Турнир эрудитов
Игра проводится в форме средневекового рыцарского турнира и делится на этапы, именуемые “днями”.Участвуют три команды (до 10 чел. в каждой).
День первый
I. Представление команд, эмблемы-щита и комментарий к ней (до 3 баллов).
II. Вызов на бой.
Задание 1. Переведи латинские изречения (до 5 баллов, учитывается точность перевода): Repetitio est mater studiorum (Повторение – мать учения), Consvetudo est altera natura (Привычка – вторая натура), De gustibus et colaribus non disputandum est (О вкусах не спорят).
Задание 2. Каждая команда получает конверт с 12 карточками, на которых изображены ноты, пушка, перо, сердце, пистолет, треуголка, кисть, дым, бриллиант, вид Москвы, Италии, портрет Т.Шевченко и написаны изречения без указания автора:
“Нам чувство дико иль смешно” (А.С.Пушкин);
“Ум и дела твои бессмертны” (Н.А.Грибоедова);
“Он представил человека как можно прекраснее” (Н.В.Гоголь).
Участникам необходимо выбрать 4 изображения и изречение в качестве девиза, которые составили бы герб указанного лица: Наполеона, Грибоедова или Брюллова. Выбор обосновать (до 10 баллов).
Ответ:
III. Выбор оружия, тупого или острого (до 3 баллов).
Расшифровать фразы-перевертыши. Например:
Тот новое забудет, кому зубы вставят – Кто старое помянет, тому глаз вон.
а) С ленью опустишь мясо на сушу – Без труда не вынешь рыбку из пруда;
б) Тяжело под печенкой при пляске грустной – Легко на сердце от песни веселой;
в) Бортпроводник по фамилии Иванов отвратителен и ненавистен – Стюардесса по имени Жанна, обожаема ты и желанна.
IV. Конкурс “Узнайте автора изречения”.
Команды соревнуются по очереди. Герольды зачитывают каждой из них изречение, автора которого участники должны назвать, получив за правильный ответ 10 баллов. За каждый наводящий вопрос снимается 1 балл.
Если автор изречения не узнан, право ответа предоставляется другим командам.
1. “Учись прощать ошибки других, никогда не прощай собственных” (А.В.Суворов)
– Он знал восемь языков
– Один из первых альпинистов
– У него одна из самых скромных могил в мире при огромных заслугах перед Отечеством
– Вел спартанский образ жизни
– Отец был денщиком у одного из императоров
– Памятник в Санкт-Петербурге на Марсовом поле не был убран в блокаду и не был задет ни одним снарядом
– Не проиграл ни одного сражения и удостоен высшего воинского звания.
2. “Мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впасть в их ошибки, их заблуждения и суеверия” (П.Я.Чаадаев)
– Жил в Москве на Ново-Басманной улице
– “Друг мой…никогда я тебя не забуду. Твоя дружба мне заменила счастье, одного тебя может любить холодная душа моя” (из письма одного известного человека – другому (Пушкин – Чаадаеву)
– Его судьба повторила судьбу одного известного литературного героя, а другой литературный герой подражал ему (Чацкий, Онегин)
– Один из великих мыслителей своего времени
– Военный, участник известных сражений
– Декабрист без декабря
– Ему посвящены строки “Товарищ, верь, взойдет она…”
3. “Веселились от напитков, были все сильны и шумны. Однажды пребывание в состоянии шумности едва не закончилось трагическим исходом” (А.Д.Меншиков)
– Еще в детстве занимался индивидуальной трудовой деятельностью
– Был удостоен высших наград Отечества
– Адмирал Красного флота
– Президент Военной коллегии
– Самый богатый человек своего времени
– Обласкан двумя императрицами, но кончил жизнь в Сибири
– Вдохновил одного из русских художников на создание знаменитой картины (В.Суриков, “Меншиков в Березове”).
V. Состязание
Задание 1. Инсценировать пословицы (пантомима – до 10 баллов). Один человек из команды – режиссер – подбирает себе артистов из публики.Ответ дает команда соперников (3 балла).
а) Семь раз отмерь – один раз отрежь
б) У семи нянек дитя без глазу
в) Язык до Киева доведет
Задание 2. Придумать начало стихотворения в течение 10 мин. Поэты – по два человека от команды (до 30 баллов).
Последними должны быть данные строки:
“Вот так он узнал, что бывают на свете
Такие плохие и грубые дети” (Рената Муха)
Задание 3. Пока поэты пишут свои шедевры, команды участвуют в конкурсе “Дальше, дальше, дальше…”. Каждая отвечает в течение 3 мин. на свой блок вопросов. Учитываются правильность и быстрота ответов (Один ответ – 1 балл).
(См. приложение N 1, 2, 3).
День второй
Индивидуальные состязания “Кто больше”. По 1 чел. от каждой команды (по 1 баллу за правильный ответ).
Задание 1. Назвать по очереди произведения живописи:
а) на литературный сюжет,
б) на исторический сюжет.
Задание 2. Назвать по очереди пары литературных героев. Например, Ромео и Джульетта.
