search
main
0

INTELлигенция с компьютером на «ты»

«Майкрософт»… Все мы любим фирму «Майкрософт», – спели на церемонии открытия конкурса «Учитель года России-2003» участники межрегионального клуба «Учитель года». И не только за то, что и «Майкрософт», и его союзник, компания «Intel», уже второй год значатся в генеральных спонсорах конкурса «Учитель года». Спонсоров нужно уважать, но любить…

Так за что же мы любим «Intel» и «Майкрософт»? За то, что они по-настоящему заботятся об образовании, помнят, что учитель, не обеспеченный техникой и не обученный новейшим технологиям, никогда не сможет стать современным педагогом.

«Майкрософт» и «Интел» иногда путают. «Интел» спрашивают о программном обеспечении, которое они используют в своих проектах, а «Майкрософт» – о совместимости компьютеров и принтеров.

У компаний действительно есть совместные проекты. А главное – у них похожая идеология, взгляд на то, какими должны быть в идеале наши школы, учителя, ученики. Да не в каком-то далеком, мифическом, малообозримом будущем, а уже сегодня, прямо сейчас.

Казалось бы, что первый шаг в создании новой прослойки отечественной информационно подкованной интеллигенции должна была помочь сделать президентская программа «Дети России». В российскую глубинку стали отправляться компьютеры с самой современной «начинкой». Специалисты «Майкрософт», прекрасно понимая, что у новоиспеченных пользователей могут возникнуть самые неожиданные вопросы, создали специальную службу техподдержки и приготовились к шквалу звонков. Каково же было их удивление, когда через полгода после начала акции они обнаружили, что никаких вопросов им никто не задает и задавать не собирается. Компьютерщики насторожились и в ходе небольшого расследования выяснили, что в большинстве школ техника, прикрытая ажурными, вязанными крючком салфеточками, осела «мертвым грузом». Директора и учителя информатики боятся подпускать к компьютерам педагогов, мол, еще чего доброго поломают государственное добро, а чинить кто будет?

«Майкрософт» не растерялся и при помощи Московского центра Федерации Интернет Образования и республиканского мультимедиацентра выпустил учебное пособие «Администратор школьной Интернет-площадки» и методический комплект по использованию программ «Майкрософт офис» в школе. Сегодня эти материалы распространяются бесплатно, необходимо лишь зайти на web-сайт компании (www.microsoft.com/rus/education) и заполнить специальную заявку. На этом же web-сайте раз в полгода публикуются бюллетени «Использование информационных, коммуникационных технологий в образовании» – подробный рассказ о том, как влияют информационные технологии на современный образовательный рынок. «Майкрософт» регулярно отправляет свои бюллетени в региональные комитеты образования и очень гордится тем, что их читает даже министр Владимир Филиппов.

Кроме того, на страничке «Майкрософт» в интернете учителя, использующие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) крупнейшей американской компании, могут обменяться опытом, поведать миру о своих достижениях. Роман Кузнецов, менеджер по работе с правительственными и образовательными учреждениями представительства компании в России и СНГ, на встрече с участниками конкурса «Учитель года России-2003», которая прошла в научно-методическом центре поселка Московский, призвал пополнять эту копилку. Все очень просто. Если вы школьный учитель, или вузовский преподаватель, или специалист управления образования и у вас есть опыт использования ИКТ для

– автоматизации административной деятельности учебного учреждения (или учреждения, управляющего образовательной деятельностью),

– ведения предметов информатики,

– ведения других предметов,

– создания учебных веб-порталов, электронных библиотек, баз знаний и т. д.,

– внедрения других решений в сфере образования,

заполните специальную веб-форму. Публикация последует.

