search
main
0

Интеллектуальный потенциал России

В городе на Неве состоялся Санкт-Петербургский образовательный форум-2006 «Интеллектуальный потенциал России». Его при поддержке Минобрнауки и Минобороны РФ организовали комитеты городской администрации по науке и высшей школе, по образованию, по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, санкт-петербургские советы ректоров вузов и директоров образовательных учреждений среднего профобразования, а также Санкт-Петербургская межрегиональная ассоциация дополнительного образования (МАДО). Перед началом форума о его задачах корреспонденту «Военного образования» рассказал директор МАДО Алексей Ахрамеев: «Форум нацелен на выработку эффективных форм реализации приоритетного национального проекта «Образование», государственной политики в образовательной и научно-технической сферах.

В программе форума – широкий спектр мероприятий. В том числе Международная научно-практическая конференция «Образование как национальный приоритет и важнейший ресурс развития общества»,

VI Всероссийская неделя «Компьютерные технологии – школьникам России», III Всероссийская межвузовская конференция молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Образование. Наука. Профессия»,

II Всероссийская выставка исследовательских работ и научно-технического творчества молодежи «Петербург – 2006», «круглые столы» по злободневным проблемам образования и воспитания, другие формы работы».

На вопрос о том, что побудило МАДО взяться за столь масштабные, многоплановые дела, Алексей Ахрамеев ответил: «Иначе нельзя. Необходимо комплексно и оперативно решать множество проблем повышения уровня образования и воспитания интеллектуально развитой молодежи – надежной опоры России».

Будущему Отечества

Торжественное открытие форума и Международной научно-практической конференции «Образование как национальный приоритет и важнейший ресурс развития общества» состоялось в резиденции Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ Таврическом дворце. В церемонии участвовали руководители гражданских вузов, военных академий и университетов, учреждений среднего профобразования, представители педагогической общественности 14 городов и 20 регионов России, 7 стран СНГ.

Председатель совета ректоров вузов города, ректор Санкт-Петербургского госуниверситета информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) Владимир Васильев, открывая форум, зачитал приветствие министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. В нем наряду со словами благодарности организаторам руководитель образовательного ведомства России отметил: «Подобное мероприятие – это уникальная площадка для обсуждения актуальных проблем сегодняшнего дня, поиска различных путей их решения, а также формирования стратегии развития на будущее».

Вице-губернатор Сергей Тарасов, выступая с докладом, отметил, что часть реформ в сфере образования в городе на Неве начали проводить раньше появления национальных проектов. Он рассказал о совершенствовании городской системы профобразования.

Ректор СПбГУ ИТМО Владимир Васильев посвятил свое выступление компьютерному образованию. По его словам, город на Неве – признанный лидер подготовки кадров в области информационных и компьютерных технологий. Проблем в этой сфере много. Прежде всего – отток преподавателей, падение интереса школьников к точным наукам. Без поиска новых организационных и структурных схем, взаимодействия с бизнесом и создания новых образовательных технологий вряд ли можно решить эти проблемы.

Касаясь сокращения бюджетных мест в вузах, Васильев пояснил: в 2005 г., несмотря на их уменьшение в стране примерно на 4%, в Петербурге ни одно такое место не сокращено. В 2006 г. их сокращение в стране составит 10%, а в Петербурге – лишь 2%.

Вузы явно не удовлетворяют потребности рынка труда в программистах. Васильев предложил ряд путей решения этой проблемы, таких как создание новых структур подготовки школьников и студентов в области информатики, дополнительного образования, взаимодействие вузов с работодателями.

С докладом о проблемах среднего профобразования и путях их решения на пленарном заседании конференции выступил председатель Комитета по науке и высшей школе администрации города Александр Викторов.

На пресс-конференции организаторов форума председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректор СПбГУ ИТМО Владимир Васильев, отвечая на вопрос «Военного образования», заявил, что в конце форума будут приняты резолюция и обращение к органам государственной власти с призывом ликвидировать противоречия в нормативной базе. Он заметил, что даже в приоритетном национальном проекте недостаточно внимания уделяется среднему профобразованию.

Участники Международной научно-практической конференции «Образование как национальный приоритет и важнейший ресурс развития общества» обсуждали различные аспекты Болонского процесса в контексте приоритетных направлений развития российского образования, его интеграции с наукой и бизнесом, основные направления патриотического воспитания и молодежной политики, опыт и перспективы военного образования в России.

Одним из пунктов программы форума была образовательная выставочная экспозиция «Интеллектуальный потенциал России». В ее торжественном открытии во дворце спорта «Юбилейный» участвовали ректоры вузов и вице-губернатор Сергей Тарасов. Он назвал это событие днем открытых дверей петербургского профобразования, так как на выставке были представлены практически все гражданские и военные учебные заведения города. Будущие абитуриенты и их родители смогли получить обширную информацию о них. В книжной экспозиции литературу для учащейся молодежи представили более 40 издательств.

В тот же день в Санкт-Петербургском госуниверситете информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) состоялись торжественное открытие VI Всероссийской недели «Компьютерные технологии – школьникам России» и презентация проекта «Исследовательская деятельность студентов». В программу недели вошли интеллектуальные состязания по информатике и программированию, творческие конкурсы и тестовые испытания учащихся 10 – 11 классов. Для педагогов проводились семинары, посвященные подготовке старшеклассников к олимпиадам по информатике и программированию, использованию информационных технологий во внеурочной и воспитательной работе.

В рамках форума прошли также научно-практическая конференция «Качество среднего профессионального образования» и тематические «круглые столы». Под председательством ректора Санкт-Петербургского государственного политехнического университета доктора технических наук профессора Михаила Федорова с участием председателя Комитета по науке и высшей школе правительства города Александра Викторова обсуждалась роль вузов города в инновационных процессах. Региональной системе управления занятостью студентов и выпускников была посвящена дискуссия, которую возглавил ректор Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий доктор технических наук профессор Александр Бараненко. О необходимости развития студенческого самоуправления в учебных заведениях говорили на «круглом столе» под председательством директора колледжа технологии, моделирования и управления Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна Тамары Карлиной.

Как воспитывать патриотов?

В Кадетском корпусе железнодорожных войск в Петродворце прошел «круглый стол», посвященный военно-патриотическому воспитанию и роли вузов в формировании интеллектуального потенциала страны.

Директор МАДО Алексей Ахрамеев представил собравшимся в актовом зале корпуса преподавателям и офицерам гостей – участников образовательного форума, представителей ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, руководителей кадетских классов, региональных отделений МАДО.

Начальник кадетского корпуса генерал-майор Александр Бычков рассказал о его истории, успехах и проблемах. Затем отличникам учебы и лучшим преподавателям вручили грамоты и ценные подарки Санкт-Петербургской межрегиональной ассоциации дополнительного образования.

В новом «Петербургском классе современных информационных технологий», который кадетам подарила МАДО, директор ассоциации Алексей Ахрамеев, говоря о его уникальных возможностях, привел пример недавнего телемоста между Москвой, Мурманском и Волгоградом, в ходе которого была передана эстафета проведения всероссийских военно-патриотических слетов кадетских классов. «Нам очень приятно, что преподаватели, командование кадетского корпуса используют «Петербургский класс» в учебно-воспитательном процессе эффективно, с максимальной пользой, как новый полигон для обкатки инновационных педагогических технологий», – подчеркнул Ахрамеев.

Участники «круглого стола» обсудили злободневные проблемы патриотического воспитания молодежи. Руководитель кадетского класса Алексей Кузнецов рассказал о своем опыте воспитательной работы, подготовке школьников к поступлению в военные вузы. Елена Дубченко, Сергей Коротков и другие вели речь о формах и методах организации патриотического воспитания школьников и студентов, пропаганде здорового образа жизни, использовании личностных ресурсов обучающихся в вузах для получения качественного образования, концептуальных подходах к воспитательной деятельности молодых людей, опыте работы учебных заведений по формированию интеллектуального потенциала выпускников.

С информацией о предстоящем II Всероссийском военно-патриотическом слете учащихся кадетских классов в Волгограде выступил директор МАДО Алексей Ахрамеев. Он отметил, что ассоциация поддержала идею продолжения кадетских слетов потому, что в их основе – не только военная, но и главным образом интеллектуальная составляющая. Для ребят предусмотрена программа испытаний по общеобразовательным предметам. Это принципиально новое, что МАДО привнесла в кадетское движение. Ассоциация добивается, чтобы ребята росли не только красивыми, смелыми, сильными, но и умными.

Алексей Ахрамеев заметил, что на встрече с ректором Российского университета дружбы народов Владимиром Филипповым он предложил создать объединенную предметно-методическую комиссию для организации и проведения олимпиады. К участию в разработке программы пригласили ряд военных и гражданских вузов, которые смогли бы на основе результатов военно-технической олимпиады, запланированной в рамках слета, отобрать для себя наиболее подготовленных, талантливых ребят. На этот призыв откликнулось немало вузов Санкт-Петербурга и других регионов России.

Директор МАДО высказал благодарность Волгоградскому техническому университету, который будет проводить все состязания слета на своей базе, Таганрогскому государственному радиотехническому университету, СПб ИТМО и военным вузам, участвующим в этом благородном деле. Он предложил членам предметно-методической комиссии, возглавляемой доктором технических наук, профессором, проректором Невского института языка и культуры генерал-майором запаса Александром Журавлевым, вместе с преподавателями кадетского корпуса обсудить проблемы организации и проведения военно-технической олимпиады. Пути их решения были найдены в ходе работы предметно-методических секций по математике, физике, химии, биологии, истории России, информатике. Предложения и замечания педагогов дополнили итоговый документ, проект которого подготовила директор Образовательного фонда содействия детям военнослужащих из отдаленных военных городков, гарнизонов и ЗАТО Ирина Козина.

После «круглого стола» его участники ознакомились с организацией учебно-воспитательного процесса и материально-технической базой корпуса, беседовали с воспитанниками.

Кадеты-второкурсники Владимир Киселев, Артем Котов, Дмитрий Кондрухов и Никита Фоменко выразили твердое намерение стать офицерами, рассказали, что в корпусе созданы все условия для интеллектуального, духовного и физического развития юношества, тепло, с благодарностью отзывались о командирах и преподавателях как о высококвалифицированных профессионалах, чутких, внимательных, заботливых наставниках.

Юность науки

Второй день форума был примечателен III Всероссийской межвузовской конференцией молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Образование. Наука. Профессия» и II Всероссийской выставкой исследовательских работ и научно-технического творчества молодежи «Петербург-2006».

«Главная цель нашей конференции – привлечение учащейся молодежи к исследовательской работе, поддержка деятельности школьных и студенческих исследовательских сообществ, молодых ученых, расширение региональных контактов в сфере научно-технической культуры, – рассказал председатель правления МАДО, ректор Санкт-Петербургского государственного гидрометеорологического университета доктор технических наук профессор Лев Карлин. – Ее программа включает II Всероссийскую выставку исследовательских работ и научно-технического творчества молодежи «Петербург – 2006», встречи с представителями вузов Москвы, Санкт-Петербурга, межвузовского исследовательского клуба старшеклассников и студентов «Синяя птица».

Организовали выставку департамент выставочной деятельности Всероссийского выставочного центра, межвузовский центр сопровождения исследовательской деятельности учащейся молодежи, Центральный музей связи им.

А.С. Попова и МАДО. Экспозиция была развернута в Центральном музее связи.

Государственный флаг, который внесла в зал знаменная группа военнослужащих, и Гимн России в начале церемонии открытия подчеркнули цель выставки – укрепление интеллектуального потенциала юношества во имя будущего Отечества.

У микрофона директор МАДО Алексей Ахрамеев:

– Год назад здесь прошла первая Всероссийская выставка исследовательских работ и научно-технического творчества молодежи. В ней участвовали 176 школьников, студентов и молодых ученых. Сегодня в рамках образовательного форума мы открываем вторую выставку. На нее приехали 194 представителя 40 городов 21 региона России. 105 человек будут защищать свои работы на конференции «Образование. Наука. Профессия», 83 представят проекты на II Всероссийской выставке исследовательских работ. В их числе – творчество ребят из 38 отдаленных военных гарнизонов и городков.

Радушная хозяйка – директор Центрального музея связи Людмила Бакаютова отметила, что такая программа в музее становится традиционной. Министерство информационных технологий и связи, возрождая музей, который на 30 лет был закрыт для посетителей, стремилось привлечь молодежь, создать благоприятную среду для роста научно-технической интеллигенции, подрастающего поколения. Программа МАДО – блестящее претворение в жизнь этих замыслов руководителей отрасли и музея. Научно-техническое творчество молодежи – потенциал будущего страны.

Начальник 5-го управления – заместитель начальника Главного управления кадров Минобороны РФ генерал-лейтенант Олег Смирнов, приветствуя собравшихся, подчеркнул:

– Будущее России невозможно без научно-технического прогресса. Вы, участники выставки, победители конкурсов научно-технических исследовательских работ до недавнего времени были разбросаны по всей России. О вас мало кто знал. Теперь благодаря кропотливой работе МАДО вы собраны здесь. Вы именно те, за кем – будущее России. Ваши маленькие победы в научных исследованиях – первый показатель того, что вы любите нашу Родину, будете учиться и служить, чтобы сделать ее мощной и процветающей.

От имени членов жюри конференции доцент кафедры экспериментальной физики Российского университета дружбы народов Сергей Карнилович поздравил ребят с участием в столь представительной выставке.

– Своим творчеством, занятиями наукой, искусством, вы уже сейчас вносите личный вклад в развитие нашего государства. Хочу пожелать всем участникам выставки успехов на этом поприще. Ваши успехи были бы невозможны без тех, кто помогает вам в трудном деле – ваших наставников, – начала свое выступление директор Образовательного фонда содействия детям военнослужащих из отдаленных военных городков, гарнизонов и ЗАТО Ирина Козина. Она рассказала об одном из таких педагогов-подвижников полковнике запаса Сергее Магкаеве, который воспитывал будущих офицеров в военном училище, а ныне трудится заместителем директора МАДО. Вместе с коллегами он побывал во многих военных городках, гарнизонах, вкладывая душу в благородное дело поддержки юных талантов. Даже свой день рождения, совпавший с открытием выставки, полковник Магкаев целиком посвятил заботам о молодежи. Ирина Козина сердечно поздравила коллегу и всех наставников юных участников выставки с победами их подопечных.

– В свое время я приехал учиться в военный вуз из маленького военного городка и очень хочу, чтобы вам, ребята, повезло в жизни, как мне, – обратился Сергей Магкаев к участникам выставки.

От имени директора Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки участников конференции приветствовала заведующая редакцией журнала Минобрнауки «Вестник образования» Марина Жучкова.

Затем была перерезана красная лента, и начался осмотр экспозиции. Десятки стендов трех секций – естественнонаучной, гуманитарной и научно-технической – рассказывали о достижениях молодых исследователей. Авторы работ давали пояснения. Интерес посетителей вызвали исследования ученика 11-го класса белореченской школы №5 Дениса Медведева, посвященные технологиям защиты информации, студентки СПбГУ ИТМО Ксении Поносовой о взаимосвязи эмоционального состояния и здоровья человека, учащегося гимназии №1 Нового Уренгоя Константина Кузьмийчука об истории интернета и других.

В числе заинтересованно оценивающих работы молодых талантов были и руководители военно-учебных заведений Санкт-Петербурга, представители Ленинградского военного округа и других силовых структур Северо-Запада. Возглавлял их начальник 5-го управления – заместитель начальника Главного управления кадров Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Олег Смирнов.

Генералы и офицеры беседовали с ребятами, делали пометки, очевидно, для того, чтобы приглашать юные таланты на учебу в военные вузы. Особый интерес они проявили к работам двух курсантов Михайловской военной артиллерийской академии (МВАА). Третьекурсник Валентин Ларькин посвятил свое исследование тенденциям развития и использования холодного оружия в Российской армии, а курсант Игорь Аленин подготовил электронный учебник по военной истории. Помогал им в реализации проектов кандидат исторических наук доцент МВАА полковник Владимир Мильбах.

Генерал-лейтенант Смирнов, общаясь с курсантами и офицером-наставником (на снимке), поблагодарил их за серьезный творческий труд, пожелал новых успехов в научном поиске и службе. Крепко пожал подчиненным руки и начальник академии генерал-лейтенант Владимир Константинов.

– Они, образно говоря, наши первые ласточки, – сказал он. – В следующем году мы намерены выставить на суд научной общественности еще несколько исследовательских работ. Благо у нас около 20 военно-научных кружков, в них занимаются почти 80% курсантов и слушателей академии.

– Это очень серьезное мероприятие, от которого зависит, каким будет наше будущее, и проводить его нужно ежегодно, – подчеркнул начальник Военной академии тыла и транспорта им. генерала армии А.В. Хрулева генерал-лейтенант Валерий Московченко. – Именно образование двигает прогресс. Коль мы хотим идти в ногу со всем миром, надо взять на вооружение передовое и в образовательном процессе, и в оснащенности, и в самих подходах к непрерывному образованию. Хотим мы этого или нет, надо входить в единую систему образования.

Начальники военных вузов, с которыми довелось общаться, единодушно заявляли, что их подчиненные будут активно участвовать в смотрах научно-технического творчества молодежи.

А как относится к выставке молодежь?

Автор работы «Искусство и наука на рубеже конца XIX и начала XX веков: революция в сознании» студент 2 курса СПбГУ ИТМО Давид Меликджанян на мой вопрос ответил:

– Прежде всего хочу выразить признательность МАДО, которая помогла мне приехать из северного сибирского края и поступить в престижный вуз Санкт-Петербурга. Я рад уже второй раз участвовать в столь представительной выставке. Ее организаторы – молодцы, безусловно, заслуживают сердечной благодарности молодежи.

Здесь мы смогли и себя показать, и других посмотреть. Выставка дает ее участникам шанс реализовывать свой интеллектуальный и духовный потенциал. Мы общались в молодежном кругу, обменивались опытом, с некоторыми ребятами я успел даже подружиться. Мое внимание привлекли исследовательские работы в области космонавтики, применения компьютерных, информационных технологий.

Ученица гимназии № 5 Мурманска Татьяна Осипова:

– Выставка значительно обогатила меня новыми знаниями, расширила кругозор, познакомила с ребятами. Я стала более уверенной в своих силах. Решила: буду поступать в медицинский. Тема моей научной работы – «Ботанические игрушки для взрослых» – результат четырехлетнего исследования растений-хищников в условиях Крайнего Севера.

В III Всероссийской межвузовской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия», прошедшей в Центральном музее связи, участвовали представители Московского государственного технического университета, Государственного университета гуманитарных наук, Российского университета дружбы народов, Ленинградского госуниверситета им. А.С. Пушкина, двух Санкт-Петербургских госуниверситетов – информационных технологий, механики и оптики, а также морского технического и Михайловской военной артиллерийской академии.

* * *

В программе форума достойное место заняли проблемы укрепления интеллектуального потенциала обороны и безопасности России, реформирования военного образования. Об этом, а также об итогах форума, награждении победителей интеллектуальных состязаний и участников выставок – в следующем номере.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте