На живописном берегу Пестовского водохранилища в коттеджном поселке Зеленый мыс есть необычная школа, может быть, наиболее необычная из всех необычных. Это Ломоносовская школа-пансион. Здесь учат детей быть успешными, особое внимание уделяется развитию интеллекта.
Школьники получают хорошие знания. Блестяще сдают ЕГЭ. Она в числе лучших в стране по результатам единого государственного экзамена. В прошлом году сто баллов по русскому получили трое ее учеников, а всего в стране таких знатоков русского было 300. Школа получила несколько наград, в том числе орден Ломоносова. Она воспитывает прежде всего интеллектуалов – будущих политиков, экономистов, бизнесменов, деятелей культуры и искусства. Здесь обучают детей по уникальной технологии «ИнтеллекТ», придуманной и разработанной ее преподавателями под руководством доктора педагогических наук Марата Александровича Зиганова. Программа позволяет развить интеллект – хорошую память, устойчивое внимание, глубокое мышление, богатое воображение. При изучении русского и иностранного языков, математики, истории, физики, химии ученики должны проявить свой интеллект. Кстати, и на уроках музыки в НОУ «Ломоносовская школа» Артур Викторович Заруба, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-92», кандидат педагогических наук развивает художественное мышление школьников. Он учит детей слушать и слышать, чувствовать и понимать, а для этого анализировать музыкальные произведения. Не забывает о том, что интеллект – это всегда единство научного и художественного способов освоения мира. В чем уникальность школы? В обычных часто просто транслируют знания. Прочитал ребенок учебник, послушал объяснение учителя, потом все хорошо запомненное рассказал и получил отличную оценку. Однако это не значит, что он интеллектуал. А нам нужны именно интеллектуалы. Как говорит Марат Александрович: «В большинстве случаев правят страной, достигают больших успехов в бизнесе не отличники, а интеллектуалы. Они умеют преподнести себя, преподнести страну». В хороших школах мудрые учителя обращают внимание на троечников, на которых другие махнули рукой. Преподаватели Ломоносовской частной школы доказали, что каждый ребенок может проявить себя, развить свой интеллект на основе знаний. Скажем, математика воспитывает способность задавать вопрос: а есть ли другие решения у задачи? В жизни часто приходится сталкиваться с ситуациями, чтобы выйти из которых, нужно уметь найти единственно верное решение из множества возможных. Теперь по этой программе занимается немало школ, и не только в нашей стране. И каждый год из разных государств приезжают дети в Ломоносовскую школу на олимпиаду «ИнтеллекТ». С 1997 года она стала международной. Олимпиада коренным образом отличается от всех остальных. На обычных соревнуются отличники – их много и упорно готовили к этому учителя. На эту олимпиаду могут приехать любые желающие, предварительно выполнившие задания, помещенные на сайте «ИнтеллекТ». И победу одерживают не просто знайки, а те, кто умеет решать нетрадиционные, необычные задачи. Это состязание интеллектуалов, а не пятерочников. Программа «ИнтеллекТ» объединяет государственные и частные школы из Москвы, Самары, Баку и Риги, в том числе из малых городов и сел. Задания переведены на языки стран-участниц. Участвуют многие страны – и бывшие союзные республики, а также США, Япония, Греция, Испания и другие, и даже такие экзотические, как Сенегал и Бангладеш. Все флаги бывают в гостях у ломоносовцев. Все это свидетельствует о том, что во многих странах начали понимать, что сегодня требуются люди с высоким интеллектом, исследователи, а не исполнители. Новые государственные стандарты РФ отмечают важность интеллектуального развития, а в Ломоносовской школе этим занимаются более 15 лет. Вопросы тоже необычные. Их нередко пишут сами ребята для своих сверстников, причем некоторые бывают слишком сложными, и учителям приходится их упрощать. Существует несколько номинаций, например: Номинация «Чистота и ясность речи». Здесь демонстрируется способность с помощью малого количества слов выразить максимальное количество связных мыслей. При выполнении задания отмечаются красота речи и ее логичность. Номинация «Точная память». Здесь важно работать точно и в быстром темпе. Особо ценятся работы, где мысли и факты соответствуют тем, которые сформулировал автор. Номинация «Образное мышление». Демонстрируется способность привлекать воображение для повышения продуктивного мышления. При этом требуется мыслить, используя ресурс правого полушария – искать решение через образы, добавляя эмоции. Номинация «Критичность мышления». Участники демонстрируют способность искать пути неоднозначного решения проблемы, способность сомневаться в единстве решения и аргументировать свои соображения. Номинация «Железная логика». Здесь требуются суперлогичность, умение использовать сравнения, анализировать. Во время первого этапа олимпиады отбираются кандидаты для клуба изобретателей. Там им предстоит участвовать в интеллектуальном штурме. Для этого надо уметь видеть и определять проблему. Дети, успешно прошедшие креативный тур, считаются высокоинтеллектуальными. Креативный тур показывает, насколько его участники способны придумывать развивающие задания для других олимпийцев. Это совершенствует интеллектуальные способности. Тех, кто попал в креативный тур, называют интеллектуальным спецназом олимпиады.Вот что о клубе изобретателей рассказывает сотрудник информационного отдела Ломоносовской школы Галина Крючкова: – Во время интеллектуального штурма ребята начинают активно мыслить. Каждый участник получает баллы за свои предложения и соображения по решению проблемы. Мысли каждого, как капли дождя, собираются в единый поток, пока не проявятся контуры самого изобретения благодаря вкладу каждого. Потом подается заявка на фиксирование его Всероссийским НИИ патентной экспертизы. Скажем, на этой олимпиаде клуб изобретателей назывался «Вечный двигатель». Ребята изобрели пельменницу, которая экономит время и силы пользователя. Суть изобретения состоит в следующем: в предложенной посуде пельмени не будут прилипать к ее стенкам и друг к другу. Как и положено, юбилейная, ХV олимпиада тоже закончилась подведением итогов. Это было памятное торжество. Зал школы заполнили участники – ученики 2-11-х классов разных стран. Все в одинаковых ярко-желтых футболках – точно маленькие солнышки слились в единое, большое, яркое. И уже это создало радостное настроение. После концерта наступил момент, ради которого все соревновались. Все получили сертификаты и подарки. На этот раз было вручено 25 золотых, 25 серебряных и 25 бронзовых медалей. Это абсолютные победители в возрастных группах. Награды были присуждены и по номинациям. Юбилейная олимпиада «ИнтеллекТ», посвященная значимой для всей России дате – 300-летию М.В.Ломоносова, прошла при поддержке губернатора Архангельской области Ильи Михальчука и заместителя губернатора, руководителя представительства Архангельской области при Правительстве РФ Александра Мирелли. В этом году Ломоносовская школа готовит 38 проектов к 300-летию М.В.Ломоносова. Юные ломоносовцы считают своей главной задачей возвеличить Россию через имя великого человека в истории мировой цивилизации. Один из проектов называется «Трехтомная энциклопедия. Ломоносов». Второй проект – «Ломоносовский обоз». 10 ноября 2011 года из Холмогор к Москве двинется «Обоз» – колонна автомобилей: школьные автобусы, машины спонсоров. К замыкающему автомобилю будут прикреплены настоящие сани, подобные тем, за которыми прошел юный Михайло Ломоносов от Архангельска до Москвы.
Комментарии