Задание 3. Литературная викторина “Маска, я вас знаю!”(см. приложение 4)
День третий
Массовые состязания – игра со зрителем.
Задание 1. Кто больше назовет слов, оканчивающихся на – фон.
Задание 2. Продолжить перевод имени на иностранный язык: Иван – Жан – …
Задание 3. Узнай произведение по эпиграфу:
а) “На зеркало неча пенять, коли рожа крива” – Н.В.Гоголь, “Ревизор”;
б) “Береги платье снову, а честь смолоду” – А.С.Пушкин, “Капитанская дочка”;
в) “Стрелялись мы” (Баратынский) – А.С.Пушкин, “Выстрел”;
г) “Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая пробуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, – следствие чувства превосходства, быть может, мнимого” – А.С.Пушкин, “Евгений Онегин”;
д) “Во всех ты, душенька, нарядах хороша” – А.С.Пушкин, “Барышня-крестьянка”.
Финал состязания
I. Выбор Прекрасной Дамы. Представители команды выбирают из публики Даму, которой будет посвящен следующий конкурс.
II. Конкурс менестрелей (до 30 баллов) – буриме. Герольды раздают карточки с одинаковыми для всех команд заданными рифмами.
Награждение
Называются и поздравляются команды-победители.
Особо отличившемуся игроку из любой команды присваивается почетное звание Кота Ученого с вручением диплома.
За победу в творческом конкурсе (день первый, состязание V, задание 2) вручается символическое гусиное перо.
За глубокие знания истории вручается символический лавровый лист.
Паузы между соревнованиями и конкурсами можно заполнить заранее подготовленными музыкальными и рекламными паузами на школьные темы.
Приложение N 1
Вопросы команде N 1 (день первый, состязание V, задание 3)
1. Как называется уязвимое место у человека?
(Ахиллесова пята)
2. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем?
(Это один и тот же город)
3. Муза истории?
(Клио)
4. На что выменял Остап Бендер стул у людоедки Эллочки?
(На ситечко)
5. Что означает “А ля гер ком а ля гер”?
(На войне как на войне)
6. Родовое имение Льва Толстого?
(Ясная Поляна)
7. На каком носу можно зарубить?
(Нос – палочка для зарубок)
8. Чьи слова: “И жить торопится, и чувствовать спешит”
(Вяземский)
9. Кто написал “Путешествие из Москвы в Петербург”
(А.С.Пушкин)
10. Греческий вариант богини Венеры?
(Афродита)
11. Собор Парижской богоматери?
(Нотр Дам де Пари)
12. Автор “Сикстинской мадонны”?
(Рафаэль)
13. В каком стиле построено старое здание Московского университета?
(Классицизм)
14. Национальная эмблема Франции?
(Галльский петух)
15. Когда воевала свинья?
(В Ледовом побоище)
16. Как звали писателей Толстых?
(Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич)
17. Для чего служило Лобное место?
(Для чтения царских указов)
18. Второе название картины “Джоконда”?
(“Мона Лиза”)
19. Что выше – Биг Бэн или Эйфелева башня?
(Эйфелева башня – 319 м)
20. Кого звали Александрами Сергеевичами?
(Пушкина и Грибоедова)
21. Река, воспетая Некрасовым?
(Волга)
Приложение N 2
Вопросы команде N 2 (день первый, состязания V, задание 3)
1. Какая лошадь выиграла войну?
(Троянский конь)
2. Как проехать из Дерпта в [[smpbold]]рьев через Тарту?
(Один и тот же город)
3. Кто основал государство, которого никогда не было?
(Утопия Томаса Мора)
4. Каким стихотворным размером писал Васисуалий Лоханкин?
(5-стопный ямб)
5. Что означает “се ля ви”?
(Такова жизнь)
6. На чьем портрете сделана надпись: “Победителю-ученику от побежденного учителя”?
(Жуковского)
7. Что такое баклуша?
(Заготовка для ложки)
8. Кто из литературных героев был с Пушкиным на дружеской ноге?
(Хлестаков)
9. О какой дороге идет речь в стихотворении Н.Некрасова?
(О железной)
10. Из-за какой женщины начали войны ахейцы?
(Из-за Елены)
11. Город, который стоит мессы?
(Париж)
12. Что такое “лукоморье”?
(Излучина)
13. Кто сказал: “А все-таки она вертится”?
(Галилей)
14. Символ Французской республики?
(Марианна во фригийском колпаке)
15. Кто спас Рим?
(Гуси)
16. Кто такой Козьма Прутков?
(А.К.Толстой и братья Жемчужниковы)
17. Что такое арабески?
(Арабский орнамент, фигура в балете, сб. Н.В.Гоголя)
18. Русский вариант имени Клер?
(Светлана)
19. В Санкт-Петербурге – Эрмитаж, в Москве – Третьяковская галерея, в Париже – ?
(Лувр)
20. Персонажи-однофамильцы у Тургенева и Чернышевского?
(Кирсанов)
21. Кто искал зеленую палочку?
(Л.Толстой)
Приложение N 3
Вопросы команде N 3 (день первый, состязание V, задание 3)
1. Когда в Древней Греции никто не воевал?
(Во время Олимпийских игр)
2. Кто основал Рим?
(Ромул и Рем)
3. Когда в истории воевали цветы?
(Война Алой и Белой розы)
4. Полное имя Остапа Бендера?
(Остап-Ибрагим-Берта-Мария-Бендер-бей)
5. Что означает “шерше ля фам”?
(Ищите женщину)
6. В родстве с каким ученым был А.Блок?
(С Д.Менделеевым)
7. Что такое лясы?
(Деревянные заготовки для перил)
8. Кто воскликнул: “А судьи кто?”
(А.Чацкий)
9. Сюжет каких произведений подарил Гоголю Пушкин?
(“Ревизор”, “Мертвые души”)
10. Где изобретена бумага?
(В Китае)
11. Как назывался театр Шекспира?
(“Глобус”)
12. С какой точки виден весь Париж?
(С Эйфелевой башни)
13. Год смерти Пушкина?
(1837)
14. Кто изобрел кинематограф?
(Братья Люмьер)
15. Кому поставила памятник благодарная Россия?
(Минину и Пожарскому)
16. Автор весенней сказки?
(А.Островский, “Снегурочка”)
17. Назвать место, “где, кричали во всю ивановскую”?
(Ивановская площадь в Кремле)
18. Основатель и первый директор Музея изящных искусств?
(И.Цветаев)
19. Продолжи ряд: Москва – Бутырки, Санкт-Петербург – Петропавловская крепость, Париж – Бастилия, Лондон – …?
(Тауэр)
20. Количество снов Веры Павловны?
(Четыре)
21. Родовое имение Лермонтова?
(Тарханы)
Приложение N 4
Литературная викторина “Маска, я вас знаю!” (день второй. Задание 3)
1. “Это один из самых лучших образцов золоченой молодежи петербургской… Страшно богат, красив, большие связи, флигель-адьютант и вместе с тем – очень милый, добрый малый”
(Алексей Вронский, Л.Толстой, “Анна Каренина”)
2. “Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя”.
(Павел Петрович Кирсанов, И.С.Тургенев, “Отцы и дети”)
3. “Еще одно последнее сказанье – и летопись окончена моя”
(Пимен, А.Пушкин, “Борис Годунов”)
4. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он читал уже два года”.
(Манилов, Н.В.Гоголь, “Мертвые души”)
5. “- Давай и веревочку, – и веревочка в дороге пригодится”.
(Осип, Н.В.Гоголь, “Ревизор”)
6. “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”
(Астров, А.П.Чехов, “Дядя Ваня”)
7. “Много у меня в год-то народу перебывает… не доплачу я им… по копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо”
(Дикой, А.Н.Островский, “Гроза”)
8. “Тогда не ожидай прощенья –
Закона я на месть свою не призову,
Но сам, без слез и сожаленья,
Две наши жизни разорву!”
(Арбенин, М.[[smpbold]].Лермонтов, “Маскарад”)
9. “Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет”
(Онегин, А.С.Пушкин, “Евгений Онегин”)
10. “Уж солнце закатилося,
Когда с базарной площади
Ермил последний тронулся,
Отдав тот рубль слепым”
(Ермил Гирин, Н.А.Некрасов, “Кому на Руси жить хорошо”)
11. “Решительно скажу: едва
Другая сыщется столица, как Москва”
(Фамусов, А.С.Грибоедов, “Горе от ума”)
12. “Из числа челяди самым замечательным лицом был дворник… глухонемой от рождения”
(Герасим, И.С.Тургенев, “Муму”)
13. “План у деда был гениально прост: подстеречь курицу… чтобы наварить каши с курятиной”
(Дед Щукарь, М.Шолохов, “Поднятая целина”)
14. “Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню, я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…”
(Лопахин, А.П.Чехов, “Вишневый сад”)
15. “Гонцов надо завтра изловить, а Тимку и его гонцов излупить”
(Фигура, А.Гайдар, “Тимур и его команда”)
16. “Алексей Александрович был не ревнив, ревность, по его убеждению, оскорбляет жену, и к жене должно быть доверие”.
(Каренин, Л.Толстой, “Анна Каренина”)
17. “Особые приметы: прихрамывает на правую ногу, левая рука скрючена, недостает двух пальцев. Шрам на лице, заикается”
(Артур Риварес, Э.Войнич, “Овод”)
18. “Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безнадежной”
(Годунов, А.С.Пушкин, “Борис Годунов”)
19. “- Не надо, – сказала она. – Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал”
(Рита Осянина, Б.Васильев, “А зори здесь тихие…”)
20. “Все камни перенесены сюда с точностью со старого серебряного браслета, и вы можете быть уверены, что до вас никто этого браслета не надевал”
(Желтков, А.Куприн, “Гранатовый браслет”)
21. “Коли жив я буду,
Чудный остров навещу
И у князя погощу”
(Царь Салтан, А.Пушкин, “Сказка о царе Салтане…”)
Комментарии