Свою лепту в пропаганду «информационного» образа жизни вносит и компания «Интел». В корпорации есть даже специальный «директор по образованию». Ее зовут Уэнди Хокинс, и она заявляет: «Мы в корпорации «Интел» твердо верим в важность образования и ежегодно вкладываем в реализацию нашей программы «Новаторство Intel® в образовании» более 100 миллионов долларов. Учителя – это наша точка опоры. Качественное образование способно исправить много плохого, а посредственное – загубить много хорошего».

В России и ряде других стран СНГ академическая программа «Интел» действует с апреля 1997 года. С тех пор корпорация израсходовала более 4 млн. долларов на поддержку научных и образовательных программ в странах СНГ, в том числе на открытие 33 лабораторий в 13 вузах и пяти средних школах в 9 городах России, Украины и Белоруссии. Более 30 тысяч учащихся воспользовались этими лабораториями в процессе своего обучения, и каждый пятый из них теперь использует полученные таким образом знания на работе, связанной с индустрией информационных технологий.

Еще в 2000 году в нескольких американских штатах «Интел» запустил программу «Обучение для будущего». Проект быстро пересек государственную границу США, и за три года бесплатное обучение прошли более миллиона преподавателей в 30 странах мира. И это не предел: ведь «Интел» решил не скупиться и вложить в реализацию своей инициативы 100 миллионов долларов. Немалая часть средств идет на разработку учебных планов и адаптацию школьных программ в соответствии с местными требованиями. В российской программе «Обучение для будущего», поддержанной Министерством образования РФ, уже приняли участие 17 тысяч учителей и студентов. Цель понятна: объяснить педагогам, что компьютер – это не подставка под цветочный горшок, а инструмент первой необходимости, кладезь информации, великий помощник, волшебник у вас «на посылках». За сорок часов «Интел» учит работать с программными пакетами Microsoft Office XP и Microsoft Publisher, создавать web-страницы, пользоваться сетью «Интернет» и офисными приложениями. Учебный курс состоит из 10 модулей:

Модуль 1. Вступление, общее знакомство с программой, разработка основополагающих вопросов учебного проекта и вопросов темы учебной программы, планирование УМП как компонента учебного проекта.

Модуль 2. Поиск интернет- и мультимедиа ресурсов и т.п. для разработки УМП как компонента учебного проекта, знакомство с вопросами авторского права.

Модуль 3. Создание образца мультимедийной презентации учащегося как результата его поисковой, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности в рамках учебного проекта. Формулируются методические рекомендации для уроков, вносятся коррективы в описание УМП, разрабатываются критерии оценки мультимедийных презентаций.

Модуль 4. Создание образца публикации учащегося в виде информационного бюллетеня и буклета, работа со школьниками с использованием Microsoft Publisher. Формулируются методические рекомендации для уроков, вносятся коррективы в описание УМП, разрабатываются критерии оценки публикаций.

Модуль 5. Создание дидактических материалов для учащихся. Использование Microsoft Word в работе со школьниками. Методы и приемы развития литературных навыков учащихся. Формулируются методические рекомендации для уроков, вносятся коррективы в описание УМП, разрабатываются критерии оценки дидактических материалов.

Модуль 6. Создание образца веб-сайта учащегося, размещение его в Сети. Формулируются методические рекомендации по разработке сайтов и их дальнейшему использованию, вносятся коррективы в описание УМП, разрабатываются критерии оценки веб-сайтов, созданных школьниками.

Модуль 7. Разработка методических материалов. Создание презентаций своих проектов (уроков), УМП, для педсовета, рассказ о себе и т.д. Вносятся коррективы в описание УМП.

Модуль 8. Разработка плана использования УМП как компонента учебного проекта. Формируется пакет организационной документации, вносятся коррективы в описание УМП.

Модуль 9. Формирование УМП. Поиск дополнительных ресурсов для решения педагогических задач. Поиск грантов, льготных расценок или бесплатного программного обеспечения.

Модуль 10. Презентация УМП. Запись на компакт-диск своего УМП. Анализ обучения по программе.

Заметно, что «Интел» считает приоритетной педагогическую составляющую своего проекта. «Майкрософт», в свою очередь, обеспечивает всех слушателей комплектами уникального программного обеспечения, серией книг «Шаг за шагом» по работе с этими программами и всеми необходимыми учебными пособиями.

Поддержка программы «Обучение для будущего» Минобразованием РФ – это в том числе слова министра Владимира Филиппова, сказанные осенью прошлого года: «Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий Минобразование России считает своим важнейшим приоритетом. Хочется выразить сердечные слова признательности руководителям компании «Интел» за их подвижничество, за их ощутимый вклад в дело обучения россиян и внедрение на практике новых информационных технологий. Уверен, что сотрудничество Минобразования России с компанией «Интел» будет успешно развиваться и в последующие годы».

Еще одна программа «Интел» – «Детские компьютерные клубы». В таких клубах решается общемировая проблема «цифрового неравенства». В прошлом году важность этой проблемы осознали и в России.

Кстати, о практическом опыте эффективного использования компьютеров в школьном образовании школьные учителя и администраторы школ, работники дополнительного образования недавно говорили на Международном педагогическом мастер-классе, который проходил во второй половине сентября в пригороде Санкт-Петербурга Пушкине. Педагоги из Воронежа, Иркутска, Нижнего Новгорода, Москвы, Омска, Санкт-Петербурга, Самары, Тольятти, а также из стран ближнего зарубежья – Азербайджана, Беларуси, Эстонии благодаря «Интел» получили возможность собраться и обсудить способы создания в обыкновенной школе условий для проведения самостоятельных учебных исследований и творческих проектов. Также обобщался опыт подготовки школьных учителей в рамках программы «Обучение для будущего».

В СНГ, помимо этой программы, компания «Интел» осуществляет и ряд других проектов в сфере образования. Так, начиная с 1998 г. школьники России и ряда других стран СНГ ежегодно участвуют во всемирных смотрах научно-технического творчества Intel ISEF – крупнейшем, единственном в своем роде международном мероприятии столь высокого ранга для подростков. Корпорация «Интел» тесно взаимодействует с ведущими российскими университетами, в октябре прошлого года открыла первый в России центр семейного компьютерного творчества, а недавно организовала в Международном детском центре «Артек» «Фестиваль цифровых технологий», по завершении которого передала в дар артековцам 20 ПК на базе процессора Intel Pentium 4 с технологией Hyper-Threading.

Более подробную информацию об образовательных инициативах корпорации «Интел» можно найти по адресу: http://www.intel.com/education, а также на русскоязычном сайте: http:// www.intel.ru/education.

Но все-таки здесь стоит сказать еще об одном благом деле «Интела» – поддержке Всероссийского конкурса «Учитель года-2003». Организаторы конкурса с удовольствием включили в насыщенный график Всероссийского финала встречу с представителями компаний-спонсоров прежде всего потому, что информация эта очень важна для учителей. «Пеликаны» не только послушали об образовательной деятельности «Майкрософт» и «Интел», но и получили небольшие сувениры – майки с символикой и книгу Билла Гейтса. Чтобы стать обладателем подарка, нужно было всего лишь… придумать вопрос по своему предмету, интересный ребятам. Неформальный, яркий, содержательный. Один из экспромтов учителей года звучал так: «Как в Excel сделать стаканчик под йогурт?» На что руководитель программы «Обучение для будущего» компании «Интел» Ярослав Быховский мгновенно отреагировал: «У вас есть наша майка?»

Но главный подарок получил учитель года России-2003 Игорь Карачевцев. Ему генеральные спонсоры конкурса вручили умопомрачительный мобильный «класс будущего» с ноутбуками вместо громоздких компьютеров, беспроводным интернетом, различными вспомогательными устройствами – цифровой фотокамерой, электронным микроскопом, принтерами. Интеллигентный питерский историк с помощью такого класса обязательно воспитает новое поколение российской интеллигенции.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте