В этом году в издательстве «Вече» готовится к выпуску книга «Повседневная жизнь российского учителя», посвященная жизни самых интеллигентных пролетариев, как называли в XIX веке школьных учителей. Автор книги – учитель с 30-летним стажем работы в школе, историк и писатель Наталья ПЕТРОВА. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию фрагмент из этой книги.
…К сожалению, первый по значимости в жизни ученика человек занимал в иерархии учительства самую нижнюю ступень: учителя начальных классов народных школ или, как их называли, народные учителя, получали маленькую зарплату, жили почти в нищенских жилищных условиях, отдаленно, особенно сельские учителя, от культурных центров, находились в унизительной зависимости от училищного или земского совета и не получали пенсию в старости. А ведь учителя сельских школ составляли в России, стране аграрной, большинство среди преподавателей, и по их положению в обществе можно было судить об отношении к учительству в целом.Учителями начальных школ становились в основном выпускники начальных уездных или городских училищ, где они обучались пять-шесть лет….В 1872 г. появились первые учительские институты, в 1880 г. их было уже десять, в 1909 г. открылся одиннадцатый. Программа в учительских институтах была примерно такой же, как и в учительских семинариях, но уроков практики было намного больше. Процент выпускников учительских семинарий и институтов среди народных учителей был довольно высок: по переписи в 1911 г. он составлял 48,4% у мужчин и 20,2% у женщин, то есть почти половина учителей и каждая пятая учительница начальной школы имели специальное педагогическое образование. Впрочем, случалось, что преподавателями начальной школы становились люди с начальным и даже домашним образованием, которые могли научить лишь тому, что знали сами, и таких было немало – 20,8% среди учителей и 16,5% среди учительниц.По правилам того времени работа в народной школе освобождала от воинской повинности и тем была привлекательна для мужчин-учителей, но лишь на время.«Что за охота, – признается в письме один из учителей, – навсегда остаться школьным учителем, имея надежду лишь на преждевременное расстройство здоровья и полнейшую беспомощность в пожилых летах».Преждевременное расстройство здоровья могло наступить не только из-за перегрузок – в те времена на одного учителя, по подсчетам Министерства просвещения, должно было приходиться не меньше 50 учеников, – но еще и из-за отсутствия необходимых средств на его поддержание.Бюджет интеллигентного пролетарияПо подсчетам финансовой комиссии, специально организованной министерством, годовой бюджет учителя по самым минимальным затратам составлял 447 рублей 12 копеек. Большая часть народных учителей – так называли учителей начальных школ – в среднем получала около 360 рублей, то есть оказывалась за чертой бедности. К тому же сумма эта была высчитана для одинокого учителя, годовой бюджет семейного народного учителя, куда входили затраты на воспитание и образование детей, прислугу и непредвиденные расходы, исчислялся уже 1200 рублями. Неудивительно поэтому, что большинство преподавателей были людьми несемейными.Финансовая комиссия, считавшая каждую копейку при определении годового бюджета учителя, так определила его дневное питание: утренний чай с булкой, завтрак из двух яиц и полфунта черного хлеба, обед из щей и каши, вечерний чай. Стоила вся эта «роскошь» 55 копеек в день. При таком скудном рационе взрослый молодой мужчина, который проводил в школе не меньше семи часов, а затем отправлялся домой проверять тетради и готовиться к урокам на следующий день, действительно мог рассчитывать лишь на «преждевременное расстройство здоровья».Некоторые современные исследователи даже считают учительское жалованье вполне удовлетворительным, сравнивая его со средней зарплатой рабочих по стране, которая была намного ниже – 255 рублей. Но не нужно забывать, что интеллигентные пролетарии, как называли себя народные учителя, жили не хлебом единым, профессия требовала соответствия определенному культурному уровню, а столь необходимые для самообразования книги и журналы, поездки в театры, на концерты или экскурсии в другие города и уж тем более страны были народному учителю не по карману. Заметим, в сумму 447 рублей не входили затраты учителя на лечение, а пособие по болезни и пенсия по старости в те годы ему не полагались.По школьной реформе 1864 г. размер жалованья учителя определялся его учебной нагрузкой и предметом, который он преподавал, а по реформе 1871-1872 гг. еще и разрядом учителя. Нормативной нагрузкой было 12 уроков в неделю, разряд учителя зависел, как и сегодня, от стажа, квалификации и служебной характеристики. Так, например, учитель начальных городских училищ, имевший стаж пять лет, за 22 урока в неделю получал 540 рублей в год.Даже учителя гимназий, которые получали значительно более высокий оклад, чем учителя начальной школы, и те, чтобы прокормить семью, были вынуждены преподавать в нескольких учебных заведениях. Так, один из известных и талантливых педагогов конца XIX – начала XX в. Сергей Павлович Моравский преподавал историю одновременно в трех гимназиях Москвы и, кроме того, ездил по всему городу с частными уроками, которых порой бывало до 30 в неделю!Случалось, и эту мизерную зарплату далеко не все земские управы исправно платили, так что «некоторые учительницы из-за этого по четыре месяца не получали своего жалованья, и учебных пособий купить было не на что», – сообщают в учительский журнал из Санкт-Петербургской губернии. После прочтения подобных писем сам собой отпадает вопрос о том, кто шел в народные учителя: в основном подвижники. Пугала их лишь судьба собственных детей да старость.Гимназический учительГимназии появились в России в начале XVIII столетия, и первой, наверное, была открывшаяся в 1703 г. в Москве гимназия пастора Глюка. Там, во дворце боярина В.Н.Нарышкина, на улице Маросейка, 11, учились дети самых разных сословий – дворян, посадских и служилых людей, купцов и солдат. Учителей было немного – при открытии гимназии всего 10 человек, в основном иностранцы, но и учеников на первых порах немногим более – 40 человек. Обучали в ней в основном языкам – немецкому, французскому, итальянскому, и просуществовала она недолго – до 1715 г., когда последних оставшихся в ней учителей перевели в Петербург, а гимназию за отсутствием в ней учеников закрыли.В 1726 г. открывается гимназия при Петербургском университете, цель ее создания определили так: подготовить учеников к поступлению в университет, «преподать сведения, необходимые для благовоспитанного человека», и приготовить желающих к учительскому званию в низших училищах. Учились в ней пять лет – три года в приготовительном немецком классе и два года в латинской школе.В 1755 г. одновременно с открытием Московского университета появляется при нем и гимназия. Точнее, гимназий при университете было две – в одной учились дети дворян (50 человек), в другой – дети всех прочих сословий (тоже 50 человек). Выпускниками московской гимназии были драматург Д.И.Фонвизин, архитектор В.И.Баженов, профессор Московского университета Х.А.Чеботарев.В XIX в. гимназией мог похвастаться уже каждый губернский город. Изучали в них математику, историю, географию и статистику, философию, логику, психологию и нравоучение, эстетику и риторику, право, естественную историю, языки – латинский, немецкий и французский, а также рисование. Любопытно, что физическая культура в эпоху Александра I не преподавалась. В 1811 г. по предложению графа Уварова некоторые предметы из учебного плана гимназий исключили, но ввели уроки Закона Божия и русского языка.В течение XIX столетия гимназии неоднократно реформировали. Так, в 1828 г. был утвержден устав, по которому гимназии ориентировались исключительно на университеты и имели гуманитарную направленность.В 60-70-е годы XIX в. установили два типа гимназий – классическую и реальную. В классической преобладали древние языки. В реальной большее внимание уделяли математике.Досье «УГ»Петрова Наталья Георгиевна родилась в Москве, окончила исторический факультет МГПИ им. Ленина, учитель высшей категории, отличник народного просвещения, член Союза писателей России. Автор книг «Клио и ее чудесная свита», «Веков азартная игра», «Тайны древних календарей», «Защитники земли русской», «Скопин-Шуйский» (серия «Жизнь замечательных людей»). Лауреат премии «Имперская культура», лауреат V открытого конкурса «Просвещение через книгу» (диплом II степени в номинации «Лучшая историческая книга»), IX Всероссийского конкурса «Патриот России» – за лучшее освещение в электронных и печатных средствах массовой информации темы патриотического воспитания (номинация «Дети войны»).
Комментарии