Наталья ОГНЕВА, учитель литературы лицея №1535, выпускница филфака МГПИ им. Ленина: – Основной метод преподавания, который используем я и мои коллеги в процессе проведения уроков, – метод проблемного обучения. Мы задаем ученикам острые, неординарные вопросы, которые побуждают к спору, дискуссии, и в итоге вырабатываются наблюдения, выводы, которые дети, обобщая, записывают.
Я редко пользуюсь учебниками. Таких заданий, как выучить параграф, у меня практически вообще не бывает. Работаем мы в основном с текстами изучаемых произведений, научными материалами, работами известных критиков, как современных, так и XIX, XX веков. Очень часто я выкладываю в электронный журнал в качестве домашнего задания фрагменты статей, противоположные по смыслу суждения различных авторов и прошу подумать, какая точка зрения кажется более аргументированной, с кем из исследователей хотелось бы поспорить. Задаю вопросы по этим материалам, в частности, в 9-м классе, когда изучаем «Горе от ума», как правило, параллельно даю для изучения и конспектирования статью Ю.Лотмана «Декабрист в повседневной жизни». Кроме урочной работы в лицее очень значима внеурочная экскурсионная, развивающая деятельность. В лицее разработана целая программа поездок, связанных с углублением изучения литературы. Параллельно освоению древнерусской литературы обычно проводим поездки в Великий Новгород, Владимир, Суздаль. Перед 9-м классом в лицее по традиции ребята едут в Петербург, где посещают места, связанные с именем Пушкина, перед 10-м – это Петербург Достоевского, перед 11-м классом – Петербург и Серебряный век. По Москве у нас тоже есть экскурсии: пушкинская Москва, грибоедовская Москва. Москва на страницах романа Толстого «Война и мир», булгаковская Москва.В лицее развито движение доброхотов. Летом дети совместно с преподавателями едут в музеи-заповедники Пушкинские Горы, Тарханы. Мы не просто посещаем усадьбы, связанные с именами великих писателей, мы там работаем. Дети живут в палатках, готовят еду на костре и трудятся в оранжереях в Михайловском, помогают работникам музея по благоустройству территории. Нас там хорошо знают, экскурсионную программу нам проводят бесплатно, точно так же мы ездим в Поленово. Все это развивает ребенка, естественно, если он в течение двух недель каждый день видит усадьбу Пушкина, множество раз там бывает, работает, особый дух этого места не может не покорить, все это не может не остаться в памяти, в итоге у детей складывается емкое впечатление о жизни и творчестве поэта. Как правило, я и мои коллеги работаем по традиционным образовательным программам. В 10-11-х классах историко-филологического профиля это программы с углубленным изучением литературы. У нас много детей сдают экзамен по литературе. Многие поступают и на филфак, на журфак МГУ, в ВШЭ, в РГГУ на гуманитарные факультеты. Мы гордимся победителями Всероссийской олимпиады по литературе, например, моя ученица Аня Житомирская победила во Всероссийской олимпиаде в 2008 году, а Катя Задирко из выпуска 2012 года дважды побеждала во Всероссе, сейчас учится на филфаке РГГУ, на 2-м курсе. У нас много стобалльников.Конечно, увлечь детей становится все сложнее и сложнее. Это не всегда связано с тем, что падает познавательный стимул и дети не хотят читать. Они читают, но при этом невероятно загружены профильными предметами. Это экономика, математика, обществознание, право. На чтение остается совсем немного времени. Преподаватели литературы в лицее считают, что интеллектуально развитый человек должен знать наизусть хотя бы хрестоматийные произведения – шедевры русских поэтов, убедить в этом учеников становится все сложнее и сложнее. У нас в лицее традиционно разделено преподавание литературы и русского языка. Это ведь совершенно разные по системе и методике преподавания предметы. Преподаватели русского языка получили возможность больше заниматься отработкой знаний, тренингом по предмету. Когда один преподаватель ведет и русский, и литературу, часто за счет часов по литературе он старается больше внимания уделять русскому, заняться подготовкой к ЕГЭ, литература отходит на второй и третий план. К сожалению, это стало повседневной практикой, но у нас этого нет.Конечно, за многие годы стиль моего преподавания изменился. Изменились дети, они стали совсем другими, и современный учитель должен соответствовать интересам современных школьников, знать круг чтения ребят, быть начитанным не только в рамках школьной программы. Меняется и темп жизни, темп времени. Раньше мы давали 6-часовое контрольное сочинение, которое подводило итог знаниям, полученным в школе, и русского, и литературы. Сейчас его вновь пытаются ввести, но в какой-то иной форме, с использованием метапредметных тем и тем, связанных с общим представлением человека о жизни. Если раньше за эти шесть часов ребенок мог написать целую тетрадь в 12 страниц, то сейчас, как правило, для детей, привыкших к картинке, такое большое сочинение уже немыслимо. Сочинения стали меньше и по объему, и по глубине, естественно, но не все, уверена, что нужно возвращать итоговое выпускное сочинение. Я понимаю, что вернуть сочинение в школу будет очень тяжело, но без такого экзамена очень сложно убедить современных школьников читать произведения полностью, а не в кратком изложении, учиться понимать и анализировать их. Это ведь большой труд. Современный, интеллигентный, прогрессивный человек, каких мы выпускаем из лицея, должен быть знаком с русской культурой и, в частности, с литературой. Я не допускаю мысли, что интеллигентные люди могут не знать свою литературу.
Комментарии