Данная викторина предназначена для внеклассной работы со старшеклассниками и преследует цель расширения их кругозора и повышения интереса к учебе. Викторина может быть использована для организации общественного смотра знаний, школьных вечеров, семинаров по изучению опыта внеклассной работы, методической недели в школе. В игре принимают участие три команды произвольной численности. В число зрителей могут входить одноклассники игроков, их родители, друзья и знакомые. За неделю до ее проведения учитель знакомит игроков с сеткой викторины и темами резервных вопросов (о которых будет сказано ниже), дает необходимые пояснения и список рекомендованной литературы.
Перед началом игры команды разыгрывают право выбора линии старта, выполняя на время одно и то же задание, которое в дальнейшем будет называться предварительным. Команда, которая раньше других правильно выполнит это задание, начинает игру первой. Учитель читает вопрос вслух для зрителей, а команде дает карту с его записью. “Стартовый” вопрос состоит из двух частей. Это основной вопрос (N 1) и дополнительный (N 2), который задается в случае неправильного ответа на основной (после хода соперников). Верно ответив на этот вопрос, команда, после хода соперников, выбирает тему следующего, пользуясь указателями (стрелками). В случае неверного ответа команда возвращается на исходную позицию и после хода соперников пытается ответить на другой вопрос. Команда, неправильно ответившая на все вопросы, которые она имеет право выбрать по указателям, выбывает из игры В случае, если одна из команд выберет путь к вопросу, на который правильно ответили их соперники, следует воспользоваться одним из резервных вопросов, приведенных ниже, или одним из вопросов, возврат к которому невозможен. Побеждает команда, первой ответившая на один из трех вопросов “линии финиша”.
Правильные ответы даны в скобках после каждого вопроса.
Вопросы
Предварительное задание: Международным сигналом бедствия на море являются слова:
а) “Спасите наши души” ( SOS);
б) “Кораблю нужна помощь” (SNS);
в) “Приходите немедленно, опасность” (SQD). (Правильный ответ: в).
Стартовый вопрос линии I
На севере и юге
N 1. В переводе на русский язык корабли этого знаменитого путешественника и исследователя носили названия “Попытка” “Решение”, “Риск” и “Открытие”. Он был первым, кто пересек оба полярных круга, и его достижение не скоро повторили другие исследователи. (Ответ: Джеймс Кук).
N 2. Вопреки утверждению знаменитой песни, наш герой погиб не в Австралии, а на одном из Гавайских островов. (Ответ: Джеймс Кук)
Стартовый вопрос линии II
Романтические корабли
N 1. До сих пор остается неясным вопрос, вдохновлял ли строителей первых кораблей этого типа, появившихся в Португалии в XV веке, собственный талант, или к ним попали рисунки китайских джонок, на основе которых они работали. Подводная часть этих судов напоминает тело водоплавающей птицы, они маневренны, быстроходны, могут плыть практически рядом и хорошо выдерживают удары волн о корму. (Ответ: каравеллы).
N 2. На трех кораблях этого типа совершила свое знаменитое плавание к берегам Нового Света экспедиция Христофора Колумба. (Ответ: каравеллы).
Стартовый вопрос линии III
Первый корсар “моря Мрака”
N 1. Именно этот океан моряки средневековой Европы называли “морем Мрака”. (Ответ: Атлантический океан).
N 2. Кажется странным, но первым корсаром, завоевавшим широкую известность на этом океане, была женщина – француженка Жанна де Бельвиль. (Ответ: Атлантический океан).
Вопросы по указателям
Географический подвиг биолога
Английский путешественник Ферье писал об Афганистане: “Иностранец, которому случится попасть в нее, будет под особым покровительством неба, если выйдет оттуда здоровым, невредимым, с головой на плечах”. Неудивительно, что нашему герою, знаменитому российскому ученому, установившему основные географические центры происхождения культурных растений (всего – 7), за экспедицию в эту страну была присуждена золотая медаль им. Пржевальского “За географический подвиг”. (Ответ: Н. Вавилов).
Вместо шампанского
Чтобы построить судно “Мод” для штурма Северного полюса, этот знаменитый норвежец потратил все свои деньги, так что вместо бутылки шампанского о его борт пришлось разбить сосульку. (Ответ: Руал Амундсен).
Преступление и наказание
Одним из наказаний экипажа этого знаменитого корабля был запрет на употребление пива и курение. (Ответ: “Летучий голландец”).
“Южное море”
Именно этот океан в XVII веке обычно называли “Южным морем”. (Ответ: Тихий океан).
Чудо из чудес
Первым европейцем, увидевшим этот природный объект Северной Америки, был французский монах Луи Хенненин. Восхищение его было настолько велико, что он “упал на колени и возблагодарил Господа”. А вот великий насмешник О. Уайльд назвал его “вторым разочарованием новобрачной”. Назовите этот знаменитый географический объект. (Ответ: Ниагарский водопад).
Королевские корабли
Какие суда в Великобритании называются “кораблями его (ее) королевского величества”? (Ответ: военные корабли).
Море без рек
Это море является единственным, в которое не впадает ни одна река. (Ответ: Красное море).
А собаки лучше
Руал Амундсен в своем походе к Южному полюсу в качестве ездовых животных выбрал собак, а каких животных использовал его соперник Роберт Скотт? (Ответ: низкорослых маньчжурских лошадей).
Туда и обратно
Нос и корма кораблей этих суровых воинов были одинаковой формы, что позволяло идти на веслах в любом направлении, не разворачиваясь. (Ответ: ладьи викингов).
Скажи мне правду, атаман
В XIX веке в честь этого донского атамана был назван новейший корабль военно-морских сил Великобритании. (Ответ: герой войны 1812 г. и зарубежных походов русской армии М.И. Платов).
“Замкнутый” океан
Этот океан географы средневековой Европы считали замкнутым. (Ответ: Индийский океан).
Вопросы линии финиша
Линия I
Запрет Дрейка
Френсис Дрейк был не только известным мореплавателем, совершившим кругосветное путешествие, но и знаменитым корсаром. Тем большее удивление вызывали у современников порядки на его судне, особенно этот запрет. Назовите его. (Ответ: запрет на сквернословие).
Линия II
Голубая лента
Голубой вымпел именно такой длины имело право носить на своей мачте судно, прошедшее трансатлантическое расстояние с рекордной скоростью. (Ответ: длина голубой ленты в метрах была равна средней скорости в узлах, которую развивало судно на этой дистанции).
Линия III
У природы нет плохой погоды
Именно так называются циклоны, возникающие в западной части Тихого океана и в Китайском море. (Ответ: тайфуны).
Резервные вопросы
Линия I
Последний вопрос Людовика XVI
Садясь на повозку, которая должна была доставить его на эшафот, Людовик XVI спросил, нет ли вестей об этом мореплавателе, отправленном Францией в кругосветное путешествие. (Ответ: Лаперуз).
Линия II
Шотландский котел
В 1820 г. один шотландец, живший на берегу реки Клайд, заметил на воде плавающий металлический котел. Это наблюдение имело огромные последствия для судостроения. Какие? (Ответ: так было изобретено первое металлическое судно; до этого априори считалось, что железо обязательно должно утонуть в воде).
Линия III
Часть света
Эта часть света единственная, которая омывается всеми четырьмя океанами. (Ответ: Азия).
Валерий РЫЖОВ, историк
Протвино, Калужская область
Комментарии