Если ребенок ощущает в себе исследовательское рвение, если способен сопоставить, проанализировать и вывести оригинальное заключение в естественно-научной и гуманитарной областях, он может смело стучаться в дверь Санкт-Петербургского союза ученых, которая распахнута для любознательных, пытливых и интеллектуально одаренных детей. Столь представительная организация увлечена идеей возрождения поколения мыслителей и претворяет ее в жизнь в виде конкурса-конференции для школьников старших классов “Интеллектуальное возрождение”. История этого мероприятия замечательна тем,что ведет свое начало из тревожного 1941 года. Тогда в стенах Дворца пионеров на Невском (Аничкова дворца) юные исследователи и маститые ученые дискутировали и размышляли на темы, совершенно далекие от войны. Погружались в мир формул и цифр, заблуждений и догадок, в чудесный обволакивающий мир науки. Членами жюри тогда были академики Е. Павловский, В. Жирмунский, Д. Наливкин, В. Струве, видные ленинградские профессора, кандидаты наук. То была не “игра в науку”, а настоящее научное общение взрослых и детей. Великая Отечественная война не оставила выбора многим хорошим начинаниям, в их число попала и научная конференция школьников.
И вот благодаря усилиям Санкт-Петербургского союза ученых, научно-образовательного объединения “Земля и Вселенная” традиция продолжена. Весной сего года состоялась одиннадцатая по счету конкурс-конференция старшеклассников. Принципиальное отличие такого рода события от школьной олимпиады в том, что здесь не проверяются знания, приобретенные в процессе изучения программы, а приветствуется способность ребенка творчески мыслить в той области, которую он выбирает сам, будь то биохимия или искусствознание. Секции по областям – явление не фиксированное, а приспособляемое к подвижному миру юного человека. Если в прошлом году их насчитывалось восемь, то в этом возникла потребность расширить гуманитарный спектр, и секций стало десять. Некоторым ребятам вполне по силам представлять сразу несколько работ как естественно-научного, так и гуманитарного цикла.
Работы, поданные старшеклассниками, проходят рецензирование (это примерно две трети), затем на его основе – собеседование. Уровень рецензентов высок: от аспирантов до докторов наук. Критерии оценки очень серьезны, скидок на возраст нет. Это сознательная строгость, считают ученые мужи, она дублирует обстоятельства, с которыми ребенок обязательно столкнется в жизни. Поэтому он должен уметь обосновать свои предположения или выводы, аргументированно их преподнести. Личная встреча с рецензентом – своего рода награда за трудолюбие и смелость. Из уст профессионала юный автор научной работы узнает, в чем состоит достоинство его труда, а для рецензента из беседы станет ясно, сам ли ребенок проводил исследование либо его курировал взрослый.
Насколько поразительны бывают предложенные детьми темы, ученые могут рассказывать без устали. Например, председателю научного совета Союза ученых доктору физико-математических наук Михаилу Либенсону запомнилась уникальная работа, в которой два школьника исследовали спектр звука, излучаемый различными музыкальными инструментами и голосами различных тембров. А одна из участниц конференции предположила развитие моды Древней Греции на основе анализа вазовых изображений из залов Государственного Эрмитажа. Для этого ей пришлось сфотографировать шестьдесят ваз. Названия работ обладателей дипломов первой степени лишь подтверждают то, что ребята занимаются серьезнейшими вещами. “Ритуальные геометрические сооружения Саяно-Алтайского нагорья эпохи бронзы”, “Диалектика корпускулярно-волнового дуализма света”, “Футурологические идеи Велимира Хлебникова”. Работы, представляющие наибольший интерес, печатаются в научных журналах. Их авторам также дается возможность публичного доклада на конференции. В перспективе намечается издание сборника лучших научных статей.
С каждым разом все увеличивающееся количество предлагаемых на конференцию работ (в этом году их было более двухсот) убеждает ученый мир, что эпоха интеллектуального ренессанса впереди и есть кому подхватить знамя российской науки.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург
Комментарии