме).
Принцип полифункциональности упражнений – это одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью в отличие от традиционного подхода. Каждое коммуникативное упражнение – это:
тренировка в решении коммуникативной задачи;
тренировка в употреблении грамматической формы;
тренировка в лексике;
тренировка в фонетике.
В зависимости от этапа значимость последовательности учебных задач меняется. Практика показывает, что для формирования прочного навыка недостаточно “провести” грамматическое явление через упражнения всех уровней. Только при регулярном повторении можно быть уверенным в прочности и гибкости сформированного навыка.
Циклическая организация учебного процесса – это результат реализации модели С1 – А – С2. Работа над устной речью: введение ╝ тренировка в общении ╝ практика в общении.
Практика в общении – это этап продуктивного применения полученных знаний. “Продуктами” учеников являются как устные, так и письменные творческие работы.
Претерпев ряд изменений организационного характера, как то: концентрированность учебного времени (2 мес. – 2,5 года), расположение школьников (полукругом – за партами), интенсивный курс разговорной речи в целом успешно сочетается с другими направлениями обучения английскому языку: страноведением, углубленным изучением грамматики; домашним чтением, переводом и обучением “начинающих”, правда, в меньшем объеме.
“Социологические” опросы лицейских студентов в различных вузах говорят о достаточной языковой подготовке лицеистов по данной методике.
Юрий РЯБОВ,
директор МОУ “Лицей N 1”;
Альбина ГУБИНА,
Татьяна ЕРШОВА,
Елена ДАВЫДОВА,
преподаватели МОУ “Лицей N 1”
Усолье-Сибирское,
Иркутская область
Комментарии