Словосочетание «интеллектуальный конфликт», на мой взгляд, определяет как ситуацию, складывающуюся с будущим предметов, которые сегодня объединены в номинации, а завтра будут, возможно, объединены в школьной практике, так и содержание работ, поступивших в этом году на конкурс. Одно во многом определяет второе, поэтому невозможно не сказать об этой связи.
«Рабочий и колхозница», «Живые и мертвые», «Отцы и дети», «Красное и черное», «Война и мир»… Задумывались ли вы, коллеги, о многозначности союза и? Да, конечно, союзы, так же как и предлоги, не имеют самостоятельного значения, и под значением союза понимают те грамматические отношения, которые возникают между синтаксическими единицами. Союз и соединяет части сложного предложения на основе равноправия, однофункциональности, полной позиционной равнозначности, то есть выражает отношения, полностью противоположные подчинительным. В то же время союз и является потенциальным носителем широкого круга значений: соединительно-результативного, соединительно-следственного характера (он способен передавать информацию типа и в результате, и таким образом, и значит; соединительно-противительных и соединительно-уступительных – и все-таки, и однако, и тем не менее, то есть вопреки ожидаемому. То есть нельзя утверждать приоритет рабочего над колхозницей, а красного над черным. Позиция равноправия, представленная в данном перечне названий, боюсь, не найдет своей реализации в названии и сути, а потом и преподавании предмета в соответствии с федеральным государственным стандартом для старшей школы. Пока ломаются копья по поводу объединения в старшей школе предметов «Русский язык» и «Литература», обсуждается, каким же должен быть новый экзамен, призванный проверить уровень сформированных умений и навыков учащихся в результате изучения этого предмета, мы читаем работы, пришедшие на конкурс в нашей номинации. Несмотря на использование приемов лингвистического анализа текста на уроках литературы и привлечения текстового материала художественных произведений на уроках русского языка, это по-прежнему, к счастью, происходит на самостоятельных и самоценных уроках русского языка и литературы. Что подтверждает и статистика конкурса: прислано 9 сценариев уроков, методических материалов по русскому языку и 14 сценариев уроков и методических материалов по литературе.Часть вторая, методическаяКнязь Горчаков: «И что же происходит в России?»Карамзин: «Как обычно… Воруют-с».Исторический анекдот Этот исторический анекдот приходит на ум, когда читаешь работы этого года. «Авторское право», «интеллектуальная собственность», «плагиат» – слова то ли незнакомые некоторым, с позволения сказать, авторам, то ли игнорируемые ими абсолютно. Отдельные участники в совершенстве владеют технологиями поиска информации и, найдя понравившуюся статью, разработку урока, презентацию на различных образовательных ресурсах – от оригинальных учительских блогов до материалов журнала «Русская словесность» и «Российской газеты», публикующей замечательные работы Дмитрия Шеварова, так проникаются красотой идеи, что невольно (не могу допустить здесь наличия злого умысла!) начинают считать эту идею (урок, презентацию и пр.) своей, и только. И ни тебе ссылки на сайт, откуда взята работа целиком (!) и без изменений (!) от названия, целеполагания до презентации, ни указаний на использование идеи, материалов конкретного человека… Прямо по Губерману:Я пришел к тебе с приветом, я прочел твои тетради: в прошлом веке неким Фетом был ты жутко обокраден. Не указываем фамилии тех (а это, к сожалению, несколько человек), чьи работы не рассматриваются в рамках данного конкурса по причине, указанной выше. Без морали и нотаций напоминаем нашим будущим участникам о необходимости корректного обращения с чужим текстом: цитирование, список использованных ресурсов, указание, что основой работы стала идея учителя N, – это норма среди профессионалов, какими мы с вами стремимся быть!Екатерина II, глядя, как слуги тащат с дворцовой кухни мешки продуктов, каждый раз говаривала одно и то же: «Хоть бы мне что-нибудь оставили!» Она видела добрый знак – воровать есть что. А идей-то у нас, из которых потом возникнут методические шедевры, ого-го сколько! В рамках данной статьи не буду подробно анализировать все присланные материалы, отмечу плюсы и минусы наиболее ярких работ.Дефлер Нина Антоновна (Омская область, Исилькульский район, Солнцевская средняя школа), урок русского языка в 3-м классе «Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (на конце и в середине слова)». Сценарий урока представлен в виде технологической карты, разумно и последовательно учитель описывает каждую задачу и показывает принципы работы со школьниками в контексте поставленной задачи.На уроке создается учебная ситуация интеллектуального конфликта, идет обучение прогнозированию содержания урока, школьники получают навыки самооценки, демонстрируют умения работать с текстом, находить информацию, перерабатывать ее. Учащиеся обсуждают учебные проблемы, выдвигая свои идеи, убедительно защищая высказываемую ими точку зрения и проявляя внимание и уважение к чужой точке зрения.Учитель организует учебный процесс так, что ее ученики могут обсуждать и выдвигать предположения о наиболее эффективных способах организации речи. Работая в парах, они уже готовы обоснованно поставить дифференцированную оценку своим действиям.Ситникова Валентина Михайловна (Пенза, лицей современных технологий управления №2), литературно-историческая игра для 5-6-х классов «Умники и умницы»: «Недаром помнит вся Россия…».Хорошая идея, большая подготовительная работа, много краеведческих заданий – региональный компонент всегда необходим. Задания обращают школьников к литературе, истории, русскому языку, географии, и это умелое использование межпредметных связей. Игровая технология – одна из любимых и беспроигрышных с детьми 5-6-х классов.К недостаткам работы отнесем тот факт, что не все вопросы и задания отличаются логикой, есть неоправданные повторы, отсутствует четкость в формулировках. Так, в третьем агоне предлагается конкурс красноречия. По условию ответ на вопрос должен прозвучать через 30 секунд после вопроса, но, согласитесь, это проверка скорости, но никак не умения говорить образно, ярко, эмоционально, убедительно, красноречиво. В игре Юрия Вяземского, ставшей моделью для данного урока, вопросы кратки и предполагают краткие и содержательные ответы, не требующие такого объема фактических знаний статистического характера: годы рождения людей, их имена, исторические даты, названия губерний и пр.Ильина Рита Тимофеевна (Приморский край, Октябрьский район, с. Покровка, Покровская средняя школа), «Использование технологии активного обучения на уроках русского языка и литературы». Работа очень интересная, актуальная, направлена на развитие творческой инициативы, интереса к учению, формирование положительной мотивации учебной деятельности, воспитание культуры умственного труда и поведения на уроке, умения сотрудничать.То, что учитель заявляет об авторстве разработки и отсутствии аналогов, не вызывает никакого сомнения.Но представленный урок трудоемок в плане подготовки к нему, требует от учителя не просто обязательного выполнения своего функционала, а выполнения с любовью. Сама схема проведения осложнена, а ведь слово «технология», вынесенное в название работы, предполагает возможность переноса опыта, использования его коллегами. Ефимова Тамара Ивановна (Ставропольский край, Благодарненский район, пос. Ставропольский, средняя школа №3), урок литературы в 11-м классе «Образ матери в поэме Анны Ахматовой «Реквием». Урок структурирован, есть сочетание индивидуальной и фронтальной работы учащихся; хорошо подобраны тексты для их выступления от имени историка, поэта. Однако насколько важно и целесообразно включать в такой урок закрепляющие тесты, которые разрушают эмоциональную атмосферу урока? Немчанина Екатерина Сергеевна (Пермский край, город Кизел, муниципальное специальное (коррекционное) бюджетное образовательное учреждение школа-интернат VIII вида), номинация «Коррекционная педагогика», урок русского языка на тему «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». Среди достоинств материала отмечу вариативность заданий, соответствие их особой группе школьников, для которых есть определенные медицинские рекомендации; большое количество предложений, подобранных для тренировочных работ. Задания ориентированы на создание ситуации успеха у детей с разными возможностями. Учитель занимается профориентационной работой на уроке, что имеет практическую направленность, помогает школьникам сделать правильный выбор. Среди недостатков – не всегда корректно с методической точки зрения сформулированы сами задания.Ясинская Светлана Георгиевна (Вологодская область, город Череповец, средняя школа №22), электронный путеводитель-практикум для школьников «Композиция художественного текста».Материал работы отлично структурирован, продуман каждый шаг, ведущий к цели, – обучение школьника интерпретации художественного текста и анализу его структуры. Задания и особенности их выполнения способствуют формированию УУД у учащихся, создают на уроке учебную ситуацию, при которой активированы познавательные и коммуникативные действия (ситуация применения имеющихся знаний и объяснения их с точки зрения научности). Особую практическую ценность представляет проверочный тест, составленный учителем по специальному шаблону.Общие замечания, касающиеся многих работ1. Несоблюдение правил оформления информации на слайдах презентаций (размер шрифта не соответствует санитарным нормам по созданию презентаций, неудачное цветовое решение, перегрузка видеоряда).2. Неоправданно большой объем презентаций. Можно ли в течение 45-минутного урока качественно поработать с презентацией в 63 слайда? Если нет, то тогда зачем такой объем? Становятся бессмысленными все придуманные вопросы, дети просто не успеют на них ответить. 3. Несоответствие плана урока и его воплощения, представления в материалах. Если заявлено, что по сценарию дети работают в группах, то было бы хорошо увидеть результаты этой работы, а из присланного материала явствует, что на все вопросы отвечает учитель. И уж если есть ссылка на 11-й слайд презентации, где речь идет о нарисованных детьми рисунках, то эти рисунки должны быть!4. Некоторые материалы дублируют уже имеющиеся в большом количестве пособия, что вызывает вопрос об их целесообразности (хотя допускаю и другую позицию – школьникам особенно приятно работать со справочными материалами, автором которых является их учитель).5. Отсутствие или формальное обозначение цели и задач урока. В сценарии урока, тем более конкурсного, все же должны быть задачи и цели, которые в ряде присланных работ выглядят достаточно мелко (пусть это будет сформулировано не просто узнать об однородных членах предложения, героях войны 1812 года, словарях и так далее, а, например, так: обучение умению самостоятельно получать знания, развитие речи, обогащение и усложнение словарного запаса, формирование умений анализировать, сравнивать, доказывать, воспитание личностных качеств на примере героев Отечественной войны 1812 года и так далее).6. Не до конца используем (или не используем вовсе) весь потенциал привлекаемого языкового материала. Например, в одном из материалов есть информация о том, что бабушка Михаила Лермонтова пожертвовала сто рублей на спасение Москвы и России. Что дает этот факт? Информация не становится знанием, она не очень понятна современным детям, которых такая сумма не удивит, если вообще не рассмешит. Можно и нужно сказать, что в те времена одна пушка стоила 6 рублей, вот и пусть бы посчитали, сколько пушек для русской армии приобрела Е.А.Арсеньева. Это и запомнится, и будет иметь отклик.Или другой пример: учитель говорит, что бой с французами должен был состояться у деревни Бородино. Может быть, дать возможность детям сделать предположения, почему именно там? В чем были расчет и замысел М.И.Кутузова? Как это характеризует главного полководца Отечественной войны? И еще: в презентации дан слайд о булате, где упоминается булатная сталь. А если предложить не просто выучить наизусть стихи, а подготовить краткие справки к словам из текста, какие сегодня не употребляются совсем или используются редко? Тогда и булатная сталь приобрела бы какие-то более ясные очертания.Конечно, это требует от учителя и сил, и времени, понятно, что ребята будут пытаться отвечать и вопросы вызовут интерес. Однозначно и то, что учитель должен быть готов ответить на все вопросы сам кратко, очень понятно и убедительно. Но без этого расширения информационного поля учащихся урок (презентация) проигрывает, превращаясь в изложение фактов, не требующее обсуждения, осмысления, анализа.По традиции заканчиваем обзор работ перечислением фраз и сочетаний, которые вызывают улыбку. «В год 200-летия Бородинского сражения, когда все взоры устремлены в славное прошлое, когда хочется знать, как это было, понять настроение людей, почувствовать вкус неба и земли, на которую ступила нога неприятеля, в руки просятся документы и книги о времени героев».«Голос матери в поэме достоин монумента». «Выявление проблем, которые встали перед героем через групповую работу».Улыбнитесь, коллеги!Ирина ДОБРОТИНА, научный сотрудник Лаборатории дидактики русского языка Института содержания и методов обучения РАО, учитель русского языка Московского культурологического лицея №1310
Комментарии