search
main
0

Интеллектуальные «олимпийцы». Как Россия поддерживает одаренных школьников

Ежегодно более 6 млн школьников принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников – главном интеллектуальном соревновании страны. Из общего числа участников только 5000 доходят до заключительного этапа олимпиады и 39 участников представляют Россию в составе сборных на международных интеллектуальных соревнованиях. По результатам прошедших в 2015 году международных состязаний Российская Федерация вошла в десятку сильнейших стран мира. Стабильные результаты на олимпиадах такого уровня показывают сборные по химии, физике, информатике и математике.

Традиционно Министерство образования и науки Российской Федерации  подводит итоги проведения интеллектуальных состязаний школьников, а также обозначает программу действий на ближайший период. В текущем году всероссийская конференция по итогам проведения интеллектуальных соревнований прошла в Челябинске. Этот регион был выбран не случайно. Челябинские школьники показывают стабильно высокие результаты в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. В течение последних трех лет по этому показателю область входит в пятерку самых успешных регионов. Участие в конференции приняли представители Министерства образования и науки, организаторы олимпиад в субъектах Российской Федерации, руководители и учителя школ, которые ведут работу с детьми, проявившими выдающиеся способности в обучении.Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России  Павел Сергоманов отметил, что в текущем году значительно увеличилось число призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников.«В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Владимира Путина приказом Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. №249 в Порядке проведения всероссийской олимпиады установлены квоты победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Они составляют не более 45% от общего числа участников данного этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету. Применив их в 2015 году, мы получили рост количества призеров олимпиады. Теперь их 1681 человек против 1048 человек в 2014 году, – отметил Павел Сергоманов. – В текущем учебном году состоялся «запуск» предметных олимпиад по испанскому, китайскому и итальянскому языкам. Олимпиады по указанным предметам проводятся в 19 субъектах Российской Федерации. Вероятно, для первого года это неплохо. Однако на перспективу необходимо понимать, будут ли развиваться данные олимпиады. Возрастет ли количество участников этих олимпиад? Есть ли востребованность в их проведении у обучающихся? Вопрос требует проработки».Также Павел Сергоманов коснулся вопроса обеспечения равных возможностей для подготовки и участия школьников в интеллектуальных состязаниях.«Не секрет, что победителями заключительного этапа олимпиады по конкретным общеобразовательным предметам из года в год становятся представители тех субъектов, где ведется систематическая работа по сопровождению талантливых детей, выстроена модель сетевого взаимодействия школы с вузами, организациями дополнительного образования, введена практика обучения по индивидуальному учебному плану, – говорит Павел Сергоманов. – К таким регионам относятся Москва, Санкт-Петербург, Удмуртская Республика, республики Мордовия и Татарстан, Пермский край, Московская, Челябинская, Кировская, Новосибирская, Свердловская области. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что возможности регионов различны. Чтобы сегодня побеждать на олимпиаде, детей необходимо к ней готовить: проводить летние и зимние школы, стажировочные занятия, семинары для учителей и прочее. А это требует немалых ресурсов: финансовых, кадровых, технических. Здесь положение регионов разное. Для реализации прав детей, проявляющих выдающиеся способности, мы должны построить соответствующие механизмы. Для обеспечения представительства всех регионов Минюстом России предложено установить количество баллов, необходимое для участия в заключительном этапе олимпиады, по каждому общеобразовательному предмету по каждому классу для каждого субъекта Российской Федерации».Также на конференции были заслушаны отчеты заместителя директора Института мониторинга качества образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Валентины Абатуровой, доцента кафедры естественно-математического образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Марины Цветковой, специалистов образовательных учреждений Челябинска и Челябинской области.На конференции коснулись и вопросов освещения олимпиадных событий. «На сегодняшний день выстроена эффективная система коммуникаций с участниками Всероссийской олимпиады школьников, которая включает использование интернет-сайта олимпиады, социальных сетей, – говорит Василий Василенко. – Еженедельно мы получаем от 5 до 15 обращений от учителей и школьников по различным вопросам. Наши специалисты оперативно информируют школьников и помогают найти ответы на самые часто задаваемые вопросы. Кроме того, нами были разработаны плакаты, которые переданы во все школы, где указана последовательность проведения Всероссийской олимпиады школьников, предоставлена контактная информация, по которой школьники могут получить самые исчерпывающие ответы».Участники конференции посетили 10 образовательных организаций Челябинска, в которых сложилась уникальная система работы с одаренными школьниками.  Каждый участник конференции смог ознакомиться с технологиями и методиками работы с одаренными детьми, которые используются в настоящее время в регионе, посетить предметные лаборатории, экспериментальные площадки, а также пообщаться с педагогами и обучающимися в данных образовательных учреждениях.​Карина КРУПЕНЧЕНКОВА, менеджер проекта «Всероссийская олимпиада школьников»